Ольга Дмитриева
Конспект занятия «Гласные и согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Обобщающее занятие : «Гласные звуки[а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Образовательная область: «Коммуникация»
Цель:
• Обобщение пройденного материала по гласным звукам[а], [о], [и], [у], [э], [ы].
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о гласных звуках.
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
Публикация «Конспект занятия „Гласные и согласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
• Продолжать учить определять количество слогов в слов
• Обучать звуковому анализу слова роза.
• Познакомить со слогообразующей функцией слова.
Развивающие:
• Развивать речь, внимание, мышление.
• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приё мы:
• Музыкальное сопровождение.
• Словесный (вопросы, объяснение).
• Наглядный (картинки, слайды презентации).
• Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).
• Практический (упражнения).
• Наблюдение за работой детей, советы.
Материал: Демонстрационный: картинки-схемы слов мак, дом, лук, лес, кит, роза, фишки красного и серого цвета, презентация «Гласные и согласные звуки». Раздаточный: картинки-схемы слова роза, фишки серого и красного цвета.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте. И они, наверно хотят с вами познакомиться.
Сейчас мы с вами вспомним звуки. И попробуем их найти в ваших именах.
-Сейчас сядет тот, у кого в имени есть
Звук И (Инна, Миша, Кирилл, Карина, Тимур);
Звук Э (Семён, Сеня);
Звук О (Соня)
Звук А (Аня, Даша)
Молодцы, вот наши гости с вами познакомились, а мы с вами вспомнили звуки.
-Скажите, а как называются звуки, которые мы искали в ваших именах?
Совершенно правильно. Это гласные звуки. А почему они так называются?
Давайте посмотри на доску. И попробуем найти в этих словах волшебные, гласные звуки и отметить их красным квадратиками.
(Дети рассматривают картинки-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит).
Назовите гласный звук, сколько всего звуков?
-Молодцы. Ребята сегодня мы с вами попробуем разобрать слово роза.
(Дети вместе с воспитателем делают звуковой разбор слова роза).
-В слове роза сколько звуков? А сколько гласных? Совершенно верно. А теперь я открою вам маленький секрет: сколько в слове гласных, столько в слове и слогов.
Ребята скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
-А какие приметы осени вы знаете?
-Правильно падают листья, птицы улетают на юг, часто идут дожди, дуют холодные ветры.
-Налетел холодный ветер, и полетели наши звуки в разные стороны, а мы сейчас попробуем их поймать.
-Поиграем в игру «Поймай звук».
— Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы!
Сильный ветер нагнал тучи и пошёл дождик.
Физкультминутка «Дождик»
Капля раз, капля два
(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва
(тоже самое)
А потом, потом, потом
(руки сгибаются в локтях)
Всё бегом, бегом, бегом
(бес с ускорением на месте)
Мы зонты свои раскроем
(остановиться, руки в разные стороны)
От дождя себя укроем.
(изображается над головой вид «зонтика»)
-А сейчас садитесь по удобнее, я вам расскажу сказку.
Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел, шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и.
Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки, которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть – ГЛАСНЫЕ звуки.
Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше.
Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з.
Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось, что в этом домике тоже живут звуки, но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки.
Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика.
Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им: «Вы хотите научиться петь?», «Да» - ответили синие. «Хорошо!» - сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы согласны?». «Да мы согласны, ответили синие» - с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ.
И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки: Мааа, Нооо, Сууу! .
-Вот так гласные и согласные стали дружить. Они стали складываться в слоги, а слоги в слова.
-Сколько бывает в словах слогов?
-Правильно.
А теперь мы с вами поиграем и попробуем отличить гласные и согласные звуки.
Просмотр презентации «Гласные и согласные звуки
-Для того, чтобы вы лучше запомнили различие между гласными и согласными звуками я хочу прочитать вам стихотворение:
Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть,
Шипеть,
Свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.