Валентина Морозова
Конспект занятия «Звук, слог, слово, предложение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: «Звук, слог, слово, предложение».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Цели:
Публикация «Конспект занятия „Звук, слог, слово, предложение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Коррекционно-образовательные: уточнение понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», различение этих понятий, упражнение в звуко-буквенном звуко-слоговом анализе слов, моделирование и анализ предложений.
Коррекционно-развивающие: развитие пространственной ориентировки, общей и артикуляционной моторики, координация речи с движением, развитие логического мышления.
Коррекционно-воспитательные: воспитание усидчивости, правильной осанки, культуры поведения.
Оборудование: карточки с образами гласных и согласных звуков, светофорчики, дидактическое пособие «Телевизор», наоры для составления схем, карточки со слогами, карточки для звукового анализа, ребус, «машина» без колёс.
Предварительная работа : знакомство со звуками речи, с понятиями «слог», «слово», «предложение», с признаками предложения.
Методика проведения.
1. Организационный момент.
(Дети стоят в кругу).
- На своё место сядет тот, кто скажет, между какими ребятами он стоит.
2. Закрепление знаний о звуках речи.
(На наборном полотне выставлены образы звуков в виде человечков с разноцветными туловищами).
-Какой звук эта девочка? Подберите ей имя.
-Какие звуки эти мальчики? Подберите им имена.
3. Дифференциация звуков речи.
Игра «Сигнальщики».
-Поиграем в сигнальщиков. Я называю звук, а вы поднимаете нужную фишку.
(Логопед называет звуки, дети выполняют задание).
4. Формирование звукового анализа слова.
Игра «Найди место звука в слове».
Положите перед собой карточку. На ней три окошка, потому что звук в слове может слышаться в начале, в середине и в конце слова. Найдите место звука «а» в слове «пила» (арбуз, мак). Найдите место звука «ш» в слове «душ» (шапка, кошка). Найдите место звука «щ» в слове «лещ» (щека,овощи).
(Дети выполняют задание).
5. Закрепление понятий «звук», «слог», их дифференциация.
(На наборное полотно выставляются человечки с краасным и синим туловищем).
- Что получится, если эти человечки подружатся?
-Подберите им названия.
(Человечек с синим туловищем заменяется на человечка с зелёным туловищем).
-Какие слоги получатся теперь?
- Что вы называли?
- Их чего состоят слоги?
6. Формирование звукового синтеза слов.
Игра «Включи телевизор».
-Телевизор включится тогда,когда мы отгадаем название предмета, который должен появиться на экране телевизора. Для этого из названия каждой картинки нужно выделить первый звук, а затем из этих звуков составить слово. Назовём картинки. (Дети называют картинки, выделяют первые звуки, составляют из них слово).
-Какое получилось слово?
- Вы правильно отгадали слово, телевизор включился.
7. Формирование звукослогового анализа слов.
-Составим схему слова «песок». Сначала выложим полосочку, обозначающую всё слово. Затем определим количество слогов. Назовите первый слог.
-Назовите второй слог.
-Все дети составляют схему слова «песок» самостоятельно, а Ксюша у доски.
(Девочка составляет схему слова, комментируя свои действия).
-У всех получилось так? Как определить, сколько в слове слогов?
- Какое вы отгадали слово?
- Из каких слогов состоит это слово?
8. Физминутка.
«Фонетическая зарядка».
А – рот пошире открываем, руки кверху поднимаем.
Э – рот немножечко сужаем, руки в стороны опускаем.
О – губы дружно округляем, руки кверху поднимаем.
И – уголки губ раздвигаются, рот улыбается.
Ы – руки вниз опускаются.
9. Формирование звукобуквенного синтеза слов.
Игра «Составь слово».
- Ребята, чем отличаются звуки и буквы?
(На наборное полотно выставляется картинка с ребусом).
-Здесь засекречено слово. Прочитайте его, начиная с буквы на самом маленьком домике. Последняя буква этого слова будет на самом большом домике. Какое слово получилось?
10. Формирование слогового синтеза слов.
Игра «Заведём машину».
- Отгадайте загадку: Носит обувь из резины и питается бензином, что это?
(На панно выставляется макет машины без колёс и колёса – слоги).
- У этой машины не хватает колёс, колёса – это слоги, их нужно подобрать так, чтобы получилось слово. (Дети выходят парами, составляют и читают слова : ры-ба, пи-ла, мы-ши).
- Что мы составляли?
- Из чего мы составляли слова?
11. Моделирование и анализ предложения, составление его схемы.
- Дети, вы выполнили все задания и отгадали слова : машина, везёт, песок.
Что получится, если произнести эти слова вместе?
-Что вы знаете о предложении?
-Назовите признаки предложения.
-Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
-Сколько слов в этом предложении?
-Назовите первое (второе, третье слово).
-Составьте схему этого предложения самостоятельно, а Денис составит схему у доски.
(Мальчик выполняет задание, комментируя свои действия).
12. Итог занятия.
- Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились.
- Скажите, из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова?
- Из чего состоят слоги?
-Какие бывают звуки?