Светлана Фудина
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение народного декоративно-прикладного искусства является важной основой для формирования творческих способностей, художественного восприятия и общей культурной осведомленности у детей дошкольного возраста. Деятельность в области декоративно-прикладного искусства занимает ключевое место в системе эстетического воспитания в детских садах. Эстетическое воспитание представляет собой постоянный процесс, который охватывает все виды деятельности ребенка. С давних времен дошкольная педагогика признает значимость народного искусства для воспитания. Регулярное и продуманное знакомство с ремеслами, а также целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек способствует развитию у детей хороших изобразительных навыков, творческой инициативы, уверенности, активности и самостоятельности, а также формирует интерес к народному творчеству.
Народное творчество является неиссякаемым источником вдохновения. Оно положительно влияет на детей, развивает их творческие способности и наполняет знаниями, «принося детям красоту». Это искусство исходит от души, и душа народа полна доброты и красоты. Осваивая это искусство, дети в доступной форме знакомятся с традициями и обычаями своего народа, погружаются в родную культуру, учатся видеть и чувствовать уникальные сочетания природных цветов, у них возникает потребность радоваться жизни.
Первые годы жизни ребенка — это важный этап его воспитания. В этот период формируются чувства и черты характера, которые связывают ребенка с его народом и страной. Корни этого влияния находятся в языке, песнях, музыке, играх и игрушках, которые окружают ребенка, а также в впечатлениях от природы, труда и быта людей, среди которых он растет. Маленькие дети еще не способны осознать понятие Родины, и задача воспитания в этом возрасте заключается в создании условий для формирования этой осознанности, погружая ребенка в атмосферу, насыщенную яркими образами и цветами его страны.
Через народные песни, сказки, загадки и пословицы, осваивая язык и обычаи своего народа, дети получают первые представления о культуре своего народа. Нельзя не отметить, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, в период, когда ребенок особенно восприимчив. Народная игрушка отражает широкий спектр детских интересов: от знакомства с предметами быта она открывает ребенку мир животных, людей и фантазий. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся часть народного искусства с собственными традициями.
С педагогической точки зрения, народная игрушка основана на глубоком понимании психологии ребенка и многогранно влияет на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отражены мир сказок и сказочных образов, а также жизненные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. В этих изделиях ярко проявляется стремление порадовать и развеселить ребенка.
Детские игрушки, такие как ванька-встанька, волчки, дудки и свистульки, известны многим. Также интерес представляют игрушки, способствующие развитию моторики, например, каталки, мячи и городки. Ребёнок притягивается к игрушкам благодаря их простой и понятной форме.
В декоративно-прикладном искусстве отражены эстетические идеалы и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных ремесел, сопровождают нас с детства, и каждая встреча с ними является прикосновением к красоте и народной мудрости.
Согласно верованиям народов, символы, используемые при оформлении предметов, их расположение и цвет имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы изготавливали фигурки животных из глины и дерева, украшали их орнаментами и проводили ритуалы, которые должны были обеспечить плодородие полей и благополучие семей. После ритуалов фигурки передавались детям, что и стало причиной появления новых игрушек.
Сегодня, рассматривая изделия каргопольских или богородских мастеров, немногие знают, что для людей древности конь символизировал солнце, медведь — силу и пробуждение природы, варан или корова — изобилие и плодородие, козел — добро, а олень — удачный брак.
Вышивка, которую современные люди воспринимают как украшение, в представлениях предков защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканях, керамике и деревянных изделиях приносили радость и счастье. Каждая форма и элемент орнамента, украшающего изделия народных мастеров, имели свое значение. Например, волнистая линия символизировала воду, две параллельные линии с точками между ними — землю и зерна, капли и наклонные линии — дождь, спираль — движение солнца, ромб — плодородие, а крест — веру.
Значение элементов узора также зависело от цвета. В росписи дымковской игрушки, например, оранжевый круг символизировал солнце, а красный — дом.
Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством способствует решению задач нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог передает детям знания о ремеслах, учит видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, а также знакомит с технологиями изготовления и декоративными особенностями изделий.
Эту работу следует начинать с составления перспективного плана. Важно определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения музеев и выставок, а также организовать встречи с народными мастерами. В русской "избе" дети могут ознакомиться с изделиями различных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательных занятий в кружках педагог имеет возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.
При создании образовательных циклов важно учитывать не только возраст детей, но и их знания, навыки и умение в изобразительном искусстве. Посещая выставки, дети получают информацию об истории народного ремесла и материалах, которые используют мастера. Они учатся выделять характерные элементы выразительности, такие как узоры, их сочетания, цветовые решения и композицию. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей анализировать изделия народных мастеров, чтобы они могли самостоятельно выделять выразительные средства в других произведениях народного искусства. Для этого применяется метод сравнения, который не только улучшает восприятие, но и помогает детям понять общие закономерности декоративного искусства.
Например, в начале учебного года старшие дошкольники изучают фигурки птиц, созданные дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и различия. На следующем занятии воспитатель демонстрирует тверские глиняные игрушки, изображающие птиц, и предлагает детям сравнить их между собой, а также выяснить, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.
В процессе образовательной деятельности, связанной с декоративным рисованием, лепкой и аппликацией, воспитатель должен обладать необходимыми навыками и знаниями, чтобы помочь детям освоить приемы, используемые народными мастерами. Он должен знать последовательность создания различных изделий и иметь соответствующие материалы. Например, дымковскую игрушку следует лепить только из глины, а не из пластилина. Рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.
При создании узоров, вдохновленных определенной росписью, воспитатель должен учитывать характерные композиционные решения. Например, в оформлении дымковских игрушек используются композиции в виде "ткани" (полосатые или клетчатые, свободное размещение элементов по убыванию размера, а также узоры в круге или розетке (например, украшение хвоста индюка). Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (как на полосе, так и в круге) и создание симметричных и асимметричных композиций. Сначала художники рисуют крупные элементы узора, такие как цветы, которые располагаются близко друг к другу, а затем добавляют листья, решетки и травинки в промежутках между ними.
При планировании знакомства детей с определенным композиционным решением воспитатель должен подготовить бумагу соответствующей формы и показать предмет народного искусства с аналогичной композицией.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может применять различные методы и приемы, такие как:
- создание игровой атмосферы в начале занятия и во время обсуждения детских работ;
- сравнение узоров и различных композиций;
- использование жестов для выделения элементов, их расположения и порядка выполнения узора;
- демонстрация последовательности рисования и тренировка в изображении новых или сложных элементов;
- сочетание разных видов художественной деятельности, например, лепка с последующей росписью.
С детьми старшего дошкольного возраста могут проводиться творческие занятия, на которых они создают узоры в стиле определенной росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья с мотивами Гжели, украсить кокошники в стиле дымковской росписи, изобразить букет из городецких цветов или нарисовать сказочный лес с элементами хохломской росписи. Под руководством педагога дети могут расписывать декорации для настольного театра, создавать эскизы костюмов для сказочных персонажей и оформлять рамки для портретов и фотографий.
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством можно осуществлять через все виды их деятельности. Эмоциональность педагога и организация работы играют важную роль в формировании у детей любви к народному искусству, а также в развитии способности воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.
- Изделия народных промыслов предоставляют богатый материал для развития речи: можно составлять описательные рассказы об игрушках и придумывать сказки.
- В узорах декоративных росписей, характерных для разных народных промыслов, соблюдаются ритм, симметрия, соразмерность элементов и четкость исполнения орнамента, что способствует развитию элементарных математических представлений.
- Народное декоративно-прикладное искусство связано с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и музыкой, что позволяет дополнить знакомство с народными промыслами музыкальным воспитанием дошкольников.
Все это помогает детям почувствовать себя частью своего народа и гордиться своей страной, богатой славными традициями. Таким образом, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, реализуют единство эстетического и трудового воспитания, а также способствуют духовному развитию детей через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.