Елена Гурулева
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук и [Ж] и буква «Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему : «Звук и буква Ж»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить произношение звука Ж.
2. Закрепить понятие «согласный звук», умение узнавать и выделять звук Ж в начале и в середине слова, выполнять звуко – буквенный анализ слов.
3. Дифференцировать понятия «звук»-«буква».
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Звук и [Ж] и буква „Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
4. Упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и логического мышления.
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику.
3. Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности на занятии.
Оборудование: Предметы, фишки для звукового анализа, картинки в названии которых есть звук Ж, мяч, «паровозик» для определения места звука в слове, счетные палочки.
Ход занятия.
1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята!
«Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять
И друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить
Не вертеться, не шалить.
Отгадайте загадки:
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
Шесть ног без копыт;
Летит — жужжит,
Сядет — молчит. (Жук).
Как у леопарда шкура:
Те же пятна, тот же цвет,
Необычная фигура,
Шеи выше — просто нет. (Жираф)
- С какого звука начинается слово жук? (Слово жук начинается со звука [ж]).
- С какого звука начинается слово жираф? (со звука [ж]).
2. Анализ артикуляции звука Ж.
Как жужжит жук? Произнесите звук Ж, наблюдая за артикуляцией в зеркале. В каком положении находятся губы, язык, зубы. (Губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, язык в виде «чашечки»
- Звук [ж] можно пропеть? (нельзя)
- Если звук [ж] нельзя пропеть, значит он согласный
А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук [ж]. Наше горлышко спит или работает? (Горлышко работает).
Если горлышко работает, значит звук [ж] какой? (Звук [ж] звонкий).
А еще звук [ж] всегда твердый.
Характеристика звука [ж]. (Звук [ж] согласный, звонкий, всегда твердый, значит какая фишка будет для звука Ж? (синяя с колокольчиком)
3. Игра «Хлопай, не зевай».
Если услышите звук Ж – хлопайте. Ж, м, б, а, ш, к, ж, ж, м; жа, га, эж, жу, ма, жи, аж;
Женя, весна, живот, молоко, кровать, жираф, жук, ужи.
4. Подвижная игра «Жуки на полянке»
Дети изображают жуков: сидят в своих «домиках» и говорят:
«Я- жук, я-жук, я тут живу.
Жужжу, жужжу и не тужу!»
По сигналу жуки летят на полянку и собирают предметы.
По сигналу «дождик» летят в домики и несут свои находки. (ножницы, мороженое, жаба, жираф, ежи, моржи, снежинка, крыжовник, жёлуди, баклажан, флажок, ножи).
5. Определение места звука Ж в названии предметов, которые нашли на полянке, используя фишки и паровозики. (самостоятельная работа)
6. Чистоговорки.
Жа - жа - жа – есть иголки у ежа.
Жа - жа - жа – поймали мы ежа.
Жи - жи - жи – здесь живут ежи.
Жи - жи - жи – фокус покажи.
Жу -жу - жу – молоко дам ежу.
Жу - жу - жу – на траве лежу.
Же - ж е - же – дождь прошел уже.
7. Физкультминутка. Выполнение движений по инструкции
Встаньте прямо. Потянитесь.
Пошагайте, наклонитесь.
Руки вправо. Руки влево.
Встаньте. Снова потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
8. Звуко – буквенный анализ слов. Составьте схему слова «жуки».
Жуки
ж – согласный, твердый, звонкий (фишка синяя с колокольчиком)
у – гласный звук (фишка красная)
к – согласный, глухой, мягкий (фишка зелёная без колокольчика)
и – гласный звук (фишка красная)
В слове жуки – 4 звука из них 2 согласных и 2 гласных звука.
- Как определить количество слогов в слове? (Сколько гласных звуков, столько и слогов)
- Сколько слогов в слове жуки (2 слога)
9. Знакомство с буквой Ж
Ребята, а чем буква отличается от звука? (Буквы мы видим, печатаем). Звуки мы произносим и слышим. Молодцы!
Посмотрите на букву Ж. Чем буква Ж похожа на жука?
От черты шесть лапок строим:
Три — наверх и три — пониже.
Буква Ж, как паучок,
Словно азбучный жучок.
Выложите из палочек букву Ж.
10. Игра с мячом «Скажи ласково» Скажите слово ласково, чтобы в нём появился звук [ж] : стог – стожок, снег – снежок, друг – дружок, сапог- сапожок, флаг-флажок, пирог- пирожок, утюг-утюжок, круг –кружок, луг-лужок, творог-творожок, рог-рожок
11. Игра «Придумай словечко».
Дети придумывают слово на звук [ж] и составляют с этим словом предложения.
12. Итог занятия.
С какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает? Что вам понравилось на этом занятии?