Ксения Григорьева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе Звук [Р, ] [Р’]. Буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [р]-[р’]. Буква Р.
Цель: закрепить знания детей о звуках [р],[р’], букве Р.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• учить дифференцировать звуки на слух и в произношении;
• актуализировать знания детей о понятиях: «звук», «буква», «слово», «предложение» и т. д. ;
• упражнять в звуковом анализе слов;
• закреплять образ буквы;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе Звук [Р, ] [Р’], Буква „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• Учить анализировать и сравнивать слова;
• Закреплять знания по определению места звука в слове;
• развивать память, внимание, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать интерес к знаниям, усидчивость, внимание;
• Формировать позицию «ученик».
Оборудование: цветные бумажные квадраты для схемы слов, карточки со слогами, задания на листках, карандаши.
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда очень рады. Они хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся, чему научились. Давайте поприветствуем их. (Доброе утро!)
2. Основной этап.
Сюрпризный момент. Мотивация.
Логопед : Ребята, я получила письмо. Давайте я его прочитаю, а вы послушаете его.
Письмо: «Я – Королева знаний. В моей стране «Грамота» случилась беда. Отвратительный Кляксич пробрался в Азбуку! Он ссорит звуки и буквы друг с другом и хочет их всех заменить кляксами. И теперь я не могу навести порядок, все звуки и буквы перепутались. Помогите мне, пожалуйста!
Логопед : Ребята, вы готовы помочь Королеве знаний? В какую страну мы сегодня отправляемся?
Д: В страну «Грамота».
Актуализация имеющихся знаний.
Логопед : Королева сомневается, справитесь ли вы с заданиями в стране «Грамота»? Давайте вспомним, что мы уже знаем. Ответьте на вопросы:
-Из чего состоит наша речь? Из предложений.
-А предложения из чего состоят? Из слов.
-А слова из чего? Из слогов (частей)
-Слоги из чего состоят? Из букв.
- Чем отличаются буквы от звуков? Звуки мы можем произносить и слышать, а буквы мы можем видеть, читать и писать.
- На какие две группы можно разделить звуки, какие они бывают? Гласные и согласные.
- Как мы можем узнать, что это гласный звук или согласный звук? Когда произносим согласный звук, струя воздуха встречает преграду на своем пути, а при произнесении гласных звуков струя воздуха проходит свободно, без преград.
-Какие бывают согласные звуки? Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
-Каким цветом мы обозначаем согласные? Синим цветом твердые звуки, зеленым мягкие.
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы, и теперь мы можем отправиться в путь.
Посмотрите, ребята, мы попали в волшебную страну «Грамоту».
На доске картинка речка
Логопед : Ребята, смотрите, куда мы попали? Что это? Прочтите название.
Дети: : *ека «Жу*авушка».
Ничего не пойму, здесь клякса! Какое первое слово? (Река). Какой звук замазал Кляксич? (Рь)
- Хорошо. А как тогда называется река? (Журавушка). Какой звук пропал? (Р).
- Одинаково ли звучат эти два звука?
- Чем они отличаются?
- А ещё Кляксич залил чернилами мост через речку. Как же нам перебраться на другой берег реки?
Д: Переплыть, построить новый мост…
Логопед : Давайте построим мост из кубиков. Я буду называть слова. Если в слове вы услышите твердый звук «Р», поднимите карточку синего цвета. Если услышите в слове мягкий согласный «Рь», то воспользуйтесь карточкой зеленого цвета. (У каждого ребенка в руках 2 карточки - зеленый и синий. Дети выполняют задание).
Логопед : Грамота, королева, речка, рюкзак, рыба, ворона, ракета, репка, карета, самовар, радуга.
Физминутка
- Давайте отдохнем немножко и повторим нашу физ. минутку – чистоговорку и движения.
(дети встают)
РАРА-РА – начинается игра (хлопки);
РО-РО-РО – у орла огромное перо (руки в стороны, имитация полета);
РЫ-РЫ-РЫ - добежали до горы (руки соединяем над головой, показываем большую гору);
РУ-РУ-РУ – начинаем мы игру (шагают на месте);
ОР-ОР-ОР – покрашу я забор (движения руками вверх-вниз);
ГРУ-ГРУ-ГРУ – мы закончили игру (садятся на свои места)
Определение места звука в слове.
-Посмотрите, кого мы встретили на другой стороне реки (картинки животных со звуками [р],[р’] в словах: корова, рысь, волк, черепаха, тигр)
- Определите, где в каждом слове спрятались звуки Р и Рь.
- В каком слове нет этих звуков?
Звуко-буквенный анализ слова рысь
- Выполним звуко-буквенный анализ слова рысь
- А теперь составьте предложения с этим словом по схеме, которую вы видите на доске. Сколько слов в предложении?
- Какие вы молодцы! У вас получились прекрасные предложения.
- Ребята, Кляксич стёр часть буквы Р. И теперь Королева не знает, что делать. А вы знаете, как выглядит буква Р? На что она похожа? Давайте встанем и покажем.
(Дети встают)
На что похожа буква Р?
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Встать на ножки поскорей,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
- Давайте восстановим все буквы Р. Возьмите задание на столе. Используем синий карандаш.
- Молодцы.
- Во втором задании нужно обвести все буквы Р, сосчитать количество букв Р и написать с правой стороны каждой строки цифру.
- Сколько у вас получилось?
- Молодцы!
Итог. Рефлексия.
Логопед : Что мы делали в стране «Грамота»? Смогли ли мы помочь Королеве знаний, спасти страну Грамота от Кляксича? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным?
- Королева знаний благодарит вас за помощь. Теперь она будет знать, что вы всегда готовы прийти на помощь. Спасибо. Занятие окончено.