Михайлова Наталья
Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по теме:
«Дифференциация звуков и букв «Ч-Щ»
(1-ый этап обучения, 1-2 класс)
Михайлова Н. В., учитель-логопед, г. Тарко-Сале
Задачи:
• Коррекционно-образовательные:
• развивать навык слышать, выделять и дифференцировать звуки и буквы «Ч-Щ» в слогах, словах, фразах;
• закреплять умение характеризовать звуки «Ч-Щ».
• Коррекционно-развивающие:
• развивать фонематические процессы, слоговую структуру слов;
Публикация «Конспект фронтального занятия „Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ“, 1-ый этап обучения, 1–2 класс» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• обогащать словарный запас;
• развивать грамматическую сторону речи;
• закреплять умение пересказывать короткие рассказы;
• развивать мелкую моторику рук, мышцы глаз, слуховую и зрительную память, наблюдательность.
• Коррекционно-воспитательные:
• развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
• формировать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование:
Карандаши, предметные картинки, таблица артикуляции звуков «Ч-Щ», плакат «чудо-дерево», карточки с точками, корзинки, слова-«ягоды» с пропущенными буквами «Ч-Щ», таблица с буквами, таблица с рассказом.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед:
а) - Сядет тот, кто все «бросит» звуки слов, которые я назову: мак, сыр, каша, мост, кран, липа, лось.
б) – Ребята, прежде чем начать занятие проведём разминку.
Проведем пальчиковую гимнастику с карандашом.
Упражнение «Коза» (на карандаш кладём указательный палец и мизинец, остальные пальцы – под карандаш).
Упражнение «Краб» (на карандаш кладём средний и безымянный пальцы, остальные – под карандаш).
Упражнение «Паучок ползёт» (рука с карандашом находится на столе, пальцами «перебирать» карандаш от верхнего конца к нижнему и обратно).
в) – Гимнастику для глаз вы хорошо знаете, поэтому её проведёт по желанию любой ученик.
Упражнения: «Пол-потолок» (смотрим на пол и потолок).
«Дверь-окно» (смотрим только глазами на окно, потом на дверь).
«Забор» (рисуем глазами забор).
2. Работа со звуками. Характеристика звуков «Ч-Щ».
Логопед:
Д/у «Угадай, на какой я звук «надавила» голосом?
Два щенка щека к щеке
Грызли щётку в уголке (Щ).
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход (Ч).
- С какими звуками мы будем работать?
- Произнесём эти звуки.
- Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие, всегда мягкие)
- Сравним эти по артикуляции:
«Щ» – губы округлены, но края губ растягиваются в улыбку, выдыхаемый воздух проходит через щель.
«Ч» – губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, воздух толчком проходит посередине языка, язык резко отталкивается от нёба. (Рассматривают таблицу).
Д/у «Речевая зарядка».
Ча-ча-ча - мы увидели грача.
Ща-ща-ща - мы поймали леща.
Чо-чо-чо - греет солнце горячо.
Ащ-ащ-ащ - у Ирины новый плащ.
Чи-чи-чи - горячи калачи.
Щи-щи-щи - мы сварили щи.
Упражнение «Зашифруй слово» (азбука Морзе).
- «Ч» звучит коротко, поэтому будем обозначать точкой.
- «Щ» тянется - будем обозначать чёрточкой -.
Слова:
щавель, кирпичи, почта, учитель, щегол, роща, ласточка, чемодан, щепки, ощущение, плечо, восхищение, отвечать, горячий, каменщик, трубач, трещотка, сокровище.
Д/у «Чудо-дерево».
- Мы гуляли по лесу и увидели «Чудо-дерево».
- Найдём картинки, в названии которых есть звук «Ч», а потом звук «Щ».
- Разделите слова на слоги, определите количество слогов в этих словах.
- Запишите слоговые схемы этих слов.
Картинки:
щука, бабочка, щётка, чашка, чайник, ключ, часы, черепаха, ящерица.
- Устали мы работать – нужно отдохнуть.
3. Минутка отдыха
Психогимнастика. Игра «Цветы».
- А сейчас мы красивые цветы, которые ещё не распустились. Для этого поднимаем вверх руки и сделаем бутон.
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают – головой качают.
Д/и «Угадай слово».
На приготовленных карточках нужно соединить точки.
- Ребята, какое слово получилось? (ЧАЩА).
- Что такое чаща? (объяснение)
- Какая первая буква по счёту? Третья?
- Звуки «Ч-Щ» на письме обозначаются буквами «Ч-Щ».
Д/у «Найди буквы».
На плакате написаны буквы различных конфигураций.
- Букву «Ч» обведите квадратом, а букву «Щ» - кружком.
Д/у «Собери ягоды».
Вставить пропущенные буквы «ч-щ» в слова, написанные на «ягодках».
- Ребята, разложите слова-ягоды по корзинам. С буквой «Ч» в 1 корзину, а с буквой «Щ» - во вторую.
Слова: врач, овощи, щепка, тащить, туча, чужой, очки, роща, вещи, чудо, точка.
- Запишите слова в 2 столбика.
Д/у «Составь рассказ».
- Дети, прочитайте рассказ, вместо точек вставьте слова.
Рассказ: «Дети пошли в рощу. Там пели щеглы и летали бабочки. Оля набрала щавеля. Сережа поймал черепаху. Дома мальчик посадил черепаху в ящик. Дети угощали черепаху щавелем».
Картинки:
роща, щеглы, бабочки, щавель, черепаха, ящик.
Словарная работа: роща, щеглы, щавель.
- Ребята, запомните этот рассказ и перескажите его.
4. Итог занятия.