Людмила Нехаева
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки» по лексической теме «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы:
учителя-логопеды высшей квалификационной категории
МАДОУ города Рязани «Детский сад №134»
Нехаева Людмила Ивановна,
Кожина Лилиана Николаевна
Цель: Систематизация и обобщение знаний детей о семье.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• формирование познавательных навыков и любознательности при знакомстве со сказкой;
• обогащение и активизация лексического запаса (использование в речи слов антонимического ряда, родственных слов);
• приобщение детей к устному народному творчеству (заучивание потешек и пословиц);
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе „В гостях у сказки“ по лексической теме „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• знакомство с обобщенными понятиями Родина, народ.
Коррекционно-развивающие:
• совершенствование грамматического строя речи, повышение уровня словообразовательной компетенции у детей (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
• развитие понимания лексико-грамматических конструкций;
• закрепление звуко-буквенных связей, умения делить слова на слоги;
• развитие связной речи и коммуникативных навыков;
• развитие слухового внимания и памяти;
• развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитание любви и уважения к членам своей семьи;
• формирование доброжелательного отношения детей друг к другу и к окружающим людям;
• воспитание патриотических чувств.
Оборудование: экран с медиапроектором, ноутбук, шкатулка, карточки с буквами и цифрами, 3 тарелки с муляжами пирожков, мяч, магнитная доска, атрибуты для костюмов сказочниц, Аленушки, Иванушки, яблоко.
Предварительная работа: знакомство с содержанием русской народной сказки «Гуси-лебеди», заучивание пословиц о семье.
Ход занятия
Слайд1.
1. Введение.
Входят ведущие - 2 сказочницы.
Здравствуйте, дети!
Сказочница 1:
Видим: здесь нас очень ждали,
В гости нас сюда позвали.
Мы гости не простые –
Мы сказительницы удалые.
Сказочница 2:
Сказку, дети, вам расскажем,
Да еще ее покажем.
Что за сказка – есть подсказка,
Сразу я ответ не дам, угадать придется вам.
(Сказочницы вместе проговаривают слова с имитацией движений)
Слайд 2.
Гуси-лебеди летели,
В чисто поле залетели.
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали. (Сказка «Гуси-лебеди»)
Сказочница 1:
Поскорее в круг вставайте,
Слова с нами повторяйте!
(Дети и сказительницы идут по кругу. Хоровое проговаривание потешки.)
Сказочница 2:
Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается.
Вместе весело играть,
Но пора уж начинать.
Слайд 3.
2. Чтение зачина сказки.
Сказочница1: Жили-были в одной деревне маменька, папенька, дочка и сынок маленький. А вместе они кто? (Семья).
Собрались однажды родители в город на ярмарку. Детей одних дома оставили, а дочке велели за братцем присматривать, да наказ им дали (выходят сестрица и братец -дети в народных костюмах):
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минуты досуга
Рядом вместе побудьте.
Сказочница 1: Дети, расскажите, что дальше в сказке произошло?
Дети продолжают сказку:
Позабыла дочка, что ей родители наказывали, посадила братца на травку под окошком, а сама на улицу побежала, заигралась, загулялась.
Слайд 4.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Пришла девочка, глядь — братца нет! Выбежала она в чисто поле. Видит: метнулись вдалеке гуси-лебеди, и пропали за темным лесом.
Слайд 5.
3. Встреча с печкой. Отгадывание загадок.
Сказочница 1: Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка.
Аленушка (ребенок): Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Сказочница 1. Говорит печка: «Отгадай, девочка, мою загадку, тогда скажу».
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Мама, папа, брат и я
Вместе все— одна… (семья).
Сказочница 2: Что такое, по-вашему, семья? (Ответы детей.)
Семья – это 7 я. Это родные и близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся, помогают друг другу.
«Деление слов на слоги».
Сказочница 1: И еще одно задание печка дала: друг за другом назовите своё имя. Разделите слова на слоги хлопками, как я, и сосчитайте количество слогов.
(Дети выполняют задание.)
Сказочница 1: Говорит печка Аленушке: «Беги к яблоне. Она тебе дальше дорогу покажет».
Слайд 6.
4. Встреча с яблоней. Игра «Назовите ласково каждого члена семьи».
Сказочница 2: Побежала девочка дальше, видит: стоит яблоня на пригорке.
Алёнушка: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Сказочница 1. Просит яблоня: «Сначала помоги моим веточкам распрямиться. Сорви мое яблочко и назови, кто в семье кем приходится».
Девочка для мамы кто? (Дочка)
А для дедушки и бабушки? (Внучка)
Мальчик для папы и мамы кто? (Сын)
А для дедушки и бабушки? (Внук)
Кто такая прабабушка? (Ответы детей)
Сказочница 1. Продолжает яблоня: «Видишь, я дерево не простое, я дерево родовое, семейное. Яблочко наливное передавайте, тех, кто есть в семье, ласково называйте». (Дети называют и передают яблоко по кругу).
Сын - сыночек; дочь - доченька, дочурка;
Брат – братик, братишка, сестра - сестренка, сестричка;
мама-мамочка, мамуля; папа-папочка, папуля;
бабушка - бабуленька; дедушка - дедуленька.
Сказочница 1. Говорит яблоня: «Молодцы, дети, правильно мое задание выполнили. Ты, Аленушка, беги к речке».
Слайд 7.
5. Встреча с речкой.
Дети продолжают сказку: Прибежала Аленушка к речке.
Алёнушка: Речка, речка скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Сказочница 2. Отвечает речка: «Скажу, если правильно отгадаешь загадку моего сыночка-ручейка».
Загадка ручейка. (Пальчиковая гимнастика.)
У мамы моей пять сыновей.
Начну их считать – выходит не пять.
Смотрите: Володя - вот первый мой брат,
Вот Костя – второй, вот третий – Игнат.
Четвертый – Гришутка. А пятого – нет…
Считаю сначала – все тот же ответ.
Все время четыре выходит на счет.
Кто же пятого братца найдет?
(Показывает 5 пальцев, поочередно загибает пальцы. При повторном чтении дети выполняют пальчиковую гимнастику.)
Сказочница 1: Долго Аленушка бегала по полям, по лесам. Вдруг видит — стоит избушка на курьих ножках.
Как вы думаете, кто в избушке живёт? (Ответы детей)
В избушке сидит Баба-яга, а на лавочке - братец. Чтобы Баба - Яга не рассердилась, давайте ее развеселим.
Слайд 8.
6. Физкультминутка «Баба Яга».
Есть в лесу избушка, (Показывают руками крышу)
В избе живёт старушка. (Наклоны, руки за спиной)
Это бабушка Яга - костяная нога. (Шагают на месте)
Она летает на метле, (Имитация полёта на метле)
Детей ворует на заре.
Нос крючком, (Показывают руками нос крючком)
Глаза большие (Показывают руками большие глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (Грозят пальцем)
Дыбом волосы стоят. (Поднимают руки вверх, шевеля пальцами).
Слай 9.
7. Решение проблемной ситуации «Как помочь Аленушке?».
Выкладывание слова «семья» из букв.
Сказочница 2: Баба Яга печку натопила, братца в избушке закрыла и в лес ушла. Что же делать Аленушке? Надо братца выручать и домой скорей бежать!
Аленушка, смотри, какая-то шкатулка. Давайте откроем и посмотрим, что в ней лежит. (Дети находят буквы и прикрепляют на магнитную доску).
Дети, как вы думаете, что за это буквы, для чего они здесь лежат?
(Составляют слово семья).
Смотрите, а замок-то открылся! (На слайде замок открывается)
Обрадовалась Аленушка, схватила братца и в обратный путь побежала.
Слайд 10.
8. Встреча с речкой. Подбор антонимов.
Сказочница 1: Бегут, а гуси-лебеди их нагоняют.
Алёнушка: Речка, спрячь нас, пожалуйста!
Сказочница 2. Отвечает речка: «Спрячу вас под крутым бережком. Но и вы мне помогите, груду камней разберите, слова «наоборот» назовите». (На слайде после правильных ответов детей камни исчезают.)
Старший – младший,
большой – маленький,
молодой – старый,
сильный – слабый,
добрый – злой,
высокий – низкий,
храбрый – трусливый.
Дети продолжают сказку:
Спрятала детей речка под крутым бережком, не заметили их гуси-лебеди и дальше полетели.
Слайд11.
9. Подбор родственных слов. Встреча с яблоней.
Дети продолжают сказку:
Бегут дети, а гуси за ними в погоню летят, нагоняют, что делать? Куда деваться? Беда! Стоит яблонька на пригорке.
Алёнушка: Яблоня-матушка, спрячь нас, пожалуйста!
Сказочница 1. Отвечает яблоня: «Я спрячу вас, но сначала в моих корнях прочитайте слово (род).
У людей есть семьи, и у слов есть свои семейки. Давайте и мы с вами сегодня составим семейку из слов. А главным в этой семейке будет слово род.
(Род - родители, родня, Родина, родился, родные, родственники и т. д. – эти слова появляются на слайде.)
Дети продолжают сказку:
Яблоня заслонила детей веточками, прикрыла листиками, гуси-лебеди мимо пролетели.
Слайд 12.
10. Встреча с печкой. Договаривание пословиц.
Дети продолжают сказку:
Поблагодарила девочка яблоню, дальше с братцем побежала. Гуси-лебеди опять настигают. А тут на дороге печка показалась.
Алёнушка: Сударыня печка, спрячь нас, пожалуйста!
Сказочница 2. Отвечает печка: «Спрячу я вас, а вы пирожок возьмите и пословицу о семье договорите». (Пословицы появляются на экране.)
При солнышке тепло…а при матери – добро.
Нет милее дружка…чем родная матушка.
Не нужен и клад… коли в семье лад.
Вся семья вместе… и душа на месте!
Дети продолжают сказку:
Спрятала печка сестру да брата. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.
Слайд 13.
11. Финал сказки.
Дети продолжают сказку:
А девочка с братцем домой побежала. Добежали, а тут и папа с мамой вернулись. И стали они жить-поживать лучше прежнего. Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец!
Слайд 14.
12. Подведение итогов путешествия по сказке.
Сказочница 1:
Дети, в какой сказке мы сегодня побывали?
Как вы думаете, почему гуси-лебеди унесли братца Алёнушки?
Кто помогал девочке найти дорогу к избушке Бабы-Яги?
А как мы с вами помогали Алёнушке спасти братца, какие задания мы выполняли?
Кто же еще кроме сказочных героев помогал Аленушке братца найти? (Мы)
Встанем, дети, улыбнемся,
Вместе за руки возьмемся. (Дети встают в круг)
Слайд 15.
Сказочницы:
Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «я» и слово «мы».
Слово «мы» сильней, чем «я».
Мы - семья,
И мы - друзья.
Мы - народ,
И мы - едины. (Все берутся за руки)
Вместе мы
Непобедимы! (Поднимают руки вверх)
(В. Орлов)