Ирина Якушева
Конспект логопедического занятия по ЛГК в старшей группе ОНР «С Золушкой на бал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Образовательные:
- развивать подвижность органов артикуляции;
- активизировать мимическую мускулатуру;
- совершенствовать мелкую моторику руки;
- учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;
- упражнять в умении образовывать существительные в родительном падеже в единственном и множественном числе;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление);
Публикация «Конспект логопедического занятия по ЛГК в старшей группе ОНР „С Золушкой на бал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- «Золушка»
- Темочки
- закреплять умение проводить слоговой анализ односложных, двусложных, трехсложных слов без опоры на слоговую схему слов;
- упражнять в подборе слов к заданным определениям;
- формировать навык составления фразовых высказываний различной структуры;
- развивать слухо - речевой ритм.
Воспитательные:
- воспитывать чувство доброты, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду;
- воспитывать эмпатию, желание прийти на помощь;
- вызвать эмоциональный настрой на сказку;
- воспитывать культуру речевого общения.
Коррекционные:
- закреплять правильное произношение скорригированных звуков в самостоятельной речи у части воспитанников.
Предворительная работа: чтение сказки «Золушка», рисование портретов героев.
Ход занятия:
1. Оргмомент:
Дети входят в кабинет. Логопед здоровается с детьми.
Логопед :“Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим”
Логопед : Ребята, вы любите сказки? Хотите попасть в сказку?
(Звучит тихая волшебная музыка.)
В сказку чтоб попасть
Всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться.
Вновь подняться, улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть,
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, сказка и игра!»
(Дети закрывают глаза, открывают глаза – у логопеда игрушка Шалтая – Болтая.)
Логопед : Посмотрите, к нам опять пришел Шалтай – Болтай – главный знаток сказок о язычке. Хотите послушать его новую сказку? Только помогите ему рассказывать: пусть, ваши язычки покажут, что они умеют делать.
2. Артикуляционная гимнастика – сказка
Логопед : Жила – была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидало божью коровку, и они улыбнулись друг другу (улыбка). Пошла божья коровка по дорожке и увидела лопаточку (лопаточка). Хотела поиграть, но на небо набежала тучка, и пошел дождик. Божья коровка взяла большую чашку (чашечка) и набрала водички для чая. Накрыла стол под грибком (грибок) и позвала гостей: жука (как он жужжит, змейку (как она шипит, комарика (как он звенит) и лошадку (как скачет лошадка). Лошадка чуть не проскакала мимо домика божьей коровки, остановим ее (останови лошадку). На соседнем дереве дятел играл на барабане (барабан). Все гости пили чай с вареньем и аккуратно облизывали верхнюю губу (вкусное варенье с верхней губы). А потом лошадка показывала фокусы: подняв язычок наверх дула на свою челку (фокус).
3. Самомассаж:
(звучит ритмичная музыка)
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь.
И теперь мы вместе с вами
Поиграем уж руками.
Ручки растираем и разогреваем.
И лицо теплом своим нежно умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
4. Новая сказка:
Логопед : Ребята, хотите попасть в новую сказку? Садитесь на ковер.
(звучит волшебная музыка)
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть.
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, сказка и игра!»
Глазки откроете тогда, когда услышите колокольчик:
Сказку я вам расскажу,
В гости в сказку приглашу.
Слушайте, дети.
Жила семья на свете:
Муж, жена, 3 дочки с ними.
Дочки были уж большими.
Только 2 из них лентяйки,
Неряхи, задиры, зазнайки…
Лишь одна из них была
И сердечна,и мила
И это (кто) Золушка была.
(Звучит колокольчик, дети открывают глаза, появляется Золушка.)
Золушка :
Во дворце сегодня бал, всех король туда позвал.
Мачеха и сестры из вредности наряды свои на кусочки разрезали.
Помогите мне, ребята из кусочков собрать их платья.
5. Складывание из частей целого, закрепление названий цветов и оттенков, закрепление знаний геометрических фигур:
(Золушка показывает 4 «кусочка», раскладывает на столы, дети подходят к тому цвету, который больше нравится, после этого выбирают «свои» обрывки из общей массы и складывают платье. Золушка спрашивает каждую подгруппу о том, на сколько частей было разрезано платье и узором из каких геометрических фигур оно украшено).
(логопед и Золушка уводят детей на ковер).
6. Ориентировка во времени и тренировка в счете:
Логопед : Какие неблагодарные девочки. Золушка старалась, трудилась, иголкой работала, не ленилась. Долго трудилась над платьями, Золушка?
Золушка : С понедельника по среду.
Логопед : С понедельника по среду, значит, Золушка работала… Сколько же дней работала Золушка?
(рассуждения и ответы детей)
7. Классификация:
Логопед : Золушка, мы с ребятами тебе помогли, наряды собрали.
Золушка : Но мы на место ничего не убрали.
Логопед : Что делать, ребята?
Золушка : Сестры уехали на бал и оставили такой беспорядок.
( На ковре в детском уголке лежат вещи: фарфоровая чашка, пальто, платье, тарелка, кастрюля, юбка, коробочка из-под сока, бутылочка из-под йогурта.)
Золушка : Сегодня утром старшая сестра потеряла несколько предметов, да вот я все записала (следует описание какого-либо предмета - дети угадывают, потом следует описание предмета от имени средней сестры; описать несколько предметов).
Логопед : Я предлагаю вам убрать все вещи на свои места. Куда будем убирать все это? Как назвать одним слово то, что мы убираем в шкаф на кухне? В шкаф в комнате? В холодильник? Что еще может там лежать?
(Дети наводят порядок и классифицируют предметы.)
Логопед : Мы тебе, Золушка, помогли? Можешь отправляться на бал!
Золушка : Но мачеха сказала:
«Если хочешь танцевать, работу нужно выполнять.
Посиди, семена перебери».
Логопед : Поможем Золушке, ребята?
(дети делятся на пары и сортируют фасоль и горох;)
Золушка благодарит ребят
Логопед : Сделано все быстро это! Золушка, садись в карету.
Золушка : Не могу, только моя крестная Фея могла превратить эту тыкву в карету, с помощью волшебной палочки.
(на дверях в спальню нарисована на бумаге большая тыква)
Логопед : Но где же она?
Золушка : Она уехала в отпуск.
Логопед : Ну ни чего, мы с ребятами поможем тебе. Сейчас мы найдем волшебную палочку и я побуду твоей крестной.
8. Развитие речи:
Логопед : Сейчас - сейчас, только найду волшебную палочку. Где же она? (ищет) Я ни когда ее не видела. Может быть она зеленая? Ребята, а что бывает зеленым? Может она холодная? Ребята, а что бывает холодным? Может она пушистая? Ребята, а что бывает пушистым? Может она круглая? Ребята, а что может быть круглым? А какой может быть волшебная палочка? (ответы детей)
(логопед находит волшебную палочку, говорит волшебные слова, стучит по тыкве, открывается дверь и Золушка заходит в спальню).
9. Развитие слухо-ритмической стороны речи:
Логопед : На бал приезжают нарядные гости, если вы хотите вслед за Золушкой попасть на бал, то тоже должны принарядиться, а для этого нужно повторить мой стук по волшебной тыкве.
(Дети несколько раз воспроизводят хлопки различного ритмического рисунка. Логопед в это время надевает на девочек бантики на ободках, на мальчиков – мишуру на шею. Когда все готовы, звучит колокольчик, открывается дверь и входит нарядная Золушка)
Золушка : Какие мы с вами нарядные, теперь можем отправляться на бал.
10. Развитие грамматического строя речи:
Логопед : Золушка, подождите, я слышу, как кто-то горько плачет. Это слова заблудились. Поможем им найти свои домики?
(Золушка раздает детям картинки, логопед расставляет домики : он, она, они, символика уже знакома детям). Дети расселяют слова – картинки по домикам, взрослые помогают, проверяют.)
11. Деление слов на слоги:
Логопед : Вот и добрались мы до дворца. Но туда можно подняться по волшебной лестнице. На первой ступеньке нужно сказать слова, в которых 1 слог – «дом», ваши слова… (дети называют односложные слова. На второй ступеньке нужно сказать слова, в которых 2 слога – «зима», ваши слова… (дети называют двусложные слова). На третьей ступеньке нужно сказать слова, в которых 3 слога – «машина», ваши слова…. (дети называют трехсложные слова).
(Шагают по импровизированным ступенькам.)
12. Развитие грамматического строя речи:
Золушка : Поднялись по ступенькам –
В бальном зале много света, на стене висят портреты. Ребята, вы знаете, кто изображен на портретах? Это портрет (кого) …. (Ответы детей.)
Логопед : Гости прошли галерею, подошли к столу, где было угощение, но жадные мачеха и дочки уже все съели, не осталось:
(логопед показывает картинку, а дети называют слово в нужном падеже, взрослые контролируют правильность формы и окончание слова)
Ни мороженого, ни пирожного,
Ни конфеты, ни котлеты,
Ни мармелада, ни шоколада,
Нет ни торта, ни баранки,
Даже хлеба нет ни буханки.
Стоят гости голодные. Что нам с вами делать? (ответы детей).
Логопед : Но моя крестница взяла 2 яблока, 2 апельсина, поделила это все и приготовила на всех угощение.
(Золушка угощает детей.)
Фея: А теперь прошу на бал, час для танцев уж настал.
(Открывает дверь в приемную, там звучит веселая музыка).
Золушка : Гости пляшут, гости пляшут
И вот этак, и вот так!
И по парам, и кружком,
И вприпрыжку, и шажком!
(Дети танцуют; потом музыка останавливается и звучит бой часов.)
Логопед : Сказка наша заканчивается. Мы с ней встретимся еще раз.
А нам из сказки чтоб вернуться:
Вкруг себя нужно обернуться.
Хлопнуть, топнуть, улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть,
Что увидели не позабыть.
Дружно всем сказать пора:
«До свидания сказка,
Нам домой пора».
(Дети говорят с закрытыми глазами; Золушка уходит из приемной; дети открывают глаза и оказываются у себя в саду.)