Елена Воднева
Конспект занятия по теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Расширить представление обучающихся о зимующих птицах. Формировать понятие о зимующих птицах.
Развивающие:Развития зрительного внимания и восприятия.
Посмотрите, кто прилетел на нашу кормушку. Кто где сидит? /Дети составляют
предложения с предлогами/
11. Упражнение в употреблении сущ. в ТВ. п.
Публикация «Конспект занятия по теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Чем же надо кормить птиц? Поможет нам «компьютер».
Я кормлю синицу салом.
Я угощу…
Я дам…
12. Итог занятия.
Наша игра с птицами подходит к концу. Что вам
понравилось? Чему научились? Хотите узнать, что про вас думают
птицы? /Чтение слова «умники» по «кубикам»./
Физкультминутка «Осень».
Мы бежали по дорожке,
Промочили свои ножки,
Потом сели, посидели.
Смотрим: птицы полетели.
Ветер сильный вдруг подул,
Мы испугались: «Караул!» Дети бегут друг за другом.
Трясут ногами.
Приседают.
Машут руками.
Качают руками влево–вправо.
Дети убегают и садятся за столы.
-Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) Я вас приглашаю на прогулку в зимний лес. На чем мы можем туда отправиться? (ответы детей).
3.
Д/и «Сложи птичку».
Дети складывают из разрезных картинок птиц, каждый называет свою птицу.
•
Как назвать их одним словом? (Птицы.)
•
Почему эти птицы не поют в лесу?
•
А куда они улетели? (Поближе к человеку.)
•
А зачем? (Человек их кормит.)
•
Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие пти
•
цы? (Зимующие.)
6.
Д/и «Скажи какая? какой?».
•
Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.)
•
Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)
•
У птички жёлтая грудка, она какая?
•
Какую птичку называют желтогрудой?
•
Если у птички красная грудка, она какая?
•
Какую птицу называют красногрудой?
•
Если у птицы толстый клюв, она какая?
•
Какую птицу называют толстоклювой?
•
Если у птицы короткий клюв, она какая?
•
Какую птицу называют короткоклювой? И т. д.
9. Д/и «Кто как голос подаёт?».
Ворона - каркает, сорока - стрекочет, воробей - чирика
ет, голубь - воркует.
Педагог: Ребята, какое сейчас время года? Назовите признаки зимы? Зимние забавы?
Сегодня мы с вами побываем в зимнем парке и посмотрим, кого же можно там увидеть? (птичек)
А как называются птички, которые остаются вместе с нами зимовать? (зимующие птицы)
Теперь вы должны сесть на пенечки, чтобы не спугнуть птичек…
Но, что я вижу – злая Вьюга заколдовала птичек – от них остались только тени и теперь, мы не сможем их увидеть, пока не выполним ее заданий. Давайте поможем нашим пернатым друзьям и расколдуем их!
Внимательно слушайте, я буду загадывать загадки, которые нам принесла Вьюга, а вы постарайтесь ответить и не ошибиться:
- Очень шустрый, суетливый, разговорчивый, крикливый, по дорожке прыгает, «чик-чирик!» - чирикает. (воробей)
- Платье серое надела, и к кормушке подлетела. Стала каркать: «Кар-кар-кар! Что за птичий тут базар? (ворона)
- Костюмчик пестрый, носик острый. Сам небольшой - доктор лесной. (дятел)
- Ночью не спит, на охоту летит. Большая голова, зовут ее. (сова)
- Черненькая шапочка, тоненькие лапочки, галстук есть у птицы. Кто она? (синица)
- Птицу с грудкой красной знают все прекрасно. Любит птица кочевать и рябину объедать. (снегирь)
Логопед : Ребята, вы правильно отгадали все загадки! Все названные птички переворачиваются с черной (теневой стороны)
2. Объявление темы занятия.
Мы сегодня продолжим говорить о зимующих птицах и, надеюсь, узнаем о них кое-что интересное.
- Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? (ученый-орнитолог)
II. Основная часть.
1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед) .
Педагог: Ребята, мне очень нравится стихотворение об одной зимующей птице. Послушайте, его и скажите о ком оно?
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым. (снегирем) .
Открывается еще одна картинка (с тенью снегиря)
2. Прослушивание стихотворения с инструкцией поиска слов с заданным звуком (читает ребёнок).
педагог: Ромочка знает стихотворение про снегирей. Рома научился очень хорошо проговаривать звук (р) и сейчас вам это покажет. Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком «р»
Ребё нок декламирует стихотворение:
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Назовите слова со звуком «Р».
А теперь давайте поздравим Ромочку (похлопаем) и порадуемся его успехам.
Педагог: А Лера научилась правильно произносить звуки «Л» и «Р» Слушайте внимательно стихотворение и запоминайте слова со звуками «Л» и «Р»
Девочка читает
Голуби, голуби,
Раз, два, три.
Прилетели голуби-сизари.
Ребята, а ведь все птички по характеру разные! Давайте скажем какие они (подбор слов-признаков)
Воробей - шустрый, быстрый, ловкий, драчливый. А какой характер у снегиря (ленивый, малоподвижный, грустный).
Синица (юркая, ловкая, шустрая)
А еще птички отличаются размером, окраской, опереньем.
А что общего у всех птиц? Части тела (голова, клюв, лапки, хвост, туловище, оперенье)
3. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики) .
Прослушивание аудиозаписи «голоса птиц»
Дети, вы узнали голоса? Кто как разговаривает?
Голуби- воркуют, сороки- трещит, воробьи- чирикают, синица и снегирь- свистят
Педагог: Ребята, посмотрите на картинку, как зовут маму этой птицы (ворона, папу (ворон, а птенцы у них кто (воронята?
Ворона, ворон, воронята - очень голосистые ребята!
Как же они голос подают?
Ворона, ворон и воронята – кричат кар-кар-кар они каркают!
Дальше перечисляются семьи птиц по картинкам : воробей – воробьиха, воробьята; голубь – голубка- голубята) .
4. Игра «Собери пазлы-картинки» Развитие мелкой моторики
Логопед: Незнайки приготовил конверты с пазлами. Давайте поможем ему составить картинки - пазлы и назвать кто на них изображен (ответы полным предложением) .
5. Упражнение «Кто сидит на ветке?» (уточнение названий зимующих птиц птиц, составление предложений.)
Педагог: А кто прилетел на наше деревце?
Дети отвечают: На ветке сидит одна синица, две сороки и т. д
ПЕДАГОГ: А кто сидит между вороной и синице? Справа от воробья? Слева от сороки?
Один ребёнок составляет предложение по одной картинке, которую выбирает сам.
6. «Слоговая задачка» (синтез слова из отдельных слогов, деление слова на слоги)
Выставляются на снежинках слоги (ца, си, ни) Какое слово получилось? Синица
Выполняется звуковой анализ этого слова
7. Динамическая пауза.
Горделива, белобока важно прыгала сорока, (прыжки на двух ногах)
В зеркало гляделась, вокруг себя вертелась, (повороты туловища влево-вправо)
Увидала мошку, прыгнула к окошку (ладонь поднести ко лбу, посмотреть вдаль и подняться на носочки)
Крылышки расправила - ребяток позабавила, (руки на пояс)
Посмотрела влево, вправо, (повороты туловища в соответствующую сторону)
Наклонилась к ним лукаво (наклон вперед)
И задумавшись чуть-чуть (подпереть рукой щечку)
Захотела отдохнуть, (присесть)
Лапку правую поджала, (встать на левую ногу)
Крыло левое прижала, (согнуть в локте левую руку и прижать к туловищу)
Глазоньки закрыла, а потом открыла, (закрывание и открывание глаз)
Поскакала на другой и отправилась домой (подскоки на левой ноге)
8. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в Р. п.) .
Логопед: Пока мы изображали сороку, к каждому из вас прилетели гости. .
- Поднимите те, у кого в гостях зимующие птицы. Назови, кто к тебе прилетел (спрашиваются все дети) .
А сколько таких гостей прилетело к вам подскажут цифры. Которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры)
Один ребё нок говорит: «У меня 3 дятла». Другой ребё нок ему отвечает: «У меня нет трёх дятлов, но зато есть 5 снегирей». Дети говорят по цепочке.
9. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.
Педагог: Ребята составьте схему предложения. Давайте составим предложение вместе.
— О ком мы слушали сегодня загадки? (о сороке, о синице - уточнение окончаний слов) .
- Как вы думаете, в кормушке сидит один воробей, одна синица, один снегирь?
- Как нужно сказать, если их много? (воробьи, синицы, снегири)
- Теперь кто соберёт предложение? Скажите, кто и где сидит.
ВОРОБЬИ, СИНИЦЫ И СНЕГИРИ СИДЯТ В КОРМУШКЕ.
(дети составляют на столах схемы предложения)
Производится проверка. Один ребёнок вслух проговаривает каждое слово в предложении. Переставляя палец с одной полоски на другую в схеме. Все остальные дети, молча, проверяют свои схемы, вместе с проверяющим, переставляя палец по своей схеме.
III. Припоминание зимующих птиц. Деление слов на слоги (отхлопывание количества слогов в словах)
IV. Итоги занятия и сюрпризный момент. Детям в подарок он Незнайки книжки-раскраски «Зимующие птички»
Список литературы:"Познаем окружающий мир. Птицы. ", "Дидактический материал Птицы" .Автор-составитель Т. Куликовская
поролоновых губок)
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это (Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Загадка про снегиря
Грудка ярче, чем заря. У кого?
(У снегиря)
После ответа детей на экране появляется птица.
А эта птица очень любит тыквенные семечки.
Загадка про свиристель
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели.
(Свиристель)
Какая птица любит семена подсолнуха?
Загадка про голубя
Эта птица сизокрылая любит семечки клевать
И тихонько ворковать.
(Голубь)
Эта птица любит семена ели.
Загадка про клёста
Что за птица, мороза не боится?
Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде?
(Клёст)
Игра «Верю - не верю»
Клесты выводят птенцов зимой.
У синицы желтая грудка.
У воробья большой сильный клюв. (Не верим) А у кого такой клюв?
У сороки длинный черный хвост.
У свиристеля на голове хохолок.
Снегирь любит сало. (Не верим) Какая птица любит сало?
Ворона питается остатками пищи.
Клесты любят семена шишек.
Кроссворды о зимующих птицах.
По горизонтали:
1. У него клюв крестом. (Клест.)
2. Он ползает по деревьям вниз головой. (Поползень.)
3. Красногрудый. (Снегирь.)
4. Черна, крупна, помойки обожает. (Ворона.)
5. О ком написано в книге, но он не нарисован. (Королек.)
6. Добывает пищу из щелей в коре дерева. (Дятел.)
7. Бела, хорошо видит ночью. (Сова.)
10. Черна, но меньше вороны. (Галка.)
По вертикали:
4. По полям он летает, крошки собирает. (Воробей.)
8. У неё на голове синяя шапочка. (Синица.)
9. Снежная курица. (Куропатка.)
11. Очень пушистый, на голове ярко-оранжевый хохолок. (Щегол.)
12. Приносит она новости на хвосте. (Сорока.)
Воспитатель показывает рисунки с силуэтами птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль) и фотографии (чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля) вразнобой. Дети называют птиц.
Ответы
1. Поползень
2. Чечетка
3. Синица
4. Чиж
5. Снегирь
6. Зяблик
7. Ласточка
8. Дятел
9. Сова
10. Галка
11. Воробей
12. Журавль
13. Сойка
14. Цапля