Наталья Василешникова
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»
Программное содержание:
• Формировать обобщённое представление о зимующих птицах,
закрепить знания о зимующих птицах, расширять и активизировать словарь детей по теме;
• Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать связную речь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику пальцев рук; умение слушать рассказы других детей. ;
• Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру, бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях
Развивающая среда: Таблицы с изображением зимующих птиц, готовая кормушка из картона, фигурка «птичка».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»
(Дети отгадывают загадки о птицах, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка - Это (Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)
Сообщение темы.
Логопед : Как вы видите, к нам прилетели птицы. Но одна из этих птиц заблудилась. Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят одну перелётную птицу среди зимующих - журавль)
Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах…. Что значит «зимующие»? (ответы детей)
Правильно, это птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц. (Дети называют птиц).
Закрепление названий частей тела птиц. Подбор слов – антонимов.
Логопед : У птиц, как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы….
Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
Игра «Скажи наоборот»
Логопед : Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего, они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Воробей маленький, а ворона…
Голубь тяжёлый, а воробей…
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
(когда логопед произносит название той или иной пиццы, он показывает соответствующую картинку)
Физминутка.
Пальчиковая игра «Дятел»
Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки - это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» — пальчик стучит по ладошке.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Игра «Улетают – не улетают»
Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы, они обнимают себя руками и садятся (согревают)
Упражнение в образовании приставочных глаголов.
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).
Логопед : А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?
Далее логопед предлагает поиграть с фигуркой птички, называя словами её действия.
Игра «Подбери слова»
Логопед : Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?. подлетела.
Другие птицы от кормушки (что сделали) … отлетели.
Шустрая птичка в кормушку (что сделала… залетела.
Потом она из кормушки (что сделала… вылетела.
Кормушку вокруг (что сделала… облетела.
Схватила птичка зёрнышко с кормушки и дальше (что сделала… полетела.
(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)
Развитие слухового внимания. Развитие связной речи.
Логопед : Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)
Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком:
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.
Вопросы к тексту:
Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?
(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)
Итог занятия.
Логопед :
Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются?
Как люди помогают зимующим птицам? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?