Елена Худякова
Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Звук [Г] и буква Г»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная область ФГОС: развитие речи
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- формировать у детей умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука Г;
- формировать навыки воспроизведения слов сложной слоговой структуры.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику детей;
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- автоматизировать звук Г в слогах, словах, фразах;
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- развивать навыки словообразования суффиксальным способом;
- развивать навыки согласования имён существительных и прилагательных с числительными.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме „Звук [Г] и буква Г“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.
Задачи образовательных областей ФГОС в интеграции:
Физическое развитие: развивать мелкую и общую моторику детей; развивать координацию движений в сочетании с речью.
Художественно-эстетическое развитие: содействовать накоплению детьми опыта восприятия музыки, развивать навыки выполнения движений под музыку; развивать навыки передачи зрительного образа с помощью различных материалов.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать желание оказать помощь другому в трудной ситуации; воспитывать умение слушать друг друга и взаимодействовать в подгруппе.
Познавательное развитие: развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Оборудование: зеркала; фишки для обозначения звуков, разрезная азбука, тетради, карандаши, буква Г, мини-презентация «Поможем гному собрать цветок», конверт с заданиями.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Звучит «волшебная» музыка. На экране появляется Гном, который делится своей проблемой. (1-ый и 2-ой слайды презентации).
Гном: Здравствуйте, ребята! Я - Гном из царства звуков и букв. Сегодня у нашего д/сада день рождения, я хотел волшебный подарить цветок, но все лепестки у него облетели, поэтому мне очень грустно.
- Ребята, как же нам развеселить гномика? (Ответы детей) Цветок же был волшебный, и лепестки вернутся, если вы выполните задания гномика. Вы согласны? Но, прежде чем приступить к выполнению заданий, надо выполнить разминку.
II. Разминка: а) Развитие мелкой моторики «Я цветочки поливаю…».
Я цветочки поливаю (ритмично сжимать и разжимать
И названья вспоминаю: пальцы обеих рук)
Традесканция и фикус, (последовательно соединять пальцы
Кактус, колеус, правой руки с большим)
герань, (последовательно соединять пальцы
Вот бегония, фиалка, левой руки с большим)
Вот толстянка (соединить обе ладони, пальцы слегка
и розан. согнуть и развести)
(Худякова Е. А.)
б) Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
- «Улыбочка» - «Трубочка»;
- «Качели 3»;
- «Горочка».
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Логопед: Очень хорошо! А теперь вы готовы помогать гномику восстановить цветок. А вот и задания!
Логопед открывает конверт с заданиями. Читает задания.
1). «Назовите звук, который встречается во всех словах».
гном, гвоздика, нога, книга.
Правильно, это звук Г.
Ребята, посмотрите, на цветке появился первый лепесток! (Здесь и далее используется презентация, после каждого задания на экране появляется новый цветной лепесток, пока не соберётся весь цветок)
2). Кто хочет рассказать о том, как произносится звук Г? Смотрите в зеркало и рассказывайте. (При произнесении звука Г губы раздвинуты, зубы тоже раздвинуты, язык встаёт горочкой, отодвигается к горлышку, воздушная струя тёплая, сильная, голосок поёт)
Обозначьте этот звук символами (синий квадрат, кирпич, колокольчик) (индивидуальная работа)
Кто хочет рассказать про этот звук, какой он. (Звук Г - согласный твёрдый, звонкий).
Молодцы! Ещё один лепесток появился!
3) Игра «Поймай звук».
а) г, д, ж, г, в, г, г, …;
б) га, го, ды, гы, ра, гра, гно, гла…
в) гараж, вагон, ваза, дача, гром, гном, нога, глаз.
И с этим заданием справились!
4) Соотношение звука с буквой.
Ребята, чем обозначаются речевые звуки (Ответы детей). Кто знает, какой буквой обозначается звук Г? Это буква Г.
Посмотрите, на что похожа эта буква?
Не гусь, не галка
Буква Г,
А цапля
На одной ноге. (Е. Тарлапан)
Из чего мы можем сделать эту букву? (из счётных палочек, из ниток, выложить из косточек). Ваня, расскажи, как ты это делаешь. (Длинную палочку ставлю строго вертикально, а короткую приставляю к ней козырьком вправо). Прочитайте букву.
Молодцы, ребята, скоро мы весь цветок соберём!
Автоматизация звука.
5) Игра «Посели звук» (по 2 карточки: картинка со схемой)
Смотрим на картинки, если в слове есть звук Г, то заселим его в домик, определяя его место (начало, середина, конец). Обменяйтесь картинками, проверьте друг друга.
6) Игра «Гусеница спрятала хвостик». Добавь слог ГА, чтобы получилось словечко.
но… слу … кни…. тай…
7) Игра «Разбросай слово на звуки». КНИГА. Выкладывание схемы этого слова. Выкладываем слева - направо. Алёна работает у доски. Проверяем.
8) Игра «Живые буквы»
А сейчас я превращу вас в буквы. (Дети называют буквы) К, Н, И, Г, А, У и др. прочие (по количеству детей)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли буквы погулять
И словечки составлять.
Составьте слово КНИГА. Прочитаем. Молодцы.
9) «Чьё предложение длиннее». Давайте составим предложение со словами книга и дети. Чьё предложение длиннее?
10) «Громко, звонко повтори!»
Га-га-га, - гогочет гусь. -
- Я семьёй своей горжусь.
На гусыню и гусят
Всё гляжу не нагляжусь.
Физминутка. (с муз. сопровождением)
А теперь поиграем в игру «Детский сад»
Мы приходим в детский сад, Марш на месте
Там игрушки стоят. Основная стойка
Паровоз, Поступательные движения согнутыми
Пароход в локтях руками
Дожидаются ребят. Основная стойка
Там картинки на стене Руки вперёд
И цветы на окне. «Рисуем» руками овал перед собой
Захочу - Наклоны головы влево-вправо
Поскачу Хлопки в ладоши
На игрушечном коне «Скачки» на лошади
В этом доме все для нас - Хлопки в ладоши
Шумный пляс, Руки на поясе, «топотушки»
Тихий час, - Руки под щекой
В этом доме всё для нас! Наклон вперёд с разведением рук
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
а) Посмотрите, какие игрушки есть у нас в детском саду. Назовите их.
Ребята, посмотрите, гном какой по настроению? … Назовите его ласково.
Грустный гном - грустненький гномик.
Ребята, а что вы можете сказать о цвете попугая, какой попугай?. Назовите его ласково.
Разноцветный попугай - разноцветненький попугайчик.
б) Хотите посчитать гномов и попугаев?
1грустный гном, 2, …5 …
1 разноцветный попугай, ….
Итог. Ребята, в начале занятия мы пообещали гномику помочь собрать лепестки для цветка. У нас получилось? (ответы детей) За что вы можете сказать себе и друг другу «молодец»? (Ответы детей) Ребята, вы выполнили все задания! Гном говорит, что вы - большие молодцы! Он прощается с вами и ждёт на следующих занятиях.