Юлия Сергеева
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [Р] и [Р’]. Мир цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Сергеева Юлия Юрьевна
Учитель-логопед
МКДОУ Д/С №234 «Кроха», г. Новосибибирск
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе.
«Звуки «Р» и «РЬ». Мир цветов».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе „Звуки [Р] и [Р’], Мир цветов“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- формирование практических умений и навыков пользоваться фонетически чистой, грамматически правильной речью;
- формирование кинестетического образа звука «Р» (ощущения положения органов артикуляции);
- уточнение и расширение словарного запаса по теме «Цветы».
Коррекционно-развивающие:
- устранение дефектного произношения звука «Р», автоматизация звука в слогах, словах, предложениях;
- выделение звука «Р» из ряда согласных, в начале, середине и конце слова;
- развитие моторных функций;
- развитие дыхательной и голосовой функции;
- формирование фонетико-фонематических процессов;
- развитие грамматического строя речи;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- развитие оптико-пространственных представлений.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание любви, бережного отношения к природе;
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: зеркала, картинки, фишки для звукового анализа.
Ход занятия:
1. Организационный момент: (речь с движением)
Здравствуй, солнце Золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, все мои друзья!
Фонетическая зарядка. (Б-П; Д-Т; Г-К; В-Ф; З-С; Ш-Ж и БЬ-ПЬ; ДЬ-ТЬ; ГЬ-КЬ; ВЬ-ФЬ; ЗЬ-СЬ; Ж-Ш- всегда твёрдые звуки)
2. Артикуляционная гимнастика; мимическая; для глаз.
3. Дыхательная гимнастика; самомассаж.
4. Артикуляция и характеристика звука Р. (постановка цели)
- Сегодня мы совершим путешествие в прекрасную страну, а куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают
Мёдом угощают? (Цветы).
(Показ картинок с изображением цветов – определение нужного звука).
-Это какой цветок? (РОЗА). Первый звук какой? Звук «Р» согласный или гласный? Почему? (воздух встречает преграду, кончик языка у альвеол - напряжён, вибрирует - язык в форме чашечки - голосовые связки сомкнуты, вибрируют - воздушная струя сильная, тёплая, проходит посередине языка - звук согласный, звонкий, твёрдый).
- Это какой цветок? (ИРИС). Звук «РЬ» - согласный, звонкий, мягкий.
- Показ жестами и проговаривание слогов: РА – РО – РУ – РЫ – РЭ - РИ; РЯ – РЁ – РЮ – РИ – РЕ.
- ХЛОПНУТЬ, если в слове есть звук «Р»: разлука, лодка, карась, ветер, плохо, хорошо, самовар, ПОРЯДОК- исключение.
ХЛОПНУТЬ, если «РЬ»: рябчик, пригорок, лампа, рельсы, перец, РАМА – исключение.
- ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ: роза, ирис, (деление на слоги, определение ударного слога, выкладывание фишек).
- РАБОТА ПО КАРТИНКАМ: слово – звук – какой - где находится.
5. Физкультминутка: (речь с движением)
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питание –
Дружно дают под землёй корешки.
6. Загадки:
Астра, тюльпан, ирис, пион, нарцисс, роза – растут в саду на клумбе – САДОВЫЕ ЦВЕТЫ
Мак, василёк, ромашка, незабудка, колокольчик, тысячелистник – растут в полях и на лугах – ЛУГОВЫЕ ЦВЕТЫ
Подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ландыш – растут в лесу, расцветают весной – первоцветы – ЛЕСНЫЕ ЦВЕТЫ? – Красная книга – нуждаются в охране.
7. Словарь и словообразование:
Хлопните, если услышите слово, относящееся к цветам:
- стебель, листья, цветок, корень – СЛОВА ПРЕДМЕТЫ!
- разноцветные, белые, синий, красивый – СЛОВА ПРИЗНАКИ!
Цветы (какие) Василёк (какой) Ромашка (какая)
- расцветать, желтеть, засыхать, собирать, радовать – СЛОВА ДЕЙСТВИЯ!
- осенью цветы (ЧТО ДЕЛАЮТ…
- Цветы в букеты (ЧТО ДЕЛАЮТ…
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- тысячелистник, подснежник, мать-и-мачеха, первоцветы – сложные слова
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА:
- лес, ягода, гриб, лист
МНОГОЗНАЧНОСТЬ – ОМОНИМЫ:
- лист
8. Пальчиковая гимнастика:
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
9. Грамматический строй:
ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО:
существительные: роза – розы, ирис – ирисы, ромашка – ромашки;
существительное + прилагательное: синий ирис – синие ирисы, красивая роза – красивые розы, луговая ромашка – луговые ромашки.
СЧЁТ ДО ПЯТИ: ромашка, роза, цветок.
ЛАСКОВО: стебель – стебелёк, ромашка, василёк, незабудка, корень, лист, лепесток, цветок, роза.
ЗАГАДКА: Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы)
- Какая? – МЕДОНОСНАЯ, маленькая, полосатая, трудолюбивая
Что делает? – носит, собирает мёд
- РАБОТА С ГЛАГОЛАМИ И ПРЕДЛОГАМИ: ПРИлетела НА цветок, ПОДлетела К цветку, ПЕРЕлетела С цветка НА цветок, Улетела СО цветка, ОБлетела цветок.
10. Закончи предложения:
словами-действиями:
На лугу цветы (что делают) – растут, цветут, вянут…
Дождик цветы (что делает) – поливает
В букеты цветы (что делают) – собирают
словами-признаками:
- в лесу растут цветы (лесные)
- в поле растут цветы (полевые)
- в саду растут цветы (садовые)
- в теплице растут цветы (тепличные)
11. Работа с цепочками:
- выкладывание большой и маленькой буквы «Р»;
- выкладывание контуров цветов (роза, ирис)