Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ «Звук [У] и буква «У»

Ольга Осипова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ «Звук [У] и буква «У»
▼ Скачать + Заказать документы

Звук и буква У.

Цель: Знакомство со звуком и буквой У.

Задачи:

- обучающие: познакомить с артикуляцией звука У, с буквой «У»,

продолжать учить выполнять звуковой анализ слов,

продолжать учить делить слова на слоги, соотносить звук и букву, составлять из букв слово, из слов предложение,

учить выполнять артикуляционную гимнастику нетрадиционными способами: координировать движения языка с движениями рук, координировать общие движения с речью;

Темочки:

познакомить с новыми словами «какаду», «эму», «уж» их значением,

учить детей правилам инсценировки;

- коррекционно-развивающие: развивать мимические и артикуляционные мышцы,

выработать навык чёткого произношения звука У,

развивать слуховое внимание, фонематический слух (учить выделять заданный звук в ряду гласных звуков, слышать звук на фоне слова, определять позицию звука в слове,

развивать графические навыки, зрительное восприятие, развивать просодику (изменение силы, высоты голоса, интонации,

развивать лексико-грамматические категории (активизировать словарь детей, развивать умение использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменять слова в Род. падеже, правильно употреблять предлоги «между», «у»,

развивать связную речь, память, мышление;

- воспитывающие: формировать умение работать в группе, отвечать на вопрос педагога, выслушивать ответы товарищей,

воспитывать интерес к занятию, навык самостоятельной деятельности,

воспитывать бережное отношение к дикой природе.

Словарная работа: знакомство с новыми словами «какаду», «эму», «уж», уточнение значения предлога «между».

Технические средства обучения: доска, мольберт, атласная лента (ширина 5 см, длина 3 м) компьютер, диск «Звуковой калейдоскоп»-ООО «Мерсибо», 2015.

Демонстрационный материал: картинки, в названии которых есть звук У (10*15 см, 6 шт., символы звуков, карточки – буквы (10*15 см, игрушка утёнок.

Характеристика группы.

Количество детей - 10 человек, имеющих ОНР 3 уровня - 6 детей, ОНР 2 уровня - 4 ребенка, из них двое детей с инвалидностью (с двусторонней сенсоневральной тугоухостью 3 степени, со сложной структурой нарушений). Четверо детей третьего года обучения, шестеро первого. Характер ОНР у всех детей неоднородного генеза. Речевые нарушения детей группы сопровождаются сопутствующими нарушениями (синдром дефицита внимания, аутистическими расстройствами, протестными реакциями).

Предварительная работа.

У вновь поступивших детей было нарушено произношение нескольких групп звуков. Одной из причин полиморфного нарушения звукопроизношения - слабо развитый артикуляционный аппарат (наличие дизартрии). Требовался особый подход для выполнения артикуляционной гимнастики – система упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук, которая называется биоэнергопластика. Исследования отечественных физиологов (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, А. А. Леонтьева и других) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой у ребенка.

Упражнения на координацию движения языка, губ, щёк с движениями рук, пальцев рук отрабатывались как на индивидуальных логопедических занятиях, так и на фронтальных.

ОНР характеризуется недостаточно развитым фонематическим слухом. Усвоение новых слов, их грамматических форм, связей словосочетания и предложения невозможно без дифференцированного звукоразличения, без развитого навыка определения на слух звуковых и морфологических элементов слова, их порядка и последовательности. Наличие даже слабо выраженных нарушений в фонематическом развитии создает для ребенка серьезную проблему препятствия для успешного овладения не только устной речью, но и письма, чтения. Потому развитие фонематического восприятия, формирование фонематических функций занимает особое место на логопедических занятиях.

Логопедическая работа по развитию фонематического слуха начиналась с развития способности у детей различать неречевые звуки (звуки природы, бытовые, городские шумы, крики животных, звучание игрушек) : «Что звучало?», «Где звучало?», «Повтори хлопочки».

На втором этапе проводилась работа по различению высоты, силы, тембра голоса (развитие просодики) : «Угадай, чей голосок?», «Скажи громко-тихо-шепотом», «Послушай – повтори» (низким, высоким голосом). На третьем этапе дети учились различать на слух слоги, слова, близкие по звучанию: «Послушай, покажи на картинке», «Хлопни, когда правильно», «Перепутанница». На следующих этапах работы дети учились различать фонемы родного языка (знакомство с условными обозначениями звуков, уточнение артикуляции заданного звука, определение места звука в слове) и учились навыкам звукового анализа и синтеза («Назови первый звук в слове (последний)», «Назови количество звуков в слове», «Составь слово из звуков»).

По развитию лексико-грамматических категорий проводилась совместная работа учителя-логопеда и воспитателей группы, которая осуществлялась как в совместной деятельности педагогов с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей (активизация словаря детей по лексическим темам, «Назови ласково», «Один-много», "Чего не стало?", "Деформированное предложение", "Доскажи словечко", "Составь предложение с заданным словом"); по развитию связной речи (составление пересказов, рассказов по опорным картинкам, схемам, мнемотаблицам, заучивание рифмованных диалогов, инсценировки).

Используемые технологии.

- Здоровьесберегающие направлены на развитие и укрепление физических качеств детей (смена видов деятельности с детьми, физминутки, психогимнастика, обеспечение социально-психологического здоровья ребёнка (поощрение и похвала, возможность ответить каждому ребёнку).

- Личностно-ориентированные предполагают проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему, учет индивидуальных особенностей и степени речевых нарушений.

- Информационно-компьютерные обусловлены требованием современного развивающегося общества, используются для стимулирования познавательной активности детей и участвуют для освоения новых знаний (презентация, электронные игры для развития фонематического восприятия).

- Коррекционные: формирование правильного звукопроизношения, развитие интонационной и темпо-ритмической стороны речи, лексико-грамматических категорий, связной речи, использование символов-звуков, опорных картинок для рассказывания, музыкальное воздействие, биоэнергопластика.

Методы и приё мы:

- наглядные: компьютерная презентация, картинки, в названии которых есть звук У, символы звуков, карточки с буквами;

- словесные: загадки, вопросы – ответы, «мозговой штурм», рассказ педагога, пересказ детей по опорным картинкам, пояснения, объяснение);

- практические (упражнения, «Напиши букву», «Выложи из букв»);

- игровые (выполнение игровых действий, внезапное появление героя, загадки, инсценировка).

Предполагаемый результат.

Дети познакомятся и уточнят артикуляцию звука У, с буквой, которая обозначает этот звук. Научатся выделять на слух звук У в ряду других звуков, на фоне слова. Уточнят, что слова состоят из звуков, совершенствуются навыки звукового анализа и синтеза. Дети познакомятся с новыми словами «какаду», «эму», уточнят значение предлога «между». Совершенствуются навыки словоизменения (употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, форм слов в Родительном падеже, составления предложения, пересказа, представления по ролям. В ходе занятия повысится речевая активность детей, познавательная и мыслительная деятельность, самостоятельность, инициативность.

Программно-методическое обеспечение:

1) Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР. М., 1991.

2) Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР. Спб., 2001.

3) Левашова Л. А., Левашова И. Н. Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ТНР // Рабочая программа педагога ДОО. Из опыта работы. Сост. Нищева Н. В. Спб., 2015.

4) Созонова Н. Н., Куцина Е. В., Хрушкова Н. Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Часть 1. Екатеринбург, 2020.

Ход занятия.

1. Вводная часть занятия.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

1. Организационный момент: «Повтори хлопочки» (- = -).

Дети стоят полукругом.

2. Артикуляционная гимнастика под песню «Танец маленьких утят» (координация движений рук, пальцев рук с движениями губ, щёк, языка) : открыть – закрыть рот = руки вверх – вниз, улыбка» - «Хоботок» (губы округлены и вытянуты вперед) = руки в стороны – вперед, щёки надуть – втянуть = пальцы выпрямлены – собраны в кулаки, «Качели» : рот открыт язык поднять к верхней губе (зубам) - язык опустить к нижней губе (зубам) = пальцы рук собраны, подняты вверх – опустить, «Лошадка» : щёлкать язычком = пальцы собраны в кулаки, движения кулаков вверх – вниз.

Основная часть занятия. Дети сидят на стульчиках полукругом.

3. Сюрпризный момент. Логопед обращает внимание детей на коробку : «Ребята, мне кажется, в этой коробке кто-то есть. Послушайте!» Дети слушают: крякает утка. Логопед достает из коробки утё нка: «Дети, кто пришел к вам?» Утёнок - помощник пришел, новый звук и задания принес.

4. Загадка:

Поскорей скажите вы,

Кто ползет среди травы,

На себе несет свой дом,

С двумя рожками притом? (улитка)

(слайд 1)

5. «Назови первый звук» в словах «утенок», «улитка». Характеристика, артикуляция, символ звука У (слайд 2). Мозговой штурм.

Ребята, скажите Утенку, какой звук У гласный или согласный? Почему гласный? В каком замке живет? Каким цветом (квадратом) обозначаем? Произнесите звук У и посмотрите друг на друга, на Утёнка. Что происходит с нашими губами, когда мы произносим звук У? Что напоминает звук У (вой волка, слайд 3?

6. «Эхо». Давайте вместе с Утенком послушаем – Повторим: у-у-у - 1) с разным ударением, 2) разной интонацией, 3) громко-тихо-шёпотом.

7. «Поймай У» : а-и-у-о… (дети хлопают, когда услышат звук У).

8. Знакомство с буквой «У». Логопед показывает карточку с буквой «У». Покажите Утенку букву «У» на стене среди других букв. Напишите букву У на спине соседа (дети стоят друг за другом).

* Правило: Задания выполняет тот ребенок, на которого показал Утенок, погладил по голове, получил Утенка в руки.

9. Найди букву У среди других (слайд 4)

10. «Назови лишнюю картинку» (в названии которой нет звука У) – электронная игра «Волк и овцы».

11. «Найди картинки со звуком У». Выложи на доску (утюг-труба-курица-арбуз). Раздели слова на слоги. Логопед : нужно перепрыгнуть ленту – ручеек столько раз, сколько частей в слове. Какое слово самое длинное?

12. «Составь слово». Назови первый звук в каждом слове. Выбери соответствующую букву. Сложи слово: «Утка».

13. Динамическая пауза: «Зайцы делают зарядку» (под музыку).

14. «Новые слова». На слайде появляются картинки: утка, эму, попугай, уж (слайд 5).

- Назовите картинку (с помощью логопеда). Определите место звука У в этих словах.

- Кто лишний? Почему?

- О птице эму вам расскажет Тимофей? (рассказ заранее подготовлен)Видео об эму: youtube.com/watch?v=8SQbEZebsiA.

- Беседа: «Что вы узнали про эму?».

- Такой попугай называется какаду. Назовите последний звук в слове «какаду».

- Эта змея называется уж. Назовите особенности внешнего вида ужа (слайд 6).

«Подскажи словечко» :

- Я по совести скажу:

Плохо, плохо мне, … (ужу, -

Очень гадок я на вид…

А ведь я – не… (ядовит!

15. «Назови ласково» : Какие слова можем изменить: назвать ласково? (слайд 7).

16. Картинки будут исчезать, когда вы закроете глаза. Скажите: «Чего не стало?» (слайд 7)

17. «Где картинка?» Кто между уткой и эму? Где уж? (слайд 7). Где ты сидишь (между кем и кем?

18. Составь предложение из слов (слайд 8) Кукла, Таня, у. Звук У может быть словом в предложении – предлогом. Придумайте свои предложения с коротким словом У. Раздели предложение на слова (дети по цепочке называют слова в заданном предложении). Назовите количество слов в предложении.

19. Пересказ «Утро» (слайд 9 - опорные картинки). Послушайте рассказ, запомните слова со звуком У.

Ранним летним утром просыпается природа. Зайчик навострил уши – прислушивается, нет ли поблизости врагов. Улитка медленно ползет по узкому листочку в гости к своей бабушке. А на берегу громко крякают утки. Они идут на реку купаться. Все проснулись. И наша Уля просыпается и радуется солнышку, улыбается.

- Назовите слова со звуком У.

3. Заключительная часть.

20. Разыгрывание по ролям: Кто хочет быть рассказчиком? Кто хочет изображать зайца, улитку, бабушку, уток, Улю? (один ребенок рассказывает, другие изображают зайца, улитку, бабушку, уток, девочку Улю).

21. Рефлексия: С каким звуком сегодня познакомились? Пойдет отдыхать тот, кто напишет букву У в тетради (Настя, Руслан, Даша, Диана, слово «утка» (Тимофей, Костя Б., Костя Ш., Тимур, Влад, Вася).

Публикации по теме:

Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н»Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Групповое логопедическое занятие.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Э]» в старшей группе с использованием компьютерных технологий Цели занятия: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить выделению ударного и безударного гласного звука в начале и середине.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [з]. • Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д»Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д» Цель: Автоматизация звука д; ознакомление с буквой Д Задачи: • Закрепление навыка произношения звука д; • Научить определять позицию звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ «Звук [У] и буква «У»
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 16:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ «Звук [У] и буква «У»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Осипова (УИ 2020663) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД