Людмила Власова
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Звук и буква Ш»
Тема: Развитие речи. Звук и буква Ш.
Детская цель: Сформировать представление о букве Ш.
Педагогическая цель: Познакомить детей со звуком и буквой Ш.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать представления о звуке и букве Ш.
2. Дать возможность детям узнать лексико-грамматический строй речи (образование и употребление существительного в форме единственного числа, винительного падежа)
3. Актуализировать знания детей на дифференциацию шипящего (Ш)
Развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
1. Формировать концентрацию слухового внимания и слуховой памяти на материале речевых звуков.
2. Начать работу по развитию зрительно-пространственной ориентировки.
3. Формировать физиологическое дыхание, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Формировать положительную установку на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.
2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Словарная работа: гимнастика, упражнения, воздушная струя.
Предварительная работа: посмотреть мультипликационный фильм «Смешарики», познакомиться с героями мультфильма, выучить героев (Крош, Лосяш, Бараш, Нюша).
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический;
сюрпризный момент – появление героев из мультфильма «Смешарики», создание проблемно-игровой ситуации, показ практического действия с использованием доски.
Оборудование:
Одноразовые тарелки по числу детей, зеркало для индивидуальной работы, буква Ша на листе бумаги, картинки с изображением действующих героев ( Смешарики: Крош, Бараш, Нюша, Лосяш, аудиозапись, стаканы с водой и с трубочками по числу детей, картинки с изображением аквариумов (2). Картинки с изображением рыбок (6, модель стиральной машины, картинка с изображением змейки, картинка с изображением одежды, картонные шапочки по числу детей и картинки к ним, доска с изображением действующих героев для проведения рефлексии.
Организация коллективной деятельности:
По форме:
совместная деятельность педагога с детьми;
самостоятельная деятельность детей.
По местоположению:
сидя за столами;
сидя на стульчиках перед зеркалом;
стоя в кругу.
Ход занятия:
I. Вводная часть (3 минуты)
Эмоциональный настрой
1. Сюрпризный момент:
Логопед : Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Логопед : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся! (Дети встают рядом со своими местами).
Логопед : Давайте все дружно скажем «Здравствуйте!»
Дети: Здравствуйте!
Логопед : Молодцы, дети! Мы поприветствовали гостей и больше отвлекаться не будем.
Логопед : Ребята, но это еще не все гости, которые пришли к нам на занятие. Вы поймете, кто пришел, когда послушаете веселую песенку. (Логопед включает аудиозапись из мультфильма «Смешарики»).
Дети: К нам в гости пришли Смешарики!
Логопед : Совершенно верно! К нам в гости пришли некоторые герои из мультфильма «Смешарики»!
Это Нюша, Крош, Бараш, Лосяш.
Живут на свете шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша.
(Логопед крепит на магнитную доску изображение каждого героя по очереди).
II. Основная часть (19 минут)
Артикуляционная гимнастика:
Развитие артикуляционной моторики:
Логопед : Дорогие дети! Смешарики очень хотят поприсутствовать на нашем занятии и просят вашей помощи в некоторых делах, сами они не успевают справиться. Вы поможете нашим гостям?
Дети: Поможем!
Логопед : Ребята, наше занятие мы всегда будем начинать с гимнастики: ( упражнения: «Хоботок», «Качели», «Лошадка», «Часики»).
Упражнения для выработки воздушной струи:
1. Игра «Ветер в стакане»
Логопед : Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Логопед : Да, верно. На улице стает холодно. Наши Смешарики замерзли, пока добирались к нам на занятие. Отгадайте их загадку.
Фырчит, рычит,
ветки ломает,
пыль поднимает,
тебя с ног сбивает,
слышишь его,
да не видишь его. (Ветер).
Дети: Ветер.
Логопед : Правильно, это ветер. Сейчас мы с вами сделаем ветер в стакане. (Логопед раздает детям стаканы с водой внутри и одноразовой трубочкой).
Логопед : Дети, для того чтобы в стакане закружился ветер, нам необходимо сильно и долго подуть в трубочку. Давайте вспомним важные правила. Как мы делаем вдох?
Дети: Через нос.
Логопед : Да, а выдуваем через рот. В каком положении губы?
Дети: Выдвинуты вперед трубочкой.
Логопед : А какой должен быть выдох, слабый или сильный?
Дети: Выдох сильный.
Логопед : Верно. Теперь можно сделать ветер.
III. Объявление темы занятия
Логопед : Я очень рада, что вы готовы прийти на помощь! Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышите. (Логопед еще раз произносит имена всех героев, делая акцент на звуке Ш).
Дети: Звук Ш.
Логопед : Конечно же, это звук Ш.
Логопед : Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Задания с каким звуком выполнять?
Дети: Мы будем говорить о звуке Ш. Выполнять задания со звуком Ш.
2. Произношение изолированного звука :
Логопед : Правильно! О звуке Ш, условно мы называем звук Ш змейкиным звуком. (Логопед показывает детям изображение змейки).
Логопед : Давайте произнесем его громко Ш-Ш-Ш, а теперь тихо ш-ш-ш-ш (дети произносят).
Логопед : А еще мы поговорим о букве, которой звук Ш обозначается на письме. (Логопед крепит на магнитную доску артикуляционный профиль звука Ш).
3. Анализ артикуляции:
Логопед : А вот и звук Ш. Давайте подумаем, что же делают наши губы, язычок? Какая воздушная струя?
4. Характеристика звука :
Вместе дадим характеристику этому звуку.
Произнесите еще раз: «Ш-Ш-Ш». В каком положении губы?
Дети: Вытянуты вперед. Округлены.
Логопед : где находится язычок?
Дети: Вверху за зубами в форме «Чашечки».
Логопед : Давайте и мы с вами сделаем упражнение «Чашечка».
Логопед : Покажите мне рукой, какой во рту язык. (Дети придают ладони форму чашечки).
Логопед : Подставьте ладонь к ротику и произнесите звук еще раз. Какой воздух у вас на ладошке? Теплый или холодный?
Дети: на ладошке теплый воздух.
Логопед : Верно. Звук змеи выходит с теплым воздухом.
Логопед : Ребята, звук Ш у нас – согласный. Запомните. Какой звук Ш?
Дети: Согласный.
Логопед : Он еще твердый. Запомнили? Какой он твердый или мягкий?
Дети: Звук Ш твердый.
Логопед : Звук Ш обозначаем синей фишкой. Какого цвета фишка?
Дети: Синего. (Логопед крепит кружок синего цвета на магнитную доску).
Логопед : А сейчас мы с вами определим, звук Ш звонкий или глухой? Положите руку на горлышко, оно работает? Значит звук Ш глухой.
Дети: Горло не работает, звук глухой.
Логопед : Верно! Колокольчик не звенит. (Логопед прикрепляет к магнитной доске зачеркнутый колокольчик).
Логопед : Вот и познакомились мы со звуком Ш. Он у нас теперь красивый.
5. Игра «Шапочки»
Логопед : Мы уже сказали, что на улице холодно, и наш гость Лосяш начал замерзать во время прогулок. Он попросил Вас сделать ему шапочку. Вы поможете?
Дети: Поможем.
Логопед : Отлично! Сейчас я каждому из вас дам по одной шапочке. Она однотонная, то есть одного цвета, без рисунка. Для того, чтобы она стала красивой, вам необходимо украсить ее картинкой. Вы выберите по одной картинке и приклеите ее по центру шапочки. Приклеиваем только ту картинку, в названии которой шипит змейка. (Логопед раздает детям плоскостные изображения шапочек, клей-карандаш и предлагает картинки для украшения шапочек. Дети выбирают картинки и определяют наличие/отсутствие в них звука Ш. Приклеивают на шапочку).
Логопед : Дети, у вас получились очень красивые шапочки. Я думаю, что Лосяш их будет носить все по очереди или подарит своим друзьям. Он очень вам благодарен.
6. Игра «Стирка»
Логопед : Ребята, наша гостья Нюша очень хозяйственная хрюша, и просит вам помочь постирать белье. Но стирать мы будем только ту одежду, в названии которой есть звук Ш. (Логопед достает игрушечную модель стиральной машины, плоскостное изображение порошка и одежды).
Логопед : Дети, в эту игру мы будем играть по цепочке. Я каждому из вас поднесу стиральную машину и одежду, вы выбираете элемент одежды по желанию, и если в нем будет шипеть змейка, опустите в стиральную машину. Но первым делом я загружу в стиральную машину порошок. (Логопед опускает плоскостное изображение порошка в стиральную машину. Все свои действия сопровождает словами. Анализирует наличие/отсутствие звука в слове).
Дети: Я кладу в стиральную машину шорты (шапку, шубу, шарф, т. к. в этом слове есть звук Ш.
Логопед : Молодцы, ребята. Теперь у Нюши чистая одежда.
7. Физкультминутка «Зайцы»
Логопед : Ребята, пора немного отдохнуть и размяться. Заяц Крош, так как он самый активный из Смешариков приготовил для нас физкультминутку. Встаньте, пожалуйста. Слушайте внимательно и повторяйте за мной. (Логопед проговаривает слова физкультминутки, подкрепляя их движениями. Дети повторяют).
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать.
(Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
(Прыжки на месте.)
Замер зайчик средь травы.
А теперь замрем и мы!
(Дети садятся.)
Логопед : Молодцы. Вы все старались, присаживайтесь на свои места.
8. Игра «Три аквариума»
Логопед : Следующее задание приготовил Бараш. Он очень любит аквариумных рыбок. Но вот незадача, они перепутались. (Логопед показывает детям изображение аквариумов и изображение рыбок).
Логопед : Для того, чтобы верно опустить рыбку в свой аквариум, вам необходимо определить, шипит ли змейка в слове, которое принесла. В аквариуме будут жить рыбки, в словах которых звучит звук Ш. (Логопед по очереди предлагает детям выбрать рыбку и читает слово, записанное на обороте рыбки. Дети по очереди определяют, если есть в слове звука Ш в слове и помещают рыбку в аквариум).
Логопед : Ребята, все рыбки в своих аквариумах. Бараш счастлив и благодарит вас.
9. Офтальмологическая пуза «Послушные глазки»
Логопед : Ребята. Наши глазки немного устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Логопед :
Закрываем мы глаза,
Вот такие чудеса!
(закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
(продолжают сидеть с закрытыми глазами).
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
(открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Вправо-влево повернем
(смотрят вправо, затем влево)
Заниматься вновь начнем.
10. Знакомство с печатной буквой Ша.
Логопед : Дети, мы выполнили все задания Смешариков. Осталось последнее, познакомиться с буквой, которая дружит со звуком Ш и которой звук Ш обозначается на письме. Какая это буква, вы догадались?
Дети: Это буква Ша. (Логопед крепит на доску изображение печатной буквы Ша).
Логопед : Посмотрите, в этой букве несколько элементов. Горизонтальная линия и три вертикальных, находящихся на равном расстоянии друг от друга.
Логопед : Дети, ответьте, пожалуйста, на что похожа буква Ша? (ответы детей).
(Логопед крепит на магнитную доску картинку с изображением буквы Ша из линейки и карандашей. Чтение стихотворения).
Логопед :
Встали три карандаша
На линейку – это Ша.
Логопед : Дети, посмотрите, пожалуйста, на картинку и выложите у себя на столе такую же букву Ша из линейки и карандашей. (Дети выкладывают букву из карандашей).
Логопед : Спасибо. Отложите линейку и карандаши в сторону.
Логопед : Отлично! Очень красивые буквы. Сейчас предлагаю самостоятельно написать букву Ша пальчиком на крупе. (Логопед раздает каждому ребенку одноразовую тарелку с мелкой крупой. Дети приступают к выполнению задания. Логопед оказывает помощь тем детям, кому это необходимо).
Логопед : Замечательно, ребята! Теперь пропишем букву Ша ногой на полу, встаньте, пожалуйста. И носочком постарайтесь написать букву Ша. (Дети выполняют).
Логопед : Спасибо, а сейчас присаживайтесь на места. Пропишем букву Ш указательным пальчиком правой руки в воздухе. (Дети приступают к выполнению задания).
Логопед : Дети, вы большие молодцы! Все написали правильно. Смешарикам тоже все понравилось.
IV. Заключительная часть (3 минуты)
11. Итог занятия.
Логопед : Ребята, наше занятие подошло к концу. Смешарикам очень у нас понравилось, вы помогли справиться им со всеми заданиями, но им пора отправляться домой.
Логопед : Дети, скажите, пожалуйста, с какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились?
Какие герои были у нас в гостях?
Какие задания и игры мы выполняли?
Какое задание вам показалось сложным?
А какое самым простым? (Ответы детей).
12. Домашнее задание.
Логопед : Дети, расскажите родителям о нашем занятии, кто приходил к нам в гости и кому мы с вами помогали на всем занятии. Произнесите все слова со звуком Ш, которые вам встретились на занятии.
13. Рефлексия.
Логопед : Скажите, пожалуйста, а понравилось ли вам занятие? Если да, то прикрепите, пожалуйста, солнышко рядом с Крошем. Если не понравилось, прикрепите тучку рядом с Барашем. (Дети по очереди выходят и крепят солнышко/тучку).
Логопед : Мне очень понравилось, как вы работали. Вы были активными собранными, проявляли интерес и выполняли все задания. За вашу работу я бы вас хотела наградить Смешариками, которые были у нас сегодня в гостях. Чтобы вы с ними не расставались и всегда дружили. (Логопед награждает героями-Смешариками).