Татьяна Киселева
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Дикие животные нашего края зимой» с использованием НРК
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные».
Задачи:
Образовательные:
— Формирование представлений о диких животных Урала, об их образе жизни зимой.
— Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные».
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Дикие животные нашего края зимой“ с использованием НРК» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
— Продолжать работать над развитием артикуляционной моторики; над развитием мелкой моторики пальцев рук; над координацией речи с движением.
— Продолжать развивать фонематический слух.
— Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
— Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
— Формирование навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие,
познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие. ,
художественно-эстетическое развитие.
Используемые материалы :
Предметные картинки по теме «Дикие животные».
Иллюстрация «Зимний лес».
Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики.
Иллюстрации артикуляционных упражнений.
Методы и приё мы:
Словесные (рассказ, беседа).
Практические (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамическая пауза).
Наглядные (иллюстрации, показ).
Предварительная работа:
Рассматривание картинок в детской энциклопедии, слайдов с изображением диких животных, их жилищ, детёнышей т. д. ,
разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом»,
разучивание подвижной игры «На водопой».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
(Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними.)
Л о г о п е д: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о диких животных. Вспомним, где они живут и чем питаются. Узнаем, какие животные живут в наших уральских лесах и как они переживают наши суровые зимы. Для начала давайте с вами вспомним, каких диких животных мы знаем и для этого поиграем в игру «Подскажи словечко». Слушаем первую загадку:
Без тропинок, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это…
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Правильно. Это ёж. Назовите мне жилище ежа, где он зимует?
(Ответы детей.) (По мере отгадывания изображения зверей крепятся на коврограф.)
Л о г о п е д: Правильно, ежи живут в норах. Слушаем следующую загадку:
Посмотрите-ка какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увёртки мастерица,
А зовут её…
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Всё верно. Это лисица. Где живёт лиса?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Да, лиса зимует в норе и в поисках добычи выбирается из неё и рыщет по лесу. Следующая загадка:
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его?.
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Медведь. Как и где зимует медведь?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Правильно, медведь впадает в спячку на всю зиму в своей берлоге.
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это?.
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Да, это волк. А как называется жилище волка?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Жилище волка называется логово. Следующая загадка:
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка.
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это?.
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Правильно, белка. А где она живёт?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Да, белки зимуют в дупле деревьев.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасётся весь день.
Кто же это?.
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Да, это олень. У оленей нет определённого жилища, и на время отдыха они устраивают себе лежанки. И последняя загадка:
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?.
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Правильно, это зайка. И живут зайцы в норах. Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь скажите мне: олень, ёжик, заяц, волк, лиса, медведь – это дикие или домашние животные и почему вы так считаете?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Конечно, это дикие животные, потому что они живут в лесу, сами строят себе жильё и добывают себе пищу. Молодцы! А теперь давайте попробуем составить рассказы-описания о некоторых животных, которых мы с вами отгадали, а поможет нам в этом схема – картинка-подсказка.
(Схема – картинка-подсказка весит на коврографе, логопед объясняет детям эту схему.)
Л о г о п е д : сначала вы скажете, как называется животное, дикое оно или домашнее, где живёт – в лесу или у человека. Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее мы с вами вспомним, как называются его детёныши, как оно подаёт голос и чем питается.
(Дети составляют с помощью педагога рассказы-описания о животных.)
Примеры рассказов-описаний о животных.
Это МЕДВЕДЬ – дикое животное. Он живёт в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детёныши – медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мёд, малину, питается корешками, разоряет муравейники.
Это ЁЖ – дикое животное. Он живёт в лесу. Ёжик маленький, серенький. Тело его покрыто колючками (иголками). У него маленькая головка, маленькие лапки. Ёжик умеет фыркать. Его детёныши – ежата. Ежи питаются грибами и ягодами, а также ловят мышей.
Это ЗАЯЦ – это дикое животное. Он живёт в лесу. Заяц маленький, зимой белого цвета, а летом меняет окраску – становится серым. У него густой мех, маленькая голова, длинные уши, передние лапы короткие, а задние мощные, длинные и маленький хвостик. Его детёныши – зайчата. Зайцы умеют быстро и далеко прыгать. Они питаются зимой веточками, мягкими побегами деревьев и корой, а также сухой травой.
БЕЛКА – это дикое животное. Белки живут в лесу в дупле деревьев. Она маленькая, рыженькая. У белки густой мех, маленькая головка, задние лапы больше пердних и большой пушистый хвост. Её детёныши – бельчата. Белка умеет громко кричать «дук-дук». Белки питаются грибами и ягодами.
ЛИСА – это дикое животное. Она живёт в лесу. Она небольшого размера и рыжая. У неё густой мех, голова с вытянутой мордочкой, лапы и пушистый хвост. Её детёныши – лисята. Лиса умеет тяфкать, как собаки. Питаются лисы ягодами, а также охотятся на зайцев и птиц.
Л о г о п е д : Молодцы.
(На столе появляются фигурки лисы, зайца, медведя и волка.)
Л о г о п е д : А сейчас поиграем с вами в игру «Кого не стало?». Посмотрите внимательно на фигурки животных. Теперь закройте глаза, я уберу одну фигурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.
(Дети закрывают глаза, логопед убирает фигурку белки.)
Л о г о п е д : Кого не стало?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Да, верно, не стало белки. А давайте покажем с вами, как белочка прыгает с ветки на ветку.
(Элементы физ. минутки.)
Л о г о п е д : Хорошо. А сейчас кого не стало?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Правильно, зайца. Как заяц прыгает?
(Дети прыгают.)
Л о г о п е д : А кого не стало теперь?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Всё верно, не стало лисы. А как хитрая плутовка ходит по лесу?
(Дети показывают.)
Л о г о п е д : Кого не стало на этот раз?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Правильно, медведя. А как он ходит косолапый?
(Дети показывают.)
Л о г о п е д : Молодцы. Присаживаемся на свои места, берём зеркала и послушаем сказку о веселой белочке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой.
Маленькая веселая белка Широко открыт рот, язык расслаблен.
Спала в теплом дупле «Лопатка»
Потом она проснулась Коснуться кончиком языка альвеол.
Радостно улыбнулась «Улыбка»
Белка выглянула из дупла «Лопатка»
Быстро поглядела по сторонам «Болтушка»
Белка была очень аккуратная, она умылась Круговые движения языка по губам
Почистила зубки Круговые движения языка за сомкнутыми губами
Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх – вниз. Движения языка вверх – вниз с упором на верхние, потом на нижние зубы, поочередно.
Язычком белка цокала «Цоканье» в сомкнутые зубы
Грибы собирала «Грибок»
После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном. Широко открыт рот, язык расслаблен.
Л о г о п е д : А теперь давайте вспомним с вами, как правильно произносится звук Ж. Язычком сделали чашечку, убрали «чашечку» в рот, губки округлили бубликом и выдыхаем тёплую струйку воздуха, добавляем голос: ж-ж-ж-ж-ж-ж.
(Дети повторяют.)
Л о г о п е д : Молодцы! Теперь выполним упражнение «Повтори за мной». Вы по очереди будете повторять за мной слоги, слова, предложения, при этом следя за произношением звука Ж.
(Логопед произносит, слоги, слова, предложения, дети «по цепочке» повторяют.)
Жа-жи-же.
Же-жо-жу.
Жаба.
Ежата.
Бежать.
Жить.
Женя.
Уважение.
Хожу.
У ежа ежата.
Женя – лыжник.
Пожарные едут на пожар.
Молодцы! Теперь давайте с вами отдохнём и поиграем в игру «На водопой».
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок,
За мамой-лисицей крался лисёнок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шёл медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Л о г о п е д: А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
(Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».)
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
Л о г о п е д : Хорошо, вот мы с вами отдохнули и сейчас давайте посмотрим, как звери зимую в наших лесах, ведь мы знаем, что зимы у нас на Урале очень холодные и зверям приходится очень тяжело.
(На коврографе картина «В зимнем лесу».)
Л о г о п е д : Посмотрите, ребята, на картину и скажите, что на ней нарисовано?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Всё верно, на картине нарисован зимний лес. Давайте же сейчас мы поместим диких животных на эту картину. Как вы думаете, где зимует белка?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Да, верно, белка зимует в дупле дерева, а там у неё большой запас грибов и орехов, которые она ещё осенью приготовила. Значит мы нашу белочку поместим в дупло. А как зимует заяц?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Зайчик оделся в тёплый белый мех и бегает по лесу. А как зимуют лиса с волком?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д: Лиса и волк зимуют в норках, выходя из неё в поисках добычи. А как зимует медведь?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Правильно, медведь ещё осенью мастерит себе берлогу и на всю зиму впадает в спячку. А как зимует ёжик?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Ежи тоже пережидают зимние холода в своих норах, где ещё осенью запасли грибов и веточек. Хорошо. Вот мы с вами рассказали о жизни животных зимой в нашем лесу. Давайте же наших животных поместим на картину, найдём каждому свой домик.
(Дети приклеивают животных на картину.)
Л о г о п е д : Молодцы! А теперь скажите мне, о ком мы сегодня с вами говорили?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Почему мы их называем дикими?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Назовите диких животных.
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Понравилось вам занятие?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Что понравилось больше всего?
(Ответы детей.)
Л о г о п е д : Занятие окончено. Спасибо. До свидания.