Ирина Коршунова
Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»
Цель: Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.
Коррекционно - образовательные:
1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.
Коррекционно - развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,
2. согласовывать существительные в творительном падеже,
3. образовывать сложные прилагательные,
4. формировать фразовую речь;
5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой;
6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;
7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;
Коррекционно - воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к птицам;
2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях;
3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.
Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.
Словарь: зимующие птицы, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.
Оборудование: презентация "Зимующие птицы", предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, разнос).
Проведение занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.)
А назовите мне признаки зимы (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке; люди одеваются в теплую зимнюю одежду).
Логопед: - Ребята, вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, которые живут с нами круглый год (воробей, голубь, ворона).
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц : голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
А почему снегирей зовут так? (прилетают с первым снегом).
Логопед: Выделите отличительные признаки птиц, которые прилетают к нам зимовать.
Дети: Синица-грудка желтая, головка и крылья черные.
Снегирь-грудка красная, голубовато-серая спинка и черная головка и крылья.
2. Артикуляционная гимнастика.
Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился лакомиться вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
3. Игра «Отгадайте загадки».
Логопед. Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь).
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона).
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка -.
(воробей).
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись.
(дятел).
4. Пальчиковое упражнение «Дятел».
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит,
Лечит дятел старый дуб,
Добрый дятел дубу люб.
На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».
Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.
Помахать кистями рук – «летящая птица».
5. Упражнение «Кто внимательный?»
Дети прикрепляют заранее раскрашенных птиц на ветки деревьев по словесной инструкции логопеда (перед,сверху,снизу,между,слева от,справа от).
6. Игра «Один-много».
Логопед говорит:
- Один снегирь, а много - …
-Одна синица, а много-…
-Одна сорока, а много-…
Одна ворона, а много-…
-Логопед: - Ребята, а сейчас я вам расскажу о другой зимующей птице (рассказ логопеда).
Клест - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда "под рукой" запасы корма.
Селится клест в хвойных и смешанных лесах.
Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.
7. Динамическая пауза.
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик
Он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
«Попрыгать» ладошками по плечам.
Потрясти кистями рук перед собой.
Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.
Поднять руки вверх и покачать ими.
Помахать руками – «крылышками».
8. Исправь ошибки.
Сорока сидел на заборе.
Ворона чирикала на солнышке.
Серое голубь.
Снегирь клевала хлеб.
Чёрный ворона.
9. Игра «Добавь словечко» (приставочные глаголы) :
Птичка из гнезда … вылетела.
Птичка в клетку … влетела.
Птичка с ветки … слетела.
Птичка над деревом….
Птичка за дерево …
Птичка к кормушке…
Птичка через поляну…
10. Скажи по-другому:
С красной грудкой – красногрудый, с черными крыльями – чернокрылый, с черными глазами -, с кривым клювом -, с желтой грудкой -, с длинным хвостом-, с толстым клювом-…
11. Су-джок терапия:
Логопед раздаёт мячики для су-джок терапии.
Я возьму колючий мяч,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей
Пальчики-удальчики.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу.
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой
Я его катаю, браво!
12. Образование форм творительного падежа.
- Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила лакомство для птиц (на разносе у логопеда в первой пиале- семечки, во второй-сало, в третей- хлеб, в четвёртой-пшено, в пятой-ягоды рябины. Посмотрите внимательно на корм и скажите, какую птицу мы угостим салом, хлебом, пшеном …
Ответы детей:
- Я угощу синицу семечками.
- Я угощу воробья крошками.
-Я угощу воробья пшеном.
- Я угощу снегиря ягодами рябины.
- Я угощу голубя хлебом.
Логопед: Птицам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птиц можно заметить возле кормушек, едва забрезжит рассвет. Поэтому корма в кормушки надо засыпать с вечера. И пока стоят сильные морозы или метут метели, это нужно делать каждый вечер.
13. Задания для самокоррекции. Складывание пазлов с изображением зимующих птиц.
14. Итог занятия :
- о каких птицах мы сегодня говорили?
-требуют ли заботы зимующие птицы?
-с какой птицей мы сегодня познакомились?