Елена Сергеева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Р] и буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
1. коррекционно-образовательная цель:
познакомить детей с механизмом образования звука «р»;
2. коррекционно-развивающие цели:
развивать общую и мелкую моторику;
формировать фонематическое восприятие;
формировать навыки правильного произношения звука «р» в словах, скороговорках;
формировать фонематическое представление звука «р»;
формировать умение делить слова на слоги;
закреплять навыки элементарного звукового анализа;
формировать навыки чтения обратных слогов.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Звук [Р] и буква „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
3. коррекционно-воспитательные цели:
воспитывать у детей самоконтроль за речью;
воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
воспитывать умения работать в коллективе.
Задачи занятия :
научить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «р»;
научить соотносить звук «р» и букву «Р».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед : «Ребята, сегодня к нам пришёл добрый волшебник. Он приглашает нас в цирк. Мы будем весело играть вместе с цирковыми артистами, вспоминать, что мы изучали на прошлых занятиях. Вы согласны отправиться в дорогу?»
Дети: «Да!»
Логопед : «Давайте встанем в круг, соберём все свои знания и силы».
Дети берутся за руки, закрывают глаза и проговаривают:
«Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии».
Дети размыкают руки и открывают глаза.
Логопед : «Ну,что же, отправляемся в дорогу! А на чём можно поехать в цирк?»
Дети: «На автобусе, на трамвае, на такси».
Логопед : «Правильно,ребята! Но наш транспорт волшебный. Мы полетим на ковре-самолёте».
Логопед : «Сядьте поудобнее и закройте глазки!»
Включается музыка «Цветные сны».
Логопед : «Вот мы и прилетели и оказались прямо в цирке! Проходите и занимайте места в зрительном зале. Все цирковые артисты очень любят звук «р» и букву «р» и мы будем сегодня изучать звук «р» и букву «р».
2. Основная часть:
Логопед : «Добрый волшебник мне что-то шепчет на ушко. Он говорит, что цирковое представление начнётся, если мы всё-всё расскажем о звуке «р».
Логопед вместе с детьми составляет схему-характеристику звука «р». На доске появляется графическое изображение символов, которые обозначают, что звук «р» - согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед : «Итак, наше представление начинается и на арену цирка приглашается клоун-жонглёр. Он хочет спросить у вас, какие гласные звуки вы уже изучили?»
Дети: «Это звуки «а,о,у,ы,и,э».
Логопед : «А ещё клоун хочет узнать,какие гласные звуки вы уже знаете?»
Выставляется на доску картинка: «Клоун жонглирует шариками, на которых написаны буквы». Дети читают эти буквы.
Логопед : «Клоун спрашивает у вас: «Чем отличается звук от буквы?»
Ребё нок: «Звук мы произносим, а букву пишем».
Логопед : «Молодцы!Клоуну очень понравились ваши ответы. А на арене цирка обезьянка. Она очень любит строить смешные мордочки, давайте и мы поиграем вместе с ней». Дети выполняют артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка».
Логопед : «А следующим номером нашей программы выступит дрессированный слон. Он топает ногой, если услышит звук «р». Давайте и мы с вами хлопнем в ладоши, если услышим этот звук».
Логопед : «р, м, л, р, н, п, р, р, а, р,у, л, р»; «рак, пальма, робот, ромашка, ладошки, рыба, лак, молоко, рубашка, топор».
Логопед : «Молодцы, ребята слоник говорит вам спасибо. А кнам на цирковую арену прилетел говорящий попугай Рома. Он любит повторять слова со звуком «р». Давайте и мы вместе с ним повторим слова:
Робот – топор; рак – ранец; ромашка – рубашка; роза – морозы; кран – баран.
Логопед : «Ребята, наш попугайчик ещё очень любит повторять скороговорки: «На траве дрова – на дворе трава». Кто повторит правильно и чётко?» (2-3 человека повторяют вслед за логопедом).
Логопед : «К нам на арену цирка спешит фокусник. Он научил меня показывать интересный фокус. Я вам сейчас его покажу». Выставляется волшебный ящик для фокусов.
Логопед : «Для того, чтобы получился фокус нужно правильно назвать картинки и опустить их в этот ящик. ( картинки: ракета, самолёт, радуга, шуба, топор, помидор, забор, корова, лампа, роза). Дети называют картинки и произносят три волшебных слова: «Крибле-крабле-бумс!»
Логопед достаёт из ящика «гармошку» из этих картинок и просит детей назвать картинки, в названии которых есть звук «р».
Физ. минутка:
Логопед : «А к нам на цирковое представление пожаловали гости. Кто же это?» (показывает детям картинку с изображением пингвинов».
Дети: «Это пингвины».
Логопед : «Пингвины очень просят вас потанцевать вместе с ними».
Дети выполняют движения под музыку «Три пингвина».
Далее логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «Цирк».
Логопед : «Ребята, у нас в гостях чудесная лошадка! Она цокает подковой столько раз, сколько слогов в слове. Давайте и мы с вами хлопнем в ладоши и узнаем, сколько слогов в слове». Дети вместе с логопедом определяют количество слогов в словах : рама, рыба, круг, рыбаки, рубашки, ромашки, пирамидка.
Логопед : «Кто-то к нам ещё спешит, это дрессированная собачка Рэкс. Она любит кататься на паровозике. Если звук «р» находится в начале слова – собачка едет в первом вагоне, если звук «р» в конце – собачка тоже в последнем вагоне, а если звук «р» в середине – значит и собачка в среднем вагоне». Логопед произносит слова, а дети определяют, в каком вагоне едет собачка Рэкс: робот, барабан, комар, акробат, повар, работа, ранец.
На доске прикреплено пособие «Цирковая арена», а на ней карточки с буквами :А,Р,Ы,Р,Э. Р,О. Р,У,Р.
Логопед : «Посмотрите, ребята к нам на цирковое представление пришли буквы. Давайте поможем им встретиться и прочитаем их».
3. Итог занятия :
Логопед : «Вот и закончилось наше весёлое представление! Всем артистам очень понравилось играть вместе с вами и они говорят вам : «Спасибо! Досвидания, до новых встреч!» А нам тоже пора возвращаться в детский сад. Волшебник зовёт вас на ковёр-самолёт. Но он пропустит нас, если вы скажете, какой звук и какую букву мы сегодня изучали?» Дети дают правильные ответы и садятся на коврик, закрывают глаза.
Под музыку «Цветные сны» дети «возвращаются» в детский сад.