Наталья Владиславовна Литвинова
Конспект логопедического занятия по подготовке к грамоте для детей 5–6 лет «Звук [Ш] и буква «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звук и буква Ш»
Цель
• Отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки и правильного произнесения шипящих звуков.
Задачи
• Знакомство со звуком [Ш] и его артикуляцией;
• Знакомство с буквой Ш.
• Нахождение звука [Ш] из ряда других согласных звуков, в слогах, в словах;
• Развитие слухового внимания, фонематического восприятия;
• Развитие памяти, мышления.
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Воспитание умения слушать друг друга.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, мяч, картинки с изображением предметов со звуком «Ш»; карточка с буквой Ш; шарики Су – Джок, карточки для звукового анализа, камешки Марблс, кубики Зайцева, тетради и простые карандаши по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
1.1. Приветствие.
Придумано кем - то просто и мудро,
Мы скажем друг другу: «Доброе утро!»
1.2. Самомассаж лица и языка. Упражнения артикуляционной гимнастики: «Лопатка», «Часики», «Качели», «Маляр», «Чашечка».
2. Основная часть.
2.1. Фонетическая зарядка.
Игра «Кошка»
Глядя в окошко,
Зашипела кошка: ш – ш – ш.
Как шипела кошка?
2.2. Артикуляция звука «Ш»
Губы вытянуты вперед «рупором», язычок образует «чашечку», чуть втягиваем ее назад, пускаем теплый ветерок: ш – ш – ш.
2.3. Характеристика звука «Ш»
«Ш» - согласный, его нельзя петь, всегда твердый, глухой.
2.4. Игра «Узнай звук»
Хлопни в ладоши, услышав звук «Ш»:
Ш – С – Ж – М – С – Ш – Т - Ж – Ш - З ;
СО ЖИ ТО ШУ ТЫ ЗА РЭ ШИ ШО ЗЫ;
Шар, море, шорты, рот, жук, шок, живот …
2.5. Игра «Мяч лови, слово говори»
Назвать слова со звуками «Ш».
2.6. Игра «Где звук?»
Определить местонахождение звука в словах.
Шапка, малыш, мышата, шарф, каштан, мякиш…
2.7. Проговаривание чистоговорок.
Ша-ша-ша - у меня лапша.
Ша-ша-ша - уложили малыша.
Шо-шо-шо - летом хорошо.
Шу-шу-шу - я флажком машу.
Шу-шу-шу - шапку новую ношу.
Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.
Ши-ши-ши - наши дети хороши.
Ше-ше-ше - как прекрасно на душе.
Аш-аш-аш - я достану карандаш.
Ош-ош-ош - есть на кухне острый нож.
Уш-уш-уш - починил сантехник душ.
Ош-ош-ош - у меня на блузке брошь.
Иш-иш-иш - за окном такая тишь.
Ыш-ыш-ыш - на реке шумит камыш.
2.8. Игра «Дополни предложение»
Бабушка чистит (картошку).
Миша сломал (карандаш).
У дома стоит (машина).
Катя завязывает (шарф).
Дети шагают в (школу).
2.9. Деление слов на слоги.
Картошка, карандаш, машина, шарф, школа.
2.10. Отгадывание загадок
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (шар)
2.11. Упражнение с шариком Су – Джок (движения соответствуют тексту)
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Нам пора и отдыхать!
2.12. Звуковой анализ слова:
ШАР
2.13. Работа по слоговой таблице / кубикам Зайцева
2.14. Знакомство с буквой Ш и её элементами.
Буква очень хороша,
А зовётся она Ш.
Угадать её легко:
Три шеста, внизу бревно.
2.15. Выкладывание буквы камешками Марблс.
2.16. Работа в тетрадях. Печатание.
3. Окончание занятия.
Оценка работы детей.