Антонина Белова
Конспект логопедического занятия «В горнице» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В горнице».
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры, обеспечивающее единство воспитательных, развивающих и обучающих задач в коррекции речевых нарушений.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• приобщать к традициям и обычаям русского народа посредством использования предметно-развивающей среды.
• совершенствовать грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование притяжательных прилагательных).
• расширять и активизировать словарный запас по проекту «Знакомство с истоками русской культуры».
Публикация «Конспект логопедического занятия „В горнице“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• автоматизировать правильного произношения звука «Ч» изолированно, в слогах, словах, фразах.
2. Коррекционно-развивающие:
• развивать общие речевые навыки в процессе общения.
• развивать речевой слух, фонематические представления, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, тонкую и общую моторику посредством ручного труда.
• создавать условия для накопления положительных эмоций, тактильной чувствительности.
3. Коррекционно-воспитательные:
•воспитывать доброжелательность, желание помогать другу другу,
•развивать интерес к традициям русского народа.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Труд», «Социализация», «Коммуникация».
Предварительная работа:
Работа по проекту «Знакомство с истоками русской культуры», экскурсии в горницу детского сада, рассматривание иллюстраций с изображениями предметов русской старины, быта, одежды и обуви, кукол, изготовление из солёного теста, ниток старинных кукол, постановка звука «Ч» и автоматизация в слогах и словах, домашнее задание ребёнку – найти и разучить загадку,
колыбельную песню, разучивание слов к массажу.
Оборудование:
Подбор предметов в горнице со звуком «Ч», дорожка с нарисованными следами, «сугроб», мостик, шаль для логопеда, противень, разделочные доски, изюм, фартуки, поднос с готовыми калачами, салфетки, чурочки и лоскуты для кукол, влажные салфетки, солёное тесто, карточка с изображением предметов «Четвёртый лишний».
Ход занятия:
Педагог Дети
I. Организационный момент
1. Логопед предлагает детям отправиться в необычное путешествие – добраться до русской деревеньки.
Как можно туда добраться?
Вы перечислили много видов транспорта, но не назвали ещё один, у которого нет колёс, кабины, салона, и управляет этим транспортом не водитель, а кучер. Догадались, о каком виде транспорта я говорю?
Но лучше всего пройтись пешком. В добрый путь!
Ребята, посмотрите, какие-то следы на снегу. Как Вы думаете, во что был обут человек, который прошёл по дорожке?
Обратите внимание, что эти следы – плетенные,
ИЗ ЛИПЫ СВИТО
ДЫРЯВОЕ КОРЫТО.
ПО ДОРОГЕ ИДЁТ,
КЛЕТКИ КЛАДЁТ. Что это?
Значит, в какой обуви был человек?
Отправляемся по следам, а чтобы было не скучно, поиграем в игру.
Дети дают предполагаемые ответы: на машине, на поезде, пешком, на автобусе и т. д.
Можно доехать на лошадке.
Дети идут за логопедом.
В валенки, в ботинки, …
В лаптях.
2. Дидактическое упражнение «Измени слово» - образование новых слов при помощи приставки от глагола «шли».
(Логопед начинает предложение, дети заканчивают)
МЫ ШЛИ- -ШЛИ, ПО ДОРОГЕ ПОШЛИ….
ДО СУГРОБА …
ПОТИХОНЬКУ…
ЕЩЁ НЕМНОГО МЫ ПРОШЛИ, И МОСТОЧЕК ….
И В ИЗБУ …что сделали?
Вот мы снова с вами в горнице.
Руки не замёрзли? Согреем их своим дыханием.
Дети добавляют: ПОШЛИ, ДОШЛИ,ОБОШЛИ,ПЕРЕШЛИ. ВОШЛИ.
3. Дыхательная гимнастика. Дети делают вдох и на выдохе дуют на руки.
II. Основная часть
1. Логопед надевает на плечи шаль, приглашает гостей в горницу : «Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам!»….
А вы, милые ребятки, отгадайте-ка загадки:
НАША БАРЫНЯ-СУДАРЫНЯ,
ТОЛСТА И БЕЛА,
ЩЕЙ ДА КАШИ НАВАРИЛА,
ПИРОГОВ НАПЕКЛА.
Кто же наша барыня-сударыня?
Она в избе самая главная. Посмотрите, около печи всегда много разных предметов. Назовите их. (Логопед показывает чугунок). Что это? Какой он? Для чего он использовался?
Серёжа знает загадку об этом предмете.
Дети отвечают на приветствие.
Печь.
Чёрный, большой,
Для варки картошки, щей и для приготовления другой пищи.
Ребёнок загадывает загадку о чугунке.
«Сколько ни чисть, ни кипяти, а белее не сделаешь». Что это?»
2. Упражнение «Определи местонахождение звука «Ч».
С какого звука начинается слово «Чугунок»?
Из чего его изготовили?
Значит, он какой?
Вспомните и скажите, куда надо поднять язычок при произношении этого звука?
Давайте вместе произнесём звук «Ч»,
Если кто-то из детей допускает ошибку, напомнить артикуляционное упражнение «Телеграф» Т--Ч, Т-Ч.
Произнесите ещё раз слово «чугунок» и определите, где находится звук «Ч».
Найдите ещё предметы, в названии которых звук «Ч» в начале слова.
/Затем предлагается найти предметы, в названии которых звук «Ч» находится в середине слова,
в конце слова.
Со звука «Ч»
Из чугуна
Чугунный.
Язычок поднимается вверх, к бугоркам.
Ч-Ч-Ч-
Чугунок
Чашка, чемодан.
Лучина, кочерга, бочонок, печка, сундучок, свеча,
Печь.
3. Игра «Четвёртый лишний»
Много слов назвали, а теперь догадайтесь, какой предмет лишний.
Логопед показывает карточку на которой изображены предметы:
Печка, свеча, лучина, лампочка. Какой предмет лишний и почему?
А что общего в этих предметах?
Может, кто-то догадался, чем они ещё похожи?
Молодцы, были внимательны и сообразительны.
Лишний предмет Лампочка, потому что она работает от электричества.
Они дают тепло и свет.
Во всех названиях предметов есть звук «Ч».
4. Игра «Скажи, какая?»
Логопед предлагает детям подойти к печке, потрогать, определить и назвать признаки: Печь какая?
Логопед обращает внимание детей на смоляную щепочку, спрашивает: что это? Объясняет, что с помощью лучины освещалась изба, и ею разжигали дрова в печи. Даёт понюхать, потрогать, сопровождая действия словами вместе с детьми.
Объясняет значение слова «трескучая». Холодная, теплая, горячая, расписная, кирпичная, глиняная, русская, белая, ….
пахучая, сосновая, смолистая, длинная, деревянная, и т. д.
5. Развитие мелкой моторики, автоматизация звука «Ч» в чистоговорках.
Логопед : ОЙ, ТЫ, ПЕЧЕНЬКА-СУДАРЫНЯ,
ПОМОГИ НАМ, БАРЫНЯ,
ИСПЕКИ НАМ КАЛАЧИ
И ДЕТИШЕК УГОСТИ.
Логопед предлагает сесть за стол. Рассказывает: хозяйка вставала рано утром и ставила тесто. Вот оно уже и готово. Протрите руки салфетками и будем делать калачи каждый на своей разделочной дощечке.
Логопед :
ЧИ-ЧИ-ЧИ – раскатаем ….
ЧИ-ЧИ-ЧИ- испечём мы ….
ЧА-ЧА-ЧА- уже печка ….
ЧИ-ЧИ-ЧИ- ставим в печку …
ЧУ-ЧУ-ЧУ – очень рады ….
Украсьте калачи изюмом.
Логопед предлагает детям вытереть руки влажной салфеткой.
Дети добавляют слово и выполняют действия согласно тексту, затем повторяют фразу.
калачи.
Горяча
Калачи
Калачу.
6. Использование звука «Ч» во фразах.
Логопед : Пока пекутся калачи, мы пройдёмся по горнице. И рассказывает: Вечером матушки и бабушки укладывали своих детишек в качку или люльку. А у нас в горнице есть такая качка и люлька? Найдите эти предметы. Скажите про них ласково Люлька, а ласково - люлечка, качка – качалочка.
Качали и напевали колыбельные песни. Полина, спой колыбельную, какую поёт тебе мама.
Логопед : Дети, мы с вами ни разу не обратили внимания на этот предмет, которого уже нигде не найдёшь. Может, знаете, как он называется?
А если сказать ласково про него, то будет ….
ЧОК-ЧОК,
ОТКРЫВАЙСЯ, СУНДУЧОК.
Давайте вместе с гостями скажем ещё раз
Девочка поёт.
Это сундук.
Сундучок.
7. Массаж ладоней
Логопед открывает сундук, достает чурочки, предлагает поиграть с ними.
БЕРЕЗОВУЮ ЧУРОЧКУ
Я В РУКАХ КАТАЮ.
С ЧУРОЧКОЙ БЕРЁЗОВОЙ
НЕМНОГО ПОИГРАЮ.
ПОКАТАЮ МЕДЛЕННО,
А ПОТОМ БЫСТРЕЕ,
БЕРЁЗОВАЯ ЧУРОЧКА
ЛАДОШКИ МНЕ СОГРЕЕТ.
(таинственно) : А эту чурочку можно превратить в куколку.
Дети вместе с логопедом проговаривают текст и катают «чурочки» между ладонями.
8. Изготовление куколок.
Логопед :
Хорошо у нас в избе:
Светло, тепло,
Садитесь, деточки, за ремесло.
У нас есть лоскутки, будем наряжать кукол.
Сложите лоскуток пополам. На что похоже?
Надевайте косынку на верх чурочки и закладывайте концы друг на друга, как бы завязывая. (показ сопровождает объяснением).
(логопед отмечает правильность произношения звука «Ч»).
Логопед : Вот какие игрушки смастерили, будет чем играть детворе вечерами.
Дети рассаживаются за столы.
На косынку.
Дети вместе с логопедом выполняют, приговаривая:
«Чурочку я покручу,
Вот и куклу получу».
III. Заключительная часть
Да тут и калачи подоспели. (достаёт калачи из печи, приговаривая:
ОЙ, ТЫ, ПЕЧЕНЬКА, СУДАРЫНЯ,
ПОМОГЛА НАМ, БАРЫНЯ.
КАЛАЧЕЙ НАМ НАПЕКЛА.
В ДОМ БОГАТСТВО ПРИНЕСЛА.
Ой, вы, гости дорогие угощайтесь калачами на здоровьице.
(угощает калачами всех).