Тамара Охлопкова
Конспект логопедического занятия «Предлоги на-под-над. Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление навыка дифференциации и практического употребления в речи предлогов «на», «под», «над».
Задачи:
1. Активизировать словарь по теме (названия зимующих птиц, закрепить обобщение
2. Уточнить пространственное значение предлогов «на», «над», «под»;
3. Упражнять в выделении предлогов «над», «на», «под» на слух из предложений;
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Предлоги. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
4. Упражнять в практическом употреблении предлогов «над, на, под»,
их дифференциации
5. Закрепить навык составления предложений с опорой на картинку;
6. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, мелкую
моторику, координацию речи с движением;
7. Воспитывать эмоционально-положительное отношения к птицам.
Оборудование: сказочный персонаж Незнайка (2 картинки: веселый и грустный) картинки зимующих птиц (предметные); картинка с изображением ветки; схемы предлогов «над, под, на»; панно «Зимний парк» и фигурки птиц для него; карточки с загадками о зимующих птицах; лото «Предлоги. Зимующие птицы».
Ход НОД.
1. Орг. момент.
- К нам на в гости пришел Незнайка.
Здравствуйте, дети! (дети здороваются)
- Он любит играть мячом. Поиграем тоже. Я бросаю вам мяч, вы ловите и называете зимующую птицу. Кто назвал – садится на своё место.
2. Повторение изученного..
Упражнение «Помоги Незнайке вспомнить названия птиц» - закрепление названий зимующих птиц, формы родительного падежа множественного числа.
-Незнайка гулял в саду и видел там много птиц, но забыл, как они называются. Он принес картинки. Скажите Незнайке, каких птиц было много в саду?
3. Введение в новую тему.
- Посмотрите на Незнайку. Какое у него настроение, какой он? (грустный).
- Он грустный, потому что с его знакомой птичкой случилась такая история. Птичка сидела на тропинке и клевала зернышки. Она не заметила, что к ней подкралась кошка. Незнайка увидел это, но он был слишком далеко и не мог прогнать кошку. Он закричал: «Птичка лети ветку! Лети ветку!» Но птичка не поняла, куда надо лететь и осталась на земле. Кошка поранила её своими острыми когтями. Вот поэтому Незнайка грустный, ему жалко птичку.
- А почему птичка не поняла его? Куда ей надо было лететь? Какое слово он пропустил? (на)
- Вот сегодня мы с вами узнаем маленькие, но очень важные слова. Незнайка останется с нами и тоже их узнает.
4. Новый материалю
А) Упражнение «Назови маленькое слово».
- Это ветка. Это синица. Я буду сажать птичку на ветку, под ветку, над веткой. А вы ответите одним словом, где сидит синица: на, под или над.
Б) Обозначение предлогов схемами.
-Когда один предмет расположен на другом предмете, появляется маленькое слово НА. (на наборном полотне – схема)
Когда один предмет расположен выше другого предмета, появляется маленькое слово НАД. (схема)
Когда один предмет расположен ниже другого предмета, появляется маленькое слово ПОД. (схема)
-Потренируемся: Незнайка показывает карточку-схему, а вы называете маленькое слово.
В) Игра «Подними флажок» - выделение предлогов из предложений, развитие слухового внимания.
- Я буду говорить предложения, а вы, если услышите маленькие слова, поднимите флажок.
Г) Закрепление предлогов в словосочетаниях «Где синичка?»
Синичка на ветке, синичка над веткой, синичка под веткой.
Д) «Что бывает НА? ПОД? НАД?» - закрепление употребления предлогов, развитие мышления.
- Подумайте и скажите, что бывает на ветке? Над веткой? Под веткой?
(в случае затруднения на наборное полотно выставляем лист с изображением разных предметов: гусеница, капелька, ягодка, бабочка, снежинка и т. п.)
5. Динамическая пауза
Упражнение «Снегири»: развитие координации речи с движением, воображения.
Вот на ветках, (левую руку отводим влево) посмотри, (правую руку –вправо)
В красных майках снегири, (плечи расправить, грудь вперед, показываем «майку»)
Распушили перышки, (руки встороны-вниз, пальцы «растопырить»)
Греются на солнышке. (голову поднять, лицо «подставляем» солнышку)
-Кыш! Кыш! Полетели. (машем руками)
За метелью, за метелью. (плавные движения за руками вправо, влево)
- Назовите, какое маленькое слово вы услышали в этом стихотворении.
6. Закрепление.
1) Панно «Зимний парк» - развитие мышления, закрепление употребления предлогов в речи.
- Незнайка видел в парке птиц, отгадайте, кто сидел на дереве? На елке? Под кустом? Кто летел над елкой? Под деревом?
(ребенок отгадывает загадку и помещает птицу на соответствующее место, составляет предложение с предлогом)
2) «Где сидела птичка?» - закрепление употребления предлогов в речи, развитие зрительной памяти.
-Посмотрите, запомните, где находятся птички. Сейчас они разлетятся кто куда, а вы вернете их на место. (Дети вспоминают, где была та или иная птица и составляют предложение.)
3) Индивидуальная работа. Лото «Предлоги. Зимующие птицы»
-Посмотрите на свои картинки, составьте предложения с предлогами положите схемы под картинками.
8. Итог
- Посмотрите, Незнайка стал веселым!(заменить картинку)
Как вы думаете, почему?
- Потому что, вместе с нами он узнал маленькие, но очень важные слова. Какие? А у вас какое настроение? До свидания!