Михайлова Наталья
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях, чистоговорках»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по теме:
«Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях, чистоговорках».
Учитель-логопед: Михайлова Наталья
Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной речью.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать практические умения и навыки пользоваться исправленным звуком Ш;
-закреплять правильное произношение звука Ш в словах, предложениях;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях, чистоговорках“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Чистоговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- развивать умение образовывать существительные во множественном числе;
- закрепить навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать умение осмысления связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия;
- развивать умение словотворчества, составлять рифмованные стихи по опорным словам, картинкам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляторную, тонкую и общую моторику, силу речевого выдоха;
-развивать фонематические слух и восприятие;
- развивать речевой слух, зрительное внимание, память;
-обогащение словарного запаса
-развивать мыслительные операции.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов.
Оборудование: игрушка змейки, дерево, домик, травка, зеркала, салфетки, карточки с артикуляционными упражнениями, «язычок» для демонстрации положения языка, вата, схемы для характеристики звука Ш, магнитные доска и буквы, домики для звуков, предметные картинки-магниты, счетные палочки, фишки, конверт с мнемотаблицами, сундучок с игрушками.
1 этап – мотивационно-целевой
-Здравствуйте, ребята.
В гости вас я приглашаю,
Поиграть вам предлагаю.
- Сегодня у меня будет помощница. Вы её хорошо знаете. Она хочет поиграть с вами. Вы не против?
- Вам предстоит отгадать кто это.
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря -
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит.
- Молодцы правильно. Это - змейка. Она живет здесь. В траве. В домике.
- Что-то её не видно. Давайте позвоним в колокольчик (звонок).
Змейка выглядывает из домика.
- Здравствуй, змейка. Ты хотела играть с нами. Выходи.
-Как шипит змейка? Ш-Ш-Ш. Песенка змеи.
- Змейка просит вспомнить, как её зовут. (Её имя начинается с того же звука, что и её песенка.)
- Её зовут …., ТОХА, ШИПЕЛОЧКА, ЛОЛА, СОНЯ.
- Правильно, Шипелочка.
- Ты догадался, с каким звуком мы будем играть?
(Ребёнок – Да, это звук [Ш]).
- Почему мы будем с ним играть? (Учимся правильно говорить).
- Проходите, ребята и Шипелочка, садитесь за столы.
2 этап – поисково-исследовательский
1. Артикуляционная гимнастика
- Сегодня мы будем играть вместе с Шипелочкой. А почему Шипелочка показывает язычок? (Нужно сделать зарядку для язычка).
- Что нам помогает произносить звуки? (Язычок.)
- Правильно, а для чего нам надо делать артикуляционную гимнастику?
(Ребёнок – чтобы говорить красиво и правильно).
- Совершенно верно, давай начнём зарядку. Выполним зарядку для язычка.
- Вот незадача, мне кажется, мы забыли взять что-то очень важное для этого? (зеркало, салфетки)
Упражнения сопровождаем с движением руки-«язычка».
«Прогулка язычка»
- Посмотрите, знакомы вам эти картинки, что они обозначают? (картинки с изображением артикуляционных упражнений)
«Чищу зубы»
«Качели»
«Скачем на лошадке»
«Вкусное варенье»
«Чашечка»
«Маляр»
«Барабанщик»
Дыхательное упражнение
«Парашют»
Выполнить 8 – 10 раз
2. Артикуляция и характеристика звука.
- Шипелочка очень любит свой звук «Ш», но ничего не знает о нем. Как ей помочь? (Рассказать ей о звуке Ш).
- Когда мы произносим звук [Ш] в каком положении находятся губы (круглые).
- А где находится язычок и какую форму он принимает? (язычок приподнят к верху, принимает форму чашечки).
- Какой воздух мы выдыхаем? (воздушная струя теплая).
- Колокольчик звенит или нет? (не звенит). Значит, какой это звук? (глухой).
- Петь можно? (нет). Встречает ветерок преграду? (да). Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный? (согласный).
- В каком он домике живет? (в синем).
- Шипелочка не знает, какой же буквой обозначается звук Ш? Покажите ей букву Ш (Дети находят из ряда букв букву Ш).
Дети кладут букву в домик.
Пальчиковые упражнения
- Шипелочка придумала, как из пальчиков сделать букву Ш. Попробуем? Напишем букву на песке.
3 Практический этап
3. Развитие фонематического слуха
(Не садясь за стол)
- Теперь Шипелочка знает все о звуке Ш и знает букву Ш.
- Шипелочка предлагает поиграть со звуком Ш в игру «Слушай внимательно, выполняй старательно». Хочет узнать, научились ли вы слышать звук Ш?
- Сейчас она будет произносить различные слова, а ты если услышишь Ш – хлопай, если нет – топай.
Слова: Шапка, дом, шуба, шок, грибок, фокус, машина, стол, клей, малыш.
- Может, вы придумаете сами слова, которые начинаются со звука Ш.
Схематично логопед рисует на доске «руку» и «»ногу».
4. Закрепление звука в словах
А) Игра «Чудесная поляна».
- Посмотрите, здесь чудесная полянка. Здесь Шипелочка очень любит гулять.
На магнитной доске расположены картинки и рисунки (маркером) полянки (камыши, лягушка, трава, собачка и т. д.).
- Ребята, найдите и назовите слова, в названии которых есть звук Ш.
- Шипелочка так хочет, чтобы этих предметов было много.
- Шалаш – один, а если много… - шалаши.
Аналогично выполняетя задание с остальными словами.
- Шипелочка предлагает выбрать картинки, которые тебе понравились (по 1 картинки).
Дети садятся за столы.
В) Игра «В каком слоге спряталась Ш»
- Ребята, Шипелочка говорит, что вы не сможете разделить слова на слоги. А я говорю - легко. Правда?
- Давайте ей еще покажем, что вы умеете определять, где спрятался звук Ш в слове.
- Справитесь?
Дети делают слоговую схему из счетных палочек, определяют место Ш (в 1, 2, 3 слоге).
- Что вы сейчас показали Шипелочке?
5. Закрепление звука в предложениях, чистоговорках.
А) Работа по мнемотаблицам.
- Ребята, Шипелочка принесла вам какой-то конверт. Посмотрим. Ничего не пойму. Что это за картинки? Вы знаете, что с ними делать? (По картинкам-мнемотаблицам рассказать чистоговорку).
Наша Маша под душем
Моет шею и уши.
Кошка на окошке шапку шьет,
Мышка в сапожках избушку метет.
Б) Игра «Сочинялки» (словотворчество)
- Ребята, Шипелочка очень любит играть в «сочинялки». Предлагает вам тоже с ней «посочинять». А поможет вам «Волшебный мешочек».
Дети достают по очереди игрушки. Логопед начинает чистоговорку, дети должны сочинить самостоятельно продолжение.
(Игрушки: лягушка, малыш, мышка, подушка, душ)
- Ушка-ушка – прыгает лягушка.
Ыш-ыш – к нам идет малыш.
Со следующими игрушками – аналогично.
- Здорово вы сочиняете чистоговорки. А какой звук часто встречался в этих стихах? (звук Ш).
4. Рефлексивно-оценочный этап
Итог занятия.
- Шипелочка, нужно уже уходить домой. Ты поняла, какой звук сегодня ребята учились правильно произносить? Расскажите ей. Какая игра вам понравилась? Какое задание было для вас трудным?
- Сегодня у вас было хорошее произношение звука Ш.
- Вы правильно его произносили.
- Молодцы! Шипелочка надеется, что и в группе и дома вы не забудете правильно произносить его.