Валентина Стрижак
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР «Звук и буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
• Использование современных образовательных технологий.
• Применение метода наглядного моделирования.
Коррекционно-образовательные задачи:
— закрепление правильного произношения звука «Р» в словах, фразах, в монологической речи.
— знакомство с буквой «Р».
— определение места звука в слове.
— деление слов на слоги.
— звуко - слоговой анализ слов.
— употребление уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных.
— согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
— активизация словаря.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР „Звук и буква „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
— анализ и составление схем предложений
Коррекционно-развивающие задачи:
— развитие фонематического восприятия, представления.
— развитие зрительного представления абстрактных понятий (звук, слово);
— формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка;
— развитие словаря;
— развитие словообразования, грамматического конструирования;
— развитие монологической речи;
— развитие абстрактно-логического мышления.
—развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движениями.
—развитие зрительного и слухового внимания.
—развитие творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
— воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, активности.
Оборудование : магнитная доска, картинки с изображением предметов со звуком «Р», карточки для определения звука в слове, счетные палочки, символы звуков (кружки, зеркала, маска кошки, магнитофон.
Ход занятия : Организационный момент.
Логопед : Сейчас ко мне подойдут дети, у кого имя начинается:
- с гласного звука :
- с твердого согласного;
- с мягкого согласного.
Игра «Четвертый - лишний».
Логопед : Послушайте внимательно, скажите кто лишний. Почему?
Воробей, сорока, тигр, ворона.
Жираф, корова, зебра, рысь.
Какой звук в этих словах встречается чаще других?
Сообщение темы занятия.
Логопед : Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой «Р».
Возьмите зеркала. Для того чтобы произнести звук «Р», нужно открыть рот, кончик языка поднять к бугорочкам за верхними зубками и с силой подуть на кончик языка. Язычок дрожит, горлышко работает. Слышится Р- Р- Р.
Психогимнастка.
Логопед : Представьте, что вы маленькие тигрята. Порычите тихо (р-р-р). А теперь представьте, что вы большие, голодные тигры, порычите громко (р-р-р).
Характеристка звука «Р».
Звук «Р» - согласный, твёрдый, звонкий.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук «Р».
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
(М. Приходкина)
Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей (сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы
загибают по
Шесть щеглов и голубей, пальчику)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (сжимают и разжимают кулачки)
Дети садятся.
Логопед : Посмотрите на картинки. Назовите предметы, изображенные на них. (На магнитной доске 12 картинок)
Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением.
Логопед : Предметы на карточках в верхнем ряду назовите ласковою.
(рыба, шарф, топор, горох).
Упражнение в согласовании существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, мои, моё.
Логопед : Про какие предметы, изображенные на карточках среднего ряда можно сказать:
мой, моя, мои, моё (барабан, ракета, ромашки, ведро)
Упражнение в определении места звука «Р» в словах.
Логопед : В словах последнего ряда определите место звука Р (в начале, в конце или в середине слова,
( слова : радуга,шар,морковь,ручка).
Отгадывание загадок.
Логопед : Кто отгадает загадку, тот получит карточку - отгадку.
1 Над лесами, над рекой.
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост,
Я б достал рукой до звёзд (радуга)
2. В воде она живет,
Нет клюва, а клюёт (рыба)
З. Чудо - птица, алый хвост
Улетела в стаю звёзд (ракета)
4. Все движутся вперёд,
А он наоборот.
Он может два часа подряд,
Всё время пятиться назад. (рак)
5. Кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется. (топор)
6. Твой хвостик я в руке держал
Ты полетел, я побежал. (шар)
7. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки - дробинки (горох).
Деление слов на слоги.
Логопед : Разделите своё слово на слоги хлопками.
Звуковой анализ слова, составление схем слов
Логопед : Выложите схему своего слова.
Анализ предложения, составление схем
Логопед : Возьмите в руку счётные палочки. Послушайте предложение и выложите его схему.
- Тигр рычит.
- Воробей клюёт зернышки.
- Рома рубит дрова.
Речь с движениями
Чистоговорка (В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко)
(дети рассказывают чистоговорку, сопровождая её движениями).
Тра-тра-тра, гра-тра-тра, дети шагают на месте
В детский сад идем с утра.
Тро-тро-тро, тро-тро-тро, имитируют движение колес
В садик ехали в метро.
Тру-тру-тру, тру-тру-тру,
Солнце всходит по утру. поднимают руки вверх
Тры-тры-тры, тры-тры-тры, делают «хитрые лица»
В сказках гномики хитры.
Подвижная игра «Воробьи и кот» (разработанная М. Ю. Картушиной)
Воробей на веточке, сидя на корточках, качаются
Весело качается.
Воробей на веточке, щурятся, улыбаются
Солнцу улыбается.
Полетел наш воробей, бегают врассыпную
Крылышками машет
И наверно в воздухе
Полечку запляшет. кружатся
Вот присел у лужицы,
Хочет он напиться, «пьют воду»
По воде крылом стал бить,
Хочет он умыться. «умываются»
Ну, а хитрый Васька - кот «кот» подкрадывается
К воробью подкрался…
- Воробьишка, улетай! дети разбегаются
От кота спасайся!
С окончанием куплета дети разбегаются, «кот» их ловит.
Знакомство с буквой «Р».
Логопед : На что похожа буква «Р»? (прописывание буквы в воздухе).
Лепка буквы «Р» и предметов в названии которых есть звук «Р».
Логопед : Ребята, вылепите из пластилина букву «Р» и предметы в названии которых есть звук «Р» (звучит спокойная музыка).
Итог занятия
Рассматривание и оценка работ детей.
Подведение итога занятия.
Логопед : Ребята, сегодня на занятии мы познакомились со звуком и буквой «Р».
Вам понравилось наше занятие? А, что понравилось больше всего? Что нового вы узнали? Вы очень хорошо отвечали, помогали друг другу. На этом наше занятие закончено.