Ольга Осипова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ «Звук [У] и буква «У»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква У.
Цель: Знакомство со звуком и буквой У.
Задачи:
- обучающие: познакомить с артикуляцией звука У, с буквой «У»,
продолжать учить выполнять звуковой анализ слов,
продолжать учить делить слова на слоги, соотносить звук и букву, составлять из букв слово, из слов предложение,
учить выполнять артикуляционную гимнастику нетрадиционными способами: координировать движения языка с движениями рук, координировать общие движения с речью;
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ „Звук [У] и буква „У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
познакомить с новыми словами «какаду», «эму», «уж» их значением,
учить детей правилам инсценировки;
- коррекционно-развивающие: развивать мимические и артикуляционные мышцы,
выработать навык чёткого произношения звука У,
развивать слуховое внимание, фонематический слух (учить выделять заданный звук в ряду гласных звуков, слышать звук на фоне слова, определять позицию звука в слове,
развивать графические навыки, зрительное восприятие, развивать просодику (изменение силы, высоты голоса, интонации,
развивать лексико-грамматические категории (активизировать словарь детей, развивать умение использовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменять слова в Род. падеже, правильно употреблять предлоги «между», «у»,
развивать связную речь, память, мышление;
- воспитывающие: формировать умение работать в группе, отвечать на вопрос педагога, выслушивать ответы товарищей,
воспитывать интерес к занятию, навык самостоятельной деятельности,
воспитывать бережное отношение к дикой природе.
Словарная работа: знакомство с новыми словами «какаду», «эму», «уж», уточнение значения предлога «между».
Технические средства обучения: доска, мольберт, атласная лента (ширина 5 см, длина 3 м) компьютер, диск «Звуковой калейдоскоп»-ООО «Мерсибо», 2015.
Демонстрационный материал: картинки, в названии которых есть звук У (10*15 см, 6 шт., символы звуков, карточки – буквы (10*15 см, игрушка утёнок.
Характеристика группы.
Количество детей - 10 человек, имеющих ОНР 3 уровня - 6 детей, ОНР 2 уровня - 4 ребенка, из них двое детей с инвалидностью (с двусторонней сенсоневральной тугоухостью 3 степени, со сложной структурой нарушений). Четверо детей третьего года обучения, шестеро первого. Характер ОНР у всех детей неоднородного генеза. Речевые нарушения детей группы сопровождаются сопутствующими нарушениями (синдром дефицита внимания, аутистическими расстройствами, протестными реакциями).
Предварительная работа.
У вновь поступивших детей было нарушено произношение нескольких групп звуков. Одной из причин полиморфного нарушения звукопроизношения - слабо развитый артикуляционный аппарат (наличие дизартрии). Требовался особый подход для выполнения артикуляционной гимнастики – система упражнений для развития подвижности артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук, которая называется биоэнергопластика. Исследования отечественных физиологов (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, А. А. Леонтьева и других) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой у ребенка.
Упражнения на координацию движения языка, губ, щёк с движениями рук, пальцев рук отрабатывались как на индивидуальных логопедических занятиях, так и на фронтальных.
ОНР характеризуется недостаточно развитым фонематическим слухом. Усвоение новых слов, их грамматических форм, связей словосочетания и предложения невозможно без дифференцированного звукоразличения, без развитого навыка определения на слух звуковых и морфологических элементов слова, их порядка и последовательности. Наличие даже слабо выраженных нарушений в фонематическом развитии создает для ребенка серьезную проблему препятствия для успешного овладения не только устной речью, но и письма, чтения. Потому развитие фонематического восприятия, формирование фонематических функций занимает особое место на логопедических занятиях.
Логопедическая работа по развитию фонематического слуха начиналась с развития способности у детей различать неречевые звуки (звуки природы, бытовые, городские шумы, крики животных, звучание игрушек) : «Что звучало?», «Где звучало?», «Повтори хлопочки».
На втором этапе проводилась работа по различению высоты, силы, тембра голоса (развитие просодики) : «Угадай, чей голосок?», «Скажи громко-тихо-шепотом», «Послушай – повтори» (низким, высоким голосом). На третьем этапе дети учились различать на слух слоги, слова, близкие по звучанию: «Послушай, покажи на картинке», «Хлопни, когда правильно», «Перепутанница». На следующих этапах работы дети учились различать фонемы родного языка (знакомство с условными обозначениями звуков, уточнение артикуляции заданного звука, определение места звука в слове) и учились навыкам звукового анализа и синтеза («Назови первый звук в слове (последний)», «Назови количество звуков в слове», «Составь слово из звуков»).
По развитию лексико-грамматических категорий проводилась совместная работа учителя-логопеда и воспитателей группы, которая осуществлялась как в совместной деятельности педагогов с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей (активизация словаря детей по лексическим темам, «Назови ласково», «Один-много», "Чего не стало?", "Деформированное предложение", "Доскажи словечко", "Составь предложение с заданным словом"); по развитию связной речи (составление пересказов, рассказов по опорным картинкам, схемам, мнемотаблицам, заучивание рифмованных диалогов, инсценировки).
Используемые технологии.
- Здоровьесберегающие направлены на развитие и укрепление физических качеств детей (смена видов деятельности с детьми, физминутки, психогимнастика, обеспечение социально-психологического здоровья ребёнка (поощрение и похвала, возможность ответить каждому ребёнку).
- Личностно-ориентированные предполагают проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему, учет индивидуальных особенностей и степени речевых нарушений.
- Информационно-компьютерные обусловлены требованием современного развивающегося общества, используются для стимулирования познавательной активности детей и участвуют для освоения новых знаний (презентация, электронные игры для развития фонематического восприятия).
- Коррекционные: формирование правильного звукопроизношения, развитие интонационной и темпо-ритмической стороны речи, лексико-грамматических категорий, связной речи, использование символов-звуков, опорных картинок для рассказывания, музыкальное воздействие, биоэнергопластика.
Методы и приё мы:
- наглядные: компьютерная презентация, картинки, в названии которых есть звук У, символы звуков, карточки с буквами;
- словесные: загадки, вопросы – ответы, «мозговой штурм», рассказ педагога, пересказ детей по опорным картинкам, пояснения, объяснение);
- практические (упражнения, «Напиши букву», «Выложи из букв»);
- игровые (выполнение игровых действий, внезапное появление героя, загадки, инсценировка).
Предполагаемый результат.
Дети познакомятся и уточнят артикуляцию звука У, с буквой, которая обозначает этот звук. Научатся выделять на слух звук У в ряду других звуков, на фоне слова. Уточнят, что слова состоят из звуков, совершенствуются навыки звукового анализа и синтеза. Дети познакомятся с новыми словами «какаду», «эму», уточнят значение предлога «между». Совершенствуются навыки словоизменения (употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, форм слов в Родительном падеже, составления предложения, пересказа, представления по ролям. В ходе занятия повысится речевая активность детей, познавательная и мыслительная деятельность, самостоятельность, инициативность.
Программно-методическое обеспечение:
1) Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР. М., 1991.
2) Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР. Спб., 2001.
3) Левашова Л. А., Левашова И. Н. Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ТНР // Рабочая программа педагога ДОО. Из опыта работы. Сост. Нищева Н. В. Спб., 2015.
4) Созонова Н. Н., Куцина Е. В., Хрушкова Н. Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Часть 1. Екатеринбург, 2020.
Ход занятия.
1. Вводная часть занятия.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
1. Организационный момент: «Повтори хлопочки» (- = -).
Дети стоят полукругом.
2. Артикуляционная гимнастика под песню «Танец маленьких утят» (координация движений рук, пальцев рук с движениями губ, щёк, языка) : открыть – закрыть рот = руки вверх – вниз, улыбка» - «Хоботок» (губы округлены и вытянуты вперед) = руки в стороны – вперед, щёки надуть – втянуть = пальцы выпрямлены – собраны в кулаки, «Качели» : рот открыт язык поднять к верхней губе (зубам) - язык опустить к нижней губе (зубам) = пальцы рук собраны, подняты вверх – опустить, «Лошадка» : щёлкать язычком = пальцы собраны в кулаки, движения кулаков вверх – вниз.
Основная часть занятия. Дети сидят на стульчиках полукругом.
3. Сюрпризный момент. Логопед обращает внимание детей на коробку : «Ребята, мне кажется, в этой коробке кто-то есть. Послушайте!» Дети слушают: крякает утка. Логопед достает из коробки утё нка: «Дети, кто пришел к вам?» Утёнок - помощник пришел, новый звук и задания принес.
4. Загадка:
Поскорей скажите вы,
Кто ползет среди травы,
На себе несет свой дом,
С двумя рожками притом? (улитка)
(слайд 1)
5. «Назови первый звук» в словах «утенок», «улитка». Характеристика, артикуляция, символ звука У (слайд 2). Мозговой штурм.
Ребята, скажите Утенку, какой звук У гласный или согласный? Почему гласный? В каком замке живет? Каким цветом (квадратом) обозначаем? Произнесите звук У и посмотрите друг на друга, на Утёнка. Что происходит с нашими губами, когда мы произносим звук У? Что напоминает звук У (вой волка, слайд 3?
6. «Эхо». Давайте вместе с Утенком послушаем – Повторим: у-у-у - 1) с разным ударением, 2) разной интонацией, 3) громко-тихо-шёпотом.
7. «Поймай У» : а-и-у-о… (дети хлопают, когда услышат звук У).
8. Знакомство с буквой «У». Логопед показывает карточку с буквой «У». Покажите Утенку букву «У» на стене среди других букв. Напишите букву У на спине соседа (дети стоят друг за другом).
* Правило: Задания выполняет тот ребенок, на которого показал Утенок, погладил по голове, получил Утенка в руки.
9. Найди букву У среди других (слайд 4)
10. «Назови лишнюю картинку» (в названии которой нет звука У) – электронная игра «Волк и овцы».
11. «Найди картинки со звуком У». Выложи на доску (утюг-труба-курица-арбуз). Раздели слова на слоги. Логопед : нужно перепрыгнуть ленту – ручеек столько раз, сколько частей в слове. Какое слово самое длинное?
12. «Составь слово». Назови первый звук в каждом слове. Выбери соответствующую букву. Сложи слово: «Утка».
13. Динамическая пауза: «Зайцы делают зарядку» (под музыку).
14. «Новые слова». На слайде появляются картинки: утка, эму, попугай, уж (слайд 5).
- Назовите картинку (с помощью логопеда). Определите место звука У в этих словах.
- Кто лишний? Почему?
- О птице эму вам расскажет Тимофей? (рассказ заранее подготовлен) – Видео об эму: youtube.com/watch?v=8SQbEZebsiA.
- Беседа: «Что вы узнали про эму?».
- Такой попугай называется какаду. Назовите последний звук в слове «какаду».
- Эта змея называется уж. Назовите особенности внешнего вида ужа (слайд 6).
«Подскажи словечко» :
- Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, … (ужу, -
Очень гадок я на вид…
А ведь я – не… (ядовит!
15. «Назови ласково» : Какие слова можем изменить: назвать ласково? (слайд 7).
16. Картинки будут исчезать, когда вы закроете глаза. Скажите: «Чего не стало?» (слайд 7)
17. «Где картинка?» Кто между уткой и эму? Где уж? (слайд 7). Где ты сидишь (между кем и кем?
18. Составь предложение из слов (слайд 8) Кукла, Таня, у. Звук У может быть словом в предложении – предлогом. Придумайте свои предложения с коротким словом У. Раздели предложение на слова (дети по цепочке называют слова в заданном предложении). Назовите количество слов в предложении.
19. Пересказ «Утро» (слайд 9 - опорные картинки). Послушайте рассказ, запомните слова со звуком У.
Ранним летним утром просыпается природа. Зайчик навострил уши – прислушивается, нет ли поблизости врагов. Улитка медленно ползет по узкому листочку в гости к своей бабушке. А на берегу громко крякают утки. Они идут на реку купаться. Все проснулись. И наша Уля просыпается и радуется солнышку, улыбается.
- Назовите слова со звуком У.
3. Заключительная часть.
20. Разыгрывание по ролям: Кто хочет быть рассказчиком? Кто хочет изображать зайца, улитку, бабушку, уток, Улю? (один ребенок рассказывает, другие изображают зайца, улитку, бабушку, уток, девочку Улю).
21. Рефлексия: С каким звуком сегодня познакомились? Пойдет отдыхать тот, кто напишет букву У в тетради (Настя, Руслан, Даша, Диана, слово «утка» (Тимофей, Костя Б., Костя Ш., Тимур, Влад, Вася).