Людмила Шаповалова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Звуки [н], [м] и буквы Н, М»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме : «Звуки и буквы Н-М».
Цель: формирование у детей правильного звукопроизношения, обучение элементам грамоты.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
— учить детей дифференцировать Н – М на слух, в устной речи и на письме;
— формировать навыки словоизменения (творительный падеж имен существительных);
коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме „Звуки [н], [м] и буквы Н, М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
— учить детей дифференцировать звуки Н-М в слогах, словах и предложениях;
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать навыки словоизменения;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать гуманное отношение к деревьям.
Оборудование: картинки на звуки Н, М; зеркала, тетради, карандаши, куклы, наборы для составления схем, искусственная елка, елочные игрушки.
Ход занятия
I. Организационный момент. Игра «Скажи наоборот».
На-на-на - ня-ня-ня
Но-но-но - нё-нё-нё
Ну-ну-ну - ню-ню-ню
Ны-ны-ны - ни-ни-ни
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Шел по лесу Дед Мороз,
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.
Шел и притомился,
К елочке зеленой прислонился. Энергично шагают
Спокойно садятся на свои места.
Прислоняются к спинке стула.
2. Развитие общей моторики.
С новым годом! С новым годом!
Здравствуй, Дедушка Мороз! Дети стоят лицом в круг, кланяются.
Он из леса мимоходом
Елку нам уже принес. Идут по кругу, изображают, как несут елку на плече.
На верхушке выше веток Поднимают руки вверх.
Загорелась как всегда, Опускают руки.
Самим ярким, жарким светом
Пятикрылая звезда.
(Е. Трутнева) Снова поднимают руки и скрещивают их над головой.
3. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Елка».
Пальчики сцепляются -
Елка получается,
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики переплетаются между собой (ладони под углом друг к другу).
Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
4. Массаж лица.
Принарядимся-ка к празднику! Вытрем слезы, Поглаживающие движения.
Нарумяним щечки. Кругообразные движения.
Лицо щиплет нам мороз! Поглаживающие движения.
5. Развитие мимических мышц.
Приснился Вове волшебный Новый год: Улыбка.
Много подарков возле елочки! Радость.
Но вдруг злой волшебник разрушил праздник! Грусть.
От испуга Вова открыл глаза и увидел,
что в комнате сверкает и сияет настоящая
новогодняя елочка!
Восхищение.
6. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
для челюсти: движение челюстью вправо - влево;
для губ: губы в «трубочку» и расслабить; углы рта в сторону и расслабить; почмокать губами;
для языка: «маляр» (широким кончиком языка «красим» твердое небо вперед-назад); «качели».
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
вдох через нос, выдох через рот (4 раза);
голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса
АММММММ
вдох – выдох -
УННННННН
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы.
Логопед : «К нам в гости пришли две куклы. Им нужно дать имена: имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой - со звука Н. (Дети
называют кукол.) Эти два звука мы будем сегодня учиться различать».
2. Акустико-артикуляционный образ звуков. См. предыдущие занятия.
3. Развитие фонематического слуха. Игра «Подумай, не торопись».
Подобрать слова, которые начинаются на последние звуки слов гиппопотам и сон.
4. Связь звуков и букв.
Логопед : «На что похожа буква М? А буква Н?»
Выкладывание букв из счетных палочек.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки с гласными А, О, У, Ы, И.
Игра «Подарим картинки Нате и Маше». Дети дарят картинки со звуком Н - Нате, а со звуком М - Маше.
Звуковой анализ слов : кино, муха. Слоговой анализ слов. Выделение ударного слога. Выкладывание цветной схемы слов. Составление слов
из букв разрезной азбуки.
Составление предложений со словами кино, муха. Анализ предложений. Запись графической схемы.
Звонко, громко повтори.
Но-но-но - ходили мы в кино.
Му-му-му - молока кому.
Ны-ны-ны - Маше велики штаны.
Мы-мы-мы - был журавль у кумы.
IV. Физкультминутка. Выполнение действий по тексту. Проводится вокруг елки.
Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа друг и слева друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Покружились, потолкались.
Повернулись.
Разбежались!
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Чем мы украсим елочку?»
Закрепление употребления существительных в творительном падеже. Дети украшают елочку и комментируют свои действия: «Я украшаю елочку
шарами. Я украшаю елочку дождиком. Я украшаю елочку снежинками. Я украшаю елочку звездочками. Я украшаю елочку гирляндами» и т. д.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Логопед : «Какие звуки мы научились различать? Дайте характеристику этим звукам. Чем мы сегодня украшали елочку?»
Список литературы:
1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017. – 264 с.
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 104 с. – (Учебно-методический комплекс «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
5. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 176с. – (Библиотека логопеда).