Михайлова Наталья
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, чистоговорках»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по теме :
«Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, чистоговорках».
Учитель-логопед : Михайлова Наталья
Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной речью.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать практические умения и навыки пользоваться исправленным звуком [Л];
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, чистоговорках“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Чистоговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- закреплять правильное произношение звука [Л] в словах, предложениях;
- развивать умение образовывать существительные во множественном числе;
- закрепить навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать умение осмысления связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия;
- развивать умение словотворчества, составлять рифмованные стихи по опорным словам, картинкам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляторную, тонкую и общую моторику, силу речевого выдоха;
- развивать фонематические слух и восприятие;
- развивать речевой слух, зрительное внимание, память;
- обогащение словарного запаса
- развивать мыслительные операции.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов.
Оборудование: игрушка белки, дерево, домик, травка, зеркала, салфетки, карточки с артикуляционными упражнениями, «язычок» для демонстрации положения языка, вата, схемы для характеристики звука [Л], магнитные доска и буквы, домики для звуков, предметные картинки-магниты, счетные палочки, фишки, конверт с мнемотаблицами, сундучок с игрушками.
1 этап – мотивационно-целевой
- Здравствуйте, ребята.
- Сегодня я приглашаю вас поиграть, однако, мы будем играть не одни. Вы сейчас узнаете, с кем.
- Вам предстоит отгадать кто это.
В дупле живет
Да орешки грызет.
- Молодцы правильно. Это – белка. Она живет здесь. На дереве.
- Белочка просит, чтобы вы отгадали, как её зовут. Её имя начинается со звука, на который я «надавила» голосом.
- Её зовут …., Тоша, Соня, Луша.
-Отправляемся в путешествие. Первая остановка – полянка. Тут нарисованы пальчики. Что это значит?- Гимнастика для пальчиков.
- Какую пальчиковую гимнастику вы можете предложить белочке?
Белка ехала в тележке, «Крутим» кулачками.
Белка щёлкала орешки. Проводим по кончикам пальцев.
1, 2, 3, 4, 5 - Соединяем большой палец поочередно с остальными.
Поиграем мы опять. Растираем ладошки до тепла.
Белка ехала в тележке,
Потеряла все орешки.
1, 2, 3, 4, 5 -
Научились мы считать.
- Какой первый звук в имени Луша? ([Л]). Белочка ещё маленькая и недавно научилась произносить звук [Л], так же, как и вы. Давайте учиться вместе.
- Почему мы будем учиться его произносить? (Учимся правильно и красиво говорить звук [Л]).
2 этап – поисково-исследовательский
1. Артикуляционная гимнастика
- Следующая остановка - А почему Луша показывает язычок? (Нужно сделать зарядку для язычка).
- Правильно, а для чего нам надо делать гимнастику для язычка?
(Ребёнок – чтобы правильно поставить язычок, когда произносим звук [Л]).
- Совершенно верно, давай начнём зарядку. Проходим к столикам.
- Вот незадача, мне кажется, мы забыли взять что-то очень важное для этого? (зеркало, салфетки)
Упражнения сопровождаем с движением руки-«язычка». При выполнении упражнений показываются символы – карточки.
- Я буду рассказывать сказку, а вы будете делать гимнастику «Прогулка язычка»
«Чищу зубы»
«Лопаточка»
«Качели»
«Индюшата»
«Вкусное варенье»
«Пароход гудит»
Дыхательное упражнение
«Сдуем листик, шишку» (с ладошки).
Выполнить 3-4 раза
2. Артикуляция и характеристика звука.
- Луша очень любит свой звук [Л], но ничего не знает о нем. Как ей помочь? (Рассказать ей о звуке [Л]).
- Когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (в улыбочке).
- А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок принимает форму лопаточки и прижимается к верхним зубам).
- Петь можно? (нет). Встречает ветерок преграду? (да). Значит, звук [Л] какой? Согласный или гласный? (согласный).
- В каком он домике живет? (в синем).
- Колокольчик звенит или нет? (не звенит). Значит, какой это звук? (глухой).
- Луша не знает, какой же буквой обозначается звук [Л]?
- А вы знаете? (Дети находят из ряда букв букву Л, если не знают – показывает логопед).
Дети кладут букву в синий «домик».
Пальчиковые упражнения
- Луша придумала, как из пальчиков сделать букву Л. Попробуем? Напишем букву в воздухе, на песке.
(Не садясь за стол)
3 Практический этап
3. Развитие фонематического слуха
(Не садясь за стол)
- Теперь Луша знает все о звуке [Л] и знает букву Л.
- Луша предлагает поиграть со звуком [Л] в игру
«Слушай внимательно,
Выполняй старательно».
- Хочет узнать, научились ли вы слышать звук [Л]?
- Сейчас она будет произносить различные слова, а ты, если услышишь Л – хлопай, если нет – топай.
Слова : мяч, лодка, дом, лампа, окно, вилка, рука, стол, слон.
Схематично логопед рисует на доске «руку» и «ногу».
- Луша очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.
ЛА-ЛО-ЛЫ
ЛУ-ЛЫ-ЛО
АЛ-ОЛ-УЛ
ЫЛ-АЛ-ОЛ
4. Закрепление звука в словах
А) Игра «Чудесная поляна».
- Посмотрите, здесь чудесная полянка. Здесь Луша очень любит гулять.
На магнитной доске расположены картинки и рисунки (маркером) полянки (камыши, лягушка, трава, собачка и т. д.).
- Ребята, найдите и назовите слова, в названии которых есть звук [Л] (лягушка, облако, белка и т. д.)
- Белочка так хочет, чтобы этих предметов было много.
- Белка– одна, а если много… - белки.
Аналогично выполняется задание с остальными словами.
- Ребята, белочка предлагает выбрать картинки, которые вам понравились (по 2 картинки).
Дети садятся за столы.
В) Игра «В каком слоге спряталась [Л]»
- Ребята, Луша говорит, что вы не сможете разделить слова на слоги. А я говорю - легко. Правда?
- Давайте ей еще покажем, что вы умеете определять, где спрятался звук [Л] в слоге.
- Справитесь?
Дети делают слоговую схему из счетных палочек, определяют место Л (в 1, 2, 3 слоге).
5. Закрепление звука в предложениях, чистоговорках.
А) Работа по мнемотаблицам.
- Ребята, Луша принесла вам какой-то конверт. Посмотрим. Ничего не пойму. Что это за картинки? Вы знаете, что с ними делать? (По картинкам-мнемотаблицам рассказать чистоговорку).
Алла искала булавку, булавка упала под лавку.
Полкан толкал лапой палку.
Игра «Сочинялки» (словотворчество)
- Ребята, белочка очень любит играть в «сочинялки». Предлагает вам тоже с ней «посочинять». А поможет вам «Волшебная шкатулка».
Дети достают по очереди игрушки. Логопед начинает чистоговорку, дети должны сочинить самостоятельно продолжение.
( Игрушки:
шоколад, мыло вилка, пчелка, волк, свекла, бокал, пенал, осёл, мел акула малыш
Лад-лад-лад – мы купили шоколад.
Ла-ла-ла – в море акула плыла.
Со следующими игрушками – аналогично.
- Здорово вы сочиняете чистоговорки. А какой звук часто встречался в этих стихах? (звук [Л]).
4. Рефлексивно-оценочный этап
Итог занятия.
- Белочке нужно уже уходить домой. Ты поняла, какой звук сегодня ребята учились правильно произносить?
- Какая игра вам понравилась?
- Какое задание было для вас трудным?
- Сегодня у вас было хорошее произношение звука [Л].
- Вы правильно его произносили.
- Молодцы! Луша надеется, что и в группе и дома вы не забудете правильно произносить его.