Клавдия Кузнецова
Конспект логопедического занятия на тему «Звуки [Р], [Р’] и буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия на тему :
«Звуки [Р], [Р’] и буква Р»
(подготовительная группа, дети с ОНР III уровня)
Подготовила учитель-логопед
Кузнецова Клавдия Дмитриевна
«Школа №183 ДО №2 г. Москва»
Тема: «Звуки [Р], [Р’] и буква Р»
Цель: Формирование представлений у детей о звуках [Р], [Р’] и букве Р.
Задачи:
Публикация «Конспект логопедического занятия на тему „Звуки [Р], [Р’] и буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Образовательные:
• закреплять умение давать характеристику изучаемым звукам
(артикуляция, твердость-мягкость, звонкость-глухость);
• закреплять умение определять наличие и различать звуки[Р] и [Р’] в слове;
• закреплять умение проводить звуковой анализ предлагаемых слов и составлять
их звуковую схему;
• закреплять умение выделять первые звуки из данных слов и составлять из них новое слово;
• закреплять знание всех изученных букв и звуков;
• закреплять навыки чтения односложных слов, двусложных слов с открытыми слогами;
• закреплять знание графического образа буквы Р;
• закреплять умение составлять слова из слогов;
• закреплять умение составлять предложения с предложенным словом.
Развивающие:
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать логическое мышление (аналитико-синтетическую деятельность);
• развивать внимание и память.
Оборудование:
• мультимедийная установка;
• демонстрационный материал: касса букв, картинки для дифференциации звуков [Р]-[Р’]
(медвежонок и медведь, фишки (красные, зеленые, синие) для составления звуковой схемы слова;
• раздаточный материал: бочки-картинки, картинки для дифференциации звуков [Р]-[Р’],
Фишки (красные, зеленые, синие) для звуковой схемы слова, бусы-слоги.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед :
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей) А какие сказочные герои вам нравятся? (Ответы детей). Сегодня мы увидим некоторых из них. Садитесь на места. Сказка начинается.
На экране появляются сказочные персонажи (Буратино, Карлсон, Крокодил Гена, Чебурашка).
2. Сообщение темы
Логопед :
- Назовите героев. (Карлсон, Буратино, Чебурашка, Крокодил Гена).
Что общего в названиях этих персонажей? (Во всех названиях есть звук [Р])
Правильно, и вы наверно догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? Со звуками
[Р] и его братом [Р’].
На экране появляется дракончик и говорит: «Увидели своих героев и хватит! Больше они в свои сказки не попадут! Я забрал у них звуки [Р] и [Р’], потому что только я должен рычать и больше никто. Теперь Карлсон стал – Калсоном, а Буратино-Буатиной. Ха-Ха-Ха!»
3. Характеристика звуков [Р]. [Р’]
Логопед :
- Ребята, а вы умеете рычать? Давайте порычим. Может дракончик испугается и вернет звуки. Но вначале вспомним правильную артикуляцию: губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам). Сильно подуем на кончик языка и заставим его вибрировать, голосовые складки работают. Зарычали «Р-р-р»- громко как тигр, «р’-р’-р’» как тигрята. Молодцы!
Вспомните пожалуйста, что можно сказать о звуке [Р]? (согласный, звонкий, твердый). Почему? А звук [Р’]? (согласный, звонкий, мягкий).
На экране появляется дракончик и говорит: «Хоть вы и умеете рычать, но для спасения друзей этого мало. Нужно выполнить мои задания и тогда я верну звуки».
Логопед :
- Ребята, поможем героям вернуться в сказки? (Да)
4. Игра «Бочки»
Логопед :
-Разделите бочки так, чтобы у медведя были бочки с картинками, в названии которых есть звук [Р], а у медвежонка-звук [Р’].
-Когда будете помещать на доску картинки, четко произносите слово, выделяя звуки [Р] и [Р’].
5. Отгадывание спрятанного слова и составление звуковой схемы
Появляется на экране дракончик и дает следующее задание: «Определите первый звук в каждом слове и составьте из них новое слово».
По первым звукам названий картинок (роза, обруч, торт) дети отгадывают слово «рот».
Логопед :
- Молодцы! Давайте составим звуковую схему этого слова. Перед вами лежат фишки. Вспомните: согласный твердый звук обозначается- синим цветом, согласный мягкий- зеленым, а гласный-красным.
Дети индивидуально выкладывают звуковую схему слова. Далее логопед вместе с детьми
разбирает количество, последовательность звуков.
- Подставьте под схему соответствующие буквы.
6. Физ. минутка
На экране появляется картинка с полянкой. Звучит музыка.
Логопед :
- Смотрите, какая красивая полянка. Давайте мы с вами представим себя дракончиками,
но добрыми.
Логопед проводит с детьми ритмические упражнения.
7. Игра «Где живет дракончик?»
Появляется дракончик и дает следующее задание: «Ишь, они хвостами размахались! Вот вам следующее задание. Угадайте, где я живу».
Логопед :
- Ребята, посмотрите на схему. Используя план, догадайтесь, где живет дракончик.
Следуя плану, ребята находят картинки с буквами и составляют из них слово «Горы».
Логопед :
- Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, где живет дракончик. За горами.
8. Игра «Собери бусы»
На экране появляется дракончик и говорит: «Да уж, не ожидал я от вас такой прыти. Выполните последнее задание, освобожу звуки»
Логопед :
- Дракончик перемешал все бусинки-слоги, а вы сложите из них слова.
Ребята, посмотрите на бусинки-слоги. Обратите внимание на цвет. Вам нужно сложить бусинки одного цвета так, чтобы получилось слово.
Дети находят бусинки одного цвета и составляют слово. («Го-ра», «но-ра», «ды-ра», «ры-ба», «ру-ка», «ша-ры»)
Логопед :
- Молодцы! Составьте предложение каждый со своим словом, которое у вас получилось.
9. Итог
Появление на экране сказочных героев, которые благодарят ребят.
Логопед :
- Молодцы, ребята! Вы помогли всем сказочным героям вернуть звуки. Какие? ([Р], [Р’]). Давайте вспомним слова с этими звуками. (Ответы детей)
Вот и все. Сказка закончилась. Спасибо!