Юлия Соклакова (Ревнивых)
Конспект игры-путешествия по лексической теме «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение словаря детей на тему «Посуда».
Задачи:
1) коррекционно-образовательные задачи:
- Развивать связную речь при составлении описательного рассказа по мнемотаблице; умение составлять целое из частей, классифицировать предметы, используя обобщающие слова.
- Расширять и актуализировать словарь по теме «Посуда».
- Формировать умение образовывать относительные прилагательные, глаголы, изменять существительные по падежам; упражнять в подборе антонимов.
2) коррекционно-развивающие задачи:
Публикация «Конспект игры-путешествия по лексической теме „Посуда“ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- Развивать внимание, память, наглядно-образное мышление, зрительное восприятие, мелкую и общую моторику.
- Способствовать развитию речевого дыхания и голоса.
- развивать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями.
3) коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей умение слушать товарищей; навыки совместной деятельности.
Материал: мяч, звуковое письмо, картинки посуды, разрезанные на части, картина «сказочная поляна», игра «Что лишнее?», схемы предложений, музыка.
План совместной деятельности:
1. Пальчиковая игра «Цветочек»:
Утром рано он закрыт (кисти рук в сомкнутом состоянии)
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга)
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу (пальцы плавно расходятся)
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик (пальцы сомкнуты)
И теперь он будет спать (исходное положение рук)
До утра как птенчик (имитация сна).
- А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?
2. Игра «На что похоже ваше настроение?» (с мячом).
Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.
- Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.
3. Проблемная ситуация (звуковое письмо)
«От бабушки Федоры убежала посуда. Что делать? Как вернуть посуду обратно?»
Скачет сито по полям, а корыто по лугам,
И помчались по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца –
Вдоль по улице несутся,
А за ними вилки, рюмки да бутылки,
Чашки да ложки скачут по дорожке… (пауза)
- Кто помнит, что за «горе» приключилось с Федорой? (Ответы детей).
- Почему же посуда убежала от своей хозяйки? (Ответы детей).
- Как еще могла посуда проучить бабушку Федору? (Спрятаться, развалиться на части, улететь, превратиться во что-то другое, напугать ее и т. п.).
Дорогие ребята, ой, ой, ой!
Помогите посуду вернуть мне домой,
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы. Ваша бабушка Федора.
- Хотите отправиться в сказку на помощь бабушке Федоре и отыскать ее посуду?
Посуда «решила поиграть с Федорой в прятки и «замаскировалась». Помогите Федоре отыскать посуду в сказочном лесу и скажите, в какой предмет она превратилась.
4. Дидактическое упражнение «Отыщи посуду в сказочном лесу»
На картине сказочная поляна, посуда превратилась в различные предметы: облака – сито, из которого идет дождь, тарелка;
пень – кастрюля, на которой выросли грибы;
грибы – стаканы – ножки, блюдца – шляпки;
озеро – блюдо или поднос;
лодка с веслом – чашка с ложкой;
стебли камышей – вилки;
стволы деревьев – нож, кувшин, бутылка;
бугорок, поросший травой – дуршлаг;
вместо шишек на елках – скалка, поварешка, лопатка.
(Дети отыскивают посуду и говорят, во что она превратилась)
- Посуда убежала от бабушки Федоры, пока она бежала по лесам и болотам раскололась, и вся перепуталась. Давайте соберём её.
5. Дидактическое упражнение «Почини посуду»
Дети «отыскивают» кусочки посуды, которая «не выдержала долгого пути и развалилась». Собирают разрезанный предмет посуды и называют его. (Работают по подгруппам).
- А как можно сказать про посуду, которой пользуются на кухне, какая она? (Кухонная)
- Какой посудой пользуются, когда чай пьют? (чашкой, блюдцем, конфетницей, самоваром, чайником, заварником, чайной ложкой и т. д.)
- как её можно назвать, какая это посуда? (Чайная).
6. Упражнения для щёк и губ «Раздуваем самовар»
Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
7. Упражнения для языка «Посуда»
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашка» глубже?
Язык «чешкой» снаружи и внутри рта.
Чашка и блюдце на столе. Чередовать артикуляционные позиции: Язык «чашечкой» и язык «блюдечком» («лопатка»).
Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
8. Развитие речевого дыхания и голоса «Чаепитие»
Пьём коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»
9. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Вот и «отыскали» оставшуюся посуду. Только посуда в «сказочном лесу» совсем не такая, какая была у Федоры. Я назову, какая посуда была, а вы – какая есть
(грязная – чистая; тусклая, закопченная – блестящая; сломанная, побитая – целая; старая – новая).
10. Дидактическое упражнение «Что изменилось?»
Дети «отыскали» наборы посуды, в наборе: чайник, кружка и сахарница трех различных цветов: красного, зеленого и желтого. Нужно выбрать из предложенных вариантов, – какого предмета, и какого цвета не хватает, объяснить, как догадались.
11. Составление рассказа о посуде (по мнемотаблице)
- Ребята, расскажите, какого цвета, какой формы, из каких частей состоит посуда, из чего она сделана, для чего её применяют.
- Ребята, мы отыскали всю посуду, починили ее, а теперь отправим бабушке Федоре звуковое письмо. Подумайте, какой совет можно дать бабушке Федоре, чтобы посуда на неё не обижалась и скажите это в микрофон. (мыть, чистить, чинить, убирать на место, беречь и т. п.)
12. Рефлексия.
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Наша совместная деятельность помогла бабушке Федоре отыскать посуду.