Оксана Пилюгина
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зимующие птицы» с элементами регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
по развитию лексико-грамматического стоя и связной речи
для детей подготовительной группы
«Как дети ходили к Пыхте за кормом для птиц»
(Из цикла занятий «В гостях у тетушки Аксиньи»)
Лексическая тема : "Зимующие птицы"
Публикация «Конспект логопедического занятия по лексической теме „Зимующие птицы“ с элементами регионального компонента» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель: создание условий для развития лексико-грамматического строя речи и связной речи при реализации содержания казачьего компонента как вариативной части программы по лексической теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов (воробей, голубь, ворона, снегирь, синица, свиристель, сова, галка, сорока);
развивать фонематическое восприятие (дифференциация сонорных звуков в словах, речевого слуха, общих речевых навыков;
автоматизировать произношение сонорных звуков в игровой деятельности (подвижная игра «Будь внимательным»);
совершенствовать грамматический стой речи (образовывать существительные с суффиксами –ат-, -ят-;
совершенствовать навык составления рассказа с опорой на мнемотехническую таблицу;
развивать синтаксическую сторону речи (употребление сложноподчиненных предложений) (упражнение «Кто лишний?»)
активизировать словарный запас по лексическим темам «Зима» и «Зимующие птицы»;
развивать общую и мелкую моторику через игровое упражнение «Выбери зернышки»
воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
Предполагаемый результат:
развитие лексико-грамматического строя и связной речи по лексической теме «Зимующие птицы»
Оборудование и материалы: мультимедийная предметные картинки «Зимующие птицы», объемные фигурки птиц, схемы для составления описательного рассказа; смесь из овса, пшена, перловки, ягод рябины, калины, хлебных крошек, одноразовые тарелки для зерна.
Предварительная работа:
Воспитатель:
1. Занятие познавательного цикла с просмотром презентации на тему «Зимующие птицы»
2. Рассматривание птиц на картинках и в альбоме, составление описательных рассказов.
3. Рисование птиц, изготовление птиц из пластилина.
4. Чтение и обсуждение художественной литературы.
Учитель-логопед :
1. Расширение, уточнение и активизация словаря по лексическим темам «Зима», «Зимующие птицы».
2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички»
Ход занятия
I. Орг. Момент.
Дети с учителем-логопедом рассматривают кормушки, которые они изготовили с родителями. Дети предлагают развесить кормушки на участке.
Уч. -логопед : Ребята, чего не хватает в наших кормушках?
Дети (варианты ответов) : нет корма для птичек.
Уч. -логопед : Что мы положим в кормушку?
Дети (варианты ответов) : крошки хлеба, зёрна пшеницы, овса, крупу, семечки, ягоды калины, рябины, кусочки сала.
Уч. -логопед : А где же мы возьмем корм?
Дети (варианты ответов) : попросим у мамы, возьмем дома и др.
Уч. -логопед : Ребята, я знаю, у кого мы можем попросить зерна. У нашего доброго друга - хомячка Пыхти. Он себе на зиму много припасов сделал и может с нами поделиться. Предлагаю вам отправиться к нему в гости. Напомните, где живет Пыхтя?
Дети: варианты ответов.
Уч. -логопед : Какая зимой погода в степи?
Дети (варианты ответов) : снежная, морозная, ветреная, холодная.
Уч. -логопед : Что надевают люди зимой?
Дети (варианты ответов) :
Дети с учителем-логопедом отправляются к Пыхте. На пути им встречаются сугробы
Уч. -логопед : В степи сугробы высокие. Как будем через них перебираться (дети идут с высоким подниманием колен)
Уч. -логопед : Вот мы и добрались до норки Пыхти. Как будем его будить?
Дети: варианты ответов – надо ему покричать.
Зовут Пыхтю. Сначала тихо. Пыхтя не отзывается. Зовем громче.
Уч. -логопед : Не слышит вас Пыхтя. Громче позовите его.
Появляется на ширме Пыхтя, зевает, потягивается и спрашивает недовольным голосом: - Кто там? Вы разве не знаете, что хомяки зимой спят! Чего вам надо?
Дети: Мы к тебе за зерном пришли.
Пыхтя: Зачем вам зерно?
Дети: Нам нужно птиц покормить.
Пыхтя: Каких птиц? Они же улетели в теплые края!
Дети: нам нужен корм, чтобы покормить зимующих птиц
Пыхтя: Ни те ли это птицы, которые на дереве поселились, сидят, галдят, спать мешают. Я зимой сплю и о зимующих птицах знаю очень мало.
Уч. -логопед : Наши ребята о зимующих птицах знают много. Сейчас они тебе расскажут. Что за птицы мешают спать нашему Пыхте.
Уч. -логопед : Отгадайте загадки. Назовите птиц и их птенцов.
Дети отгадывают загадки, называют птенцов.
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит
Голоском речистым, чистым
«Клё!Клё!Клё!» - поёт со свистом. (Клёст)
Цветом черная, не грач,
В сером полушалке.
Гладкий камешек-калач
Ищет в луже …. (Галка)
Северные гости
Клюют рябины грозди
Так нарядны и ярки
На головках хохолки! (Свиристель)
Чернокрылый, красногрудый
Он везде найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Мерзнет жёлтенькая пташка.
Накорми, её, бедняжку!
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синица)
Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый … сизый. (Голубь)
Окраской - сероватая
Повадкой – вороватая
Крикунья хрипловатая
Важная персона. Кто она? (Ворона)
Красный берет, черный жилет.
Нос как топор, хвост как упор.
Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А как станет светло -
Спать ляжет в дупло. (Сова)
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи добывает. (Воробей)
Уч. -логопед : Ребята, посмотрите на дерево и скажите, где сидит сорока, сова, дятел, клест, ворона, синица, свиристель, воробей, голубь, снегирь?
Составление распространённых предложений с предлогами.
Уч. -логопед : Молодцы, а сейчас я приглашаю вас за столы. Прочтите внимательно слова и скажите, у кого в названиях птиц три слога, два слога, один слог.
Ответы детей.
Уч. -логопед : У кого в названиях птиц есть звуки «Р» и «Рь». Определите место звука в слове. Произнесите слова, выделяя эти звуки.
Ответы детей.
Уч. -логопед : Ребята, что-то наш Пыхтя заскучал. Давайте его развеселим, поиграем в игру «Будь внимательным»
Дети становятся в круг. Звучит негромкая музыка. Дети свободно двигаются, не выходя из круга. Учитель-логопед произносит слова считалки. Как только дети услышат слово, не являющееся названием птицы, они останавливаются и хлопают в ладоши.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Воробьи, вороны,
Снегири и макароны.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Дятел и снегирь,
Сорока и пузырь.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Клест и свиристели,
Совы и качели.
Уч. -логопед : Послушайте внимательно и скажите кто лишний?
Синица, ворона, аист, воробей
Клёст, сова, голубь, скворец
Свиристель, сорока, галка, ласточка
Уч. -логопед : А сейчас составьте предложения с названиями птиц и сосчитайте количество слов. Выложите к предложениям схемы.
Уч. -логопед : Ну,что Пыхтя, ты запомнил какие птицы живут по соседству с тобой?
Пыхтя: Спасибо, ребята. Я тоже буду их подкармливать. Зерно я вам уже принес. Держите. До свиданья!
Уч. -логопед :Ну, что ребята, корм у вас есть. Что вы будете с ним делать?
Ответы детей.
Уходим. Прощаемся с гостями.