Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Пономарёва Наталья
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности детей и родителей в улучшении качества окружающей среды. Актуальность В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Темочки:

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Именно в дошкольном возрасте впервые осознаётся роль природы в жизни человека. Проектная детско-родительская деятельность дошкольников является одной из основных форм работы в данном направлении.

Почему именно проект? В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог со взрослым. Они совместно мыслят, решают задачи. Проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные знания, приобретается личный опыт их практического применения, что способствует более глубокому усвоению представлений, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции.

Метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Также проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение, внимание, память, речь.

Условия реализации проектов по экологическому воспитанию

• Создание предметно-развивающей среду по экологии.

• Повысить свою педагогическую грамотность (подобрать соответствующую дополнительную педагогическую, научно- популярную и нормативно-правовую литературу).

• Уделить особое внимание экологическому просвещению родителей: Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности. Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

• Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.

• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в центре природы.

• Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Каких результатов ждать от проектной деятельности?

• Дети будут готовы самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; Дети смогут выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

• Дети освоят знания об экологии ;Будут сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе

• У дошкольников сформируется стремление к исследованию объектов природы на территории детского сада, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

• У родителей повысится уровень экологического сознания, сформируются знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.

• Дети научатся искать ответ на различные вопросы, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость, в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создадут у ребенка уверенность в своих силах, будут побуждать к активному поиску нового.

Эффективность проектной деятельности

Систематическое использование проектного метода в экологическом воспитании и образовании дошкольников способствует формированию на этапе дошкольного детства экологически грамотной личности ; Через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природе ; Данный опыт работы может быть использован педагогами ДОУ в системе работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Виды экологических проектов

Экологическая акция - проходит под определённым девизом, имеет наглядную агитацию,

Экологический тренинг - создание модели взаимоотношений людей и природы путем деловой игры и анализа,

Экологические диспуты - обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе. Часы экологического чтения - позволяющий сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания,

Экологический букварь - помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы,

Выставки поделок из природного материала - позволяют сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, Экологическая почта - форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем.

И другие

Особенности взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию через проектную деятельность

Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру.

Кроме того, современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Поэтому родителям надо не навязывать готовую точку зрения, а придумывать такие формы, которые и вынуждали бы их думать, искать, делать собственные выводы. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

мы приготовили Обращение к родителям

Уважаемые родители!

Мы с вами живём на самой красивой планете, где нас окружают леса, поля, реки и озёра. Но в последнее время наблюдается резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающее жизни цивилизации.

Человек не всегда рационально использует богатства природы, порой бесчувственно загрязняя и уничтожая окружающую среду. По этой причине мы запускаем экологический проект «Сохраним природу для наших детей». Если мы не возьмёмся и не попытаемся исправить то, что натворили своими необдуманными действиями за столетия, нашим внукам и правнукам не увидеть красоты наших мест.

Давайте своим примером донесём до наших детей важность проблемы защиты окружающей среды.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Просим вас стать активными участниками наших проектов, быть рядом с вашими детьми. Предлагаем проявить творчество и фантазию, подумать вместе с детьми, в каком мире мы хотим жить; принять участие в наших акциях и экологических десантах, поучаствовать в выставках поделок, рисунков, фотографий.

Интересных Вам открытий!

Формы работы с родителями

• Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;

• Родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры, заседания круглого стола);

• Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка, педагогические ширмы;

• Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВН, викторины и т. д;

• Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, акциях;

• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;

• Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания;

• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек;

• Экологические десанты.

Задачи экологического воспитания детей

через проектную деятельность:

• Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

• Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

• Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

• Формировать у детей умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе наблюдений

• Участвовать в посильной практической деятельности.

• Способствовать взаимодействию семьи и детского сада

также мы сформулировали Ожидаемые результаты реализации проектной деятельности.

• Сформированность гуманного отношения к природе.

• Сформированность системы экологических знаний и представлений.

• Развитые эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её).

• Сформированность у детей умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе наблюдений

• Участие в посильной практической деятельности.

• Создано тесное взаимодействие семьи и детского сада

Методическое сопровождение проектной деятельности.

• 1. Обращение к родителям.

• 2. Беседы.

• 3. Загадки, стихи, пословицы, поговорки.

• 4. Кроссворды.

• 5. Исследовательская деятельность.

• 6. Опытно-экспериментальная деятельность.

• 7. Ведение дневников наблюдений.

• 8. Совместная деятельность родителей, педагога и детей.

• 9. Экологические игры.

• 10. Речевое творчество детей (презентация проектов).

• 11. Художественное творчество детей.

Мы составили План работы на 2019 - 2020 учебный год по экологическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность.

Каждый месяц соответствует определенной теме с учетом сезонности.

Так, в сентябре была тема «Экологическая культура детей и родителей», мы работали над такими проектами, как:

-Анкетирование родителей.

-Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры ребёнка».

-Экскурсии в природу, сбор растений для гербария. (фото)

В октябре тема «Осенняя пора». Наши проекты:

-Участие в конкурсе поделок из природного материала «Осенний вернисаж».

-Участие в выставке совместных рисунков детей и родителей «Люблю я пышное природы увяданье».(фото)

-Экологические экскурсии в природу, сбор природного материала для поделок. (Фото)

-Трудовой десант «Осенние заботы» в рамках Всероссийского субботника. (фото)

В ноябре тема «Чистый город начинается с тебя» Проекты:

-Экологические десанты по поселку «Элеконд» по выявлению самых загрязнённых и самых чистых дворов.

-Консультации «О вреде бытовых отходов для окружающей среды»;

-Участие в акции: «Поможем городу стать чище»

-Проект - эксперимент «Сколько мусора в квартире набирается за день?»

В декабре тема «Ёлочка в опасности». Проекты:

- экологический диспут «Ёлочка в опасности» с изготовлением плакатов в защиту хвойных деревьев, созданных детьми и родителями.

-Интервью с родителями «С какой ёлочкой вы проведёте Новый год?».

-Проект «Ёлку можно не рубить, ёлку можно смастерить».

В январе тема «Птичья столовая». Проекты:

-Проект «Помоги птицам зимой». Изготовление кормушек для птиц;(фото)

-Выставка рисунков «Птицы нашего края»;

В феврале тема «Деревья вокруг нас». Проекты:

- Мини-проекты «Деревья родного края» (фото)

- Экологический тренинг «Знатоки природы», на котором дети совместно с родителями закрепили представления о разнообразии деревьев родного края.

В марте тема «Красная книга природы». Проекты:

-Экологический букварь «Их занесли в Красную книгу»;(фото)

-Проект - стенгазета «Берегите природу»; (фото)

- Проект «Экологический светофор» (фото)

-Выставка рисунков «Весна - красна». (фото)

В апреле тема «Весенние хлопоты». Проекты:

-Проект «Дом для птиц». Совместное изготовление скворечников родителями и детьми; (фото)

-Экологический десант «Прилетайте птицы к нам!». Установление скворечников на территории детского сада.

-Акция «Чистый участок – чистый город». (фото)

- Проект «Огород на окне». (фото)

- Проект - Лепбук «Весна – Красна» (фото)

В мае тема «Человек и природа». Планируются проекты:

- Круглый стол «Роль человека в природе»,

-Экологический праздник «В гости к нам пришла весна» для детей с участием родителей.

Можно сделать Вывод: Благодаря проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и родителей расширились представления о природоохранной деятельности, сформированы основы экологической компетентности. Метод проекта является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию.

Слайд 51 Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Опубликовано: 20 февраля 2025 в 13:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Пономарёва Наталья (УИ 3511228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД