Людмила Рычкова
Слово, слог, звук, предложение
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Слово, слог, звук, предложение.
План:
1. Задачи всестороннего развития ребенка, подготовке его к школе.
2. Методика ознакомления с понятиями «слово», «звук», «слог», «предложение».
3. Деловая игра.
Публикация «Слово, слог, звук, предложение» размещена в разделах
Одной из главных задач всестороннего развития ребенка, подготовки его к школе является, развитие речи дошкольников. Поэтому уже у детей дошкольного возраста необходимо формировать элементарное осознание речи, как особого объективного явления. Исследования психологов и педагогов показали, что дошкольный возраст является наиболее высокой «языковой одаренности», в частности особой восприимчивости детей этого возраста к звуковой действительности языка. Поэтому вводить дошкольников в звуковую систему языка можно уже в третьем квартале 2 - младшей группе. Подготовка детей с элементами по обучению грамоте во 2- младшей и средней группах включается в занятия по развитию речи. Эта работа занимает 5- 7 минут. Обучение элементам грамоты должно огранично входить в занятие, сочетаться с остальными решаемыми в нем задачами (обогощение словаря, работа над развитием связной речи, воспитание звуковой культуры речи и т. п.). А также и внезанятий, после обеда, но,чтобы это было неутомительно.
Во 2- ой младшей группе познакомила детей с такими понятиями, как «слово», «звук» и над этим продолжили работу в средней группе, расширяя их знания: выделение звука в слове, о слоговом строении слова и о предложении.
Уже во 2- ой младшей группе впервые средства превращаются в объект познания. В этом возрасте дошкольники начинают различать смысловую и формальную сторону слов. Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины: «слово», «звучит», «звук», вслушиваться в звучание слова.
На занятиях я использую разнообразный наглядный материал (картинки, игрушки, предметы, который помогает им сконцентрировать внимание на словах - названиях предметов, поддерживает интерес к звучанию слова. Широко используя сказки, стихи, загадки, персонажи из мультиков, с помощью которых дошкольники знакомятся со звуками речи, звуками окружающей среды, убеждаются в практической значимости слова и звука, воспринимают слово как смысловую единицу.
Значение языкового понятия «слово» показываю при помощи различных примеров, закрепляю в упражнениях, дидактических играх. Так при знакомстве со словом использовала дидактическую игру «Детский мир» или «Магазин игрушек «
- Чтобы вы хотели купить? Дети называют и после каждого названия берут игрушку.
- Посмотрите, сколько игрушек у вас в руках! Оля, каким словом ты
Назовешь свою игрушку? А ты Катя? И т. д.
- Вот, как много разных слов вы назвали.
Практическое значение слова - обозначение различных предметов, людей, животных- закрепляется в процессе обыгрывания какой- либо знакомой сказки, где много различных персонажей. Например, «Колобок» … «Катится, катится колобок, а навстречу ему … Кто? - вызвать ребенка и дать игрушку - зайца, Таким же образом обыгрываются остальные персонажи сказки (волк, медведь, лиса) И дети с игрушками в руках встают в ряд.
- Каким словом, Саша, ты назовешь эту игрушку? Саша назвал эту игрушку словом заяц. Давайте это слово скажем все вместе. Далее называют остальные игрушки. Каждый раз подчеркивается, что название игрушки - слово.
Соотнести слово - название предмета с самим предметом помогает игра : «Кто внимательный?» Я по одной называю игрушки, которые держат дети. Тот ребенок, чья игрушка названа, поднимает ее, а затем выполняет какое- либо задание. Например, говорю: «Медведь «ребенок показывает
свою игрушку и выполняет задание воспитателя или детей, показывает, как рычит медведь или как ходит. По ходу игры ошибаюсь, например, показывая на зайца, говорю: «Кошка «. Дети это замечают. А я говорю: «Я ошиблась, не тем словом назвала игрушку «.
В ходе занятий предлагаю детям вспомнить и назвать разные слова. Здесь можно использовать игру «Кто знает какого слова не хватает?» В процессе игры читаются стихи, загадки, в которых не договаривается одно слово.
1 «Пошел котик на торжок, купил котик … (пирожок) «
2 «У меня пропал носок, утащил его … (щенок)»
3 «Шла коза по мостику и виляла … (хвостиком) «и т. д.
Игра «Вспомним разные слова» В детский сад купили новые цветные карандаши. Дети называют какие цвета карандашей они знают. Коля, назвал этот карандаш словом красный. А ты, Кристина, каким словом назовешь этот карандаш? И т. д. А затем на закрепление предлагаю игру : «Соберем корзину слов». Даю фишки в корзинку. Сначала называют разные слова, а затем делим на группы: только холодные, только горячие, соленые, вкусные.
Например, при рассматривании слона. А какими ласковыми словами можно назвать слона? (слоник, слоненок, слонишка). Олег назвал слона словом «Слоненок» и т. д. А какими словами можно сказать, что делает кошка? (какое ты слово сказал : лакает? А ты? Мяукает) А что делает щенок? (Оля, какое ты слово придумала - ласкается? И такое слово есть - лает и т. д.)
В таких упражнениях я закрепляю в речи детей глаголы необходимые для характеристики действий различных предметов, явлений и т. д. Каждый ребенок осознает их по- своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовлетворение от удачно найденного слова. Или слова- определения : Какой этот помидор? (большой, а этот? (маленький). Какого цвета помидоры? Этот … зеленый, а этот… красный. Кто больше слов назовет об этом овоще? (морковь - оранжевая, длинная, вкусная, сочная, хрустящая). Или мы собрали много овощей, сейчас будем делать
салаты. Какой салат сделаем из капусты? (Оля, сказала слово капустный). Из свеклы? Из кабачков сделаем икру - какую? Из баклажанов? Из картошки сделаем пюре - какое? Из других овощей сделаем салат. Какой получится салат?
А на занятии по изодеятельности, когда рисуем солнышко, предлагаю детям рассказать о солнышке, вспомнить какое оно бывает. (лучистое, веселое, золотистое).
Игра «Один - много» - У меня один, а у вас много. У меня рука, у вас руки. У меня нога, у вас ноги. Аналогично: плечо (плечи, нос (носы, волос (волосы, палец (пальцы, голова (головы, щека (щеки, ухо (уши, живот (животы, глаз (глаза, спина (спины). С этими же словами игра : «Скажи ласково» (ручка, ножка, плечико, волосик).
Игра «Доскажи слово».
- Сейчас мы узнаем для чего нужны разные части тела.
Я начинаю предложение, вы закончите. «Головой - мы что делаем? (Думаем). Ушами - что делаем? (слушаем). Глазами - смотрим, носом - дышим, нюхаем, ртом - едим, пьем, говорим, рукам - берем и держим, пальцами - трогаем, гладим, рисуем, пишем, ногами - ходим, бегаем, прыгаем - закрепление тематического словаря, расширение глагольной лексики.
Игра «Скажи со словом : один, три, пять». (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник - соотнесение названий геометрических фигур с грамматическим и лексическим опытом.
Игра «Скажи наоборот» Посуда бывает хрупкая, а бывает, наоборот, какая? (прочная); широкая - узкая; низкая - высокая; мелкая - глубокая; маленькая - большая; белая - черная; толстая - тонкая; тупая - острая - подбор прилагательных антонимов.
Чтобы закрепить представление о слове, нужно обязательно включать термин «слово» в формулировки различных заданий.
А затем я начала знакомить детей, что слова бывают короткие и длинные. Объясняла детям, что слово можно прошагать. Для этого мелом чертила полоску, или ложила на пол длинную веревку. Сначала на своем примере (т. е. шагала сама, а дети определяли какое слово длиннее – короче). Например, ус - чебурашка, уж - ужоночек, кот - котеночек и т. д. Когда дети это поняли, мы стали определять длинное - короткое слово путем отхлопывания. Таким образом готовила детей к делению слов на слоги. Игры «Кто ушел вперед», «Молчанка» - где дети ищут в группе предметы с коротким длинным названием, останавливаются около этого предмета и хлопают в ладоши. А проверяют все вместе.
Итак, в процессе ознакомления с окружающим детям сообщается наименование предметов. Постепенно они узнают (во 2 – ой мл. группе, что каждый предмет обозначается словом. Новые названия вводятся в систему уже известных слов, накопленных в детском опыте. Но самостоятельно переключить свое внимание с наблюдаемого предмета, его признаков и свойств дошкольники не могут, так как слово перед ними выступает прежде всего со стороны своего значения, смыслового содержания.
Особенно трудно для них звуковое значение слова на слух. Вслушиваясь в звуки речи, самостоятельно еще не осознают звуковой состав слова, преднамеренно не задумываются над звуковым строением слова.
Ознакомление со звуковой стороной слова и формируюшееся в результате его умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом.
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.
И прежде всего мы знакомим детей со звуком, т. е. слова состоят из звуков, по - разному звучат. Эти понятия я дала во 2- ой мл. группе.
И начинала, например с игры: «Что звучит вокруг нас» (за ширмой барабан, колокольчик, деревянная ложка, стакан и т. д). Предлагаю детям
внимательно послушать, что я делаю. Дети могут сказать, что слышат стук, грохот, звон или звонит колокольчик, стучит ложка и т. д. Все это называется звуками. Разные предметы звучат по - разному. Слова также звучат : жжжук, зззвонок, рррак, мммашинка. Звучат они потому, что в них есть звуки, звуки бывают разными. Можно предложить повторить названия слов несколько раз вместе, чтобы услышать разные звуки. Например, слово жжжук, как мы говорим это слово - мы жужжим. Игра «Жуки». Из леса к нам прилетели жуки и жужжат. Летят далеко, подлетают, подлетели совсем близко и стали улетать и т. д. Затем показала, что слова звучат по - разному. Я называю слово мышка. «О ком я вам хотела рассказать? (о мышке маленьком зверьке, который живет под полом).» А если я скажу слово мишка. А это какой зверь? (большой, лесной). Разные эти животные? и называют их по – разному т. е. разными словами (мышка- мишка) повторить несколько раз.
Или называю слова : коза, козлята, заяц, выделяя звук «з». Какой звук я произнесла громче? Как я его говорила? (звенела). Можно проводить игру «Комарики». Все живые существа издают звуки.
Стихотворение «Разные звуки».
Где- то собаки рычали:Р-р-р-р! В стойле коровы мычали: мммууу! В комнате мухи жужжали: жжж! Мимо машины бежали: тррр! Гудели от ветра все провода: зззнь! Капала в кухне из крана вода: динь! Перекликались в ночи поезда: у-у-у! Листья на ветру шумели: тссс! Змеи в лесу шипели: ш-ш-ш! А комары все пели: з-з-з! Непоседа мячик днем и ночью Успокоиться не хочет! Там! Там! Куклы кашляют в постели- Днем мороженое ели! Кхх! Кхх! Как перекликались поезда? И т. д.
Игра «На лесной полянке» (приготовь маски)
Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела а-а-а. Волк у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка и-и-и. Ежик э-э-э. Звуки речи звучат по- разному р-р-р, д-д-д (громко, п-п-п, т-т-т (тихо, ж-ж-ж (с голосом, ш-ш-ш (без голоса). Как вы думаете, что нам помогает произносить звуки? (Язык, губы). А произносим мы звуки ртом. Наш рот домик звуков.
В домике этом красные двери, Рядом с дверями - белые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки.
В каждом есть дверь и даже не одна. Первая дверь - губы, вторая - зубы. Произнесите звук п-п-п. Этото звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится … (губами). Произнесите звук л-л-л. Посмотрите, куда прижался наш язычок? В домике есть потолок. Это небо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите д-д-д. Обязательно нужно в игровой форме побуждать детей думать над словом, проявлять интерес к словесному поиску.
Уже в средней группе мы с детьми выделяем слова с заданным звуком. Такую работу можно начать с разучивания стихотворения «Жуки» С. Я. Маршака.
«Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет»
Вы не заметили как я читала это стихотворение? (жужжала). Какой же звук в этом стихотворении жужжал? Давайте вместе прочтем это стихотворение, послушаем в нем звук ж? А кто хочет сам прочесть стихотворение, но так, чтобы мы все услышали звук ж? А в каких же словах в этом стихотворении живет звук ж? Такую же работу можно провести со звуком «п».
Паровоз пускает пар Топку топит кочегар
Или со звуком «з»
Купили в магазине резиновую Зину Резиновую Зину в корзине принесли и т. д.
Или со звуком «ш»
Мышонку шепчет мышь: Ты все шуршишь не спишь. Мышонок шепчет мыши Шуршать я буду тише.
Или
Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот Кушать хочется Да лень ворочаться Вот и ждет рыжий кот Может чашка подползет.
Можно использовать книгу «Букваренок» Юдина, читая сказку, затем дети выделяют слова с заданным звуком. А потом можно усложнить задание. Мама пошла в магазин и купила продукты, в названии которых есть звук «м». - Назвать слова, чтобы первый звук был «с». - Игра с мячом. - Назвать первый звук в слове. - «Какое слово задумано?» - показываю картинку. Это …омашка. Какого звука не хватает? …тол, …каф. А затем задания усложнить, не показывая картинок …ак (мак, лак, так, бак, рак и т. д.) - Что же здесь не так? Приходит письмо от Петрушки. Догадайтесь какие слова задумал Петрушкка? …орова, …рибы, …абор и т. д. Игра «Построим дом». Сейчас я нарисую на доске дом, но не весь, а только стену. Вы будете мне называть части дома, которые нужно нарисовать, чтобы получился дом. Но назвать нужно только такие слова, в которых есть звук «р». (крыша, труба, двери, рамы, крыльцо, забор). Можно сделать вокруг дома двор и посадить цветы, деревья. В доме поставить мебель.
Игра: «Собери звуки» Бросаю детям звуки, они их ловят и складывают в слова. Все эти игры увлекают детей и развивается фонематический слух, представление и восприятие. В средней группе я познакомила детей с предложением и словесным составом предложения. Прежде всего дети должны понять, что речь складывается из предложений и научиться выделять предложение из потока речи.
Например, знакомство с предложением по сказке : «Репка». (картинки к сказке.)
- Как называется сказка?
- Давайте вспомним начало сказки? (Посадил дед репку.)
1- е предложение вспомнил Саша.
- А кто вспомнит 2 – е предложение? (Выросла репка большая - пребольшая.)
- А третье предложение скажет Рита. (Стал дед репку из земли тащить.) Мы рассказали начало сказки. Мы сказали три предложения. Когда мы рассказываем о чем- нибудь, мы говорим предложениями. – Чем мы говорим? (хор. инд ответы) 1- е предложение. Посадил дед репку. - О ком говорится в этом предложении? - Что о нем говорится? И т. д. На последующих занятиях мы закрепляем понятие «предложение». Например ставлю муляжи грибов. Ребенку даю корзинку и на ушко говорю, что должен делать ребенок. – Угадайте, что делает Оля? (Оля собирает грибы) имитация - Что делает Коля? (Коля собирает ягоду) Картинка - А что делает белка? (Белка грызет орешки.) хоровые, индивидуальные ответы. Оля, Коля, Катя подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом белка. Коля словом - грызет. Катя - орешки. Оля скажет свое слово и даст руку Коле. Коля даст руку Кате и произнесет свое слово. - Какое слово должна сказать Катя? (орешки) Сколько слов в этом предложении? - Первое слово какое? Второе? Третье? - А что мы узнали о белке? Если слова дружат и помогают нам что –то узнать, значит мы
сказали предложение. А если я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением. Составьте из них предложение? Подружите слова : лиса, догонять, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? Опять повторяется игра «Живые слова» Уточняется последовательность слов в предложении. Какое первое слово? - Назовите второе слово? - Какое слово еще не назвали? - Сколько слов в предложении? Сейчас слово лиса уйдет. Какие слова остались? - Можно ли считать их предложением (непонятно, кто догоняет зайца) «Живые слова» разойдитесь. Слова разбежались, и нет предложения. Дети - слова встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили предложение. В предложении все слова (дружат между собой). Из чего состоит предложение? В средней группе я познакомила детей со слогом, т. е. учила делить слова на слоги и называть слова с заданным количеством звуков. Слоговой анализ- важная ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. 3х- 4х- летние дети справляются с такими заданиями, как ритмически напевное произнесение гласных, называние первой и второй части слова и др, определяют количество слогов и последовательное расположение, находят слово по первой его части, ( например: назовите слово, первая часть которого начинается на СА) Показывая картинки или игрушки, дети их называют (медведь, заяц, лиса и т. д.) - Как их назвать одним словом? А это кто? (лиса) А теперь давайте скажем это слово по слогам, а чтобы было легче узнать сколько частей в слове, можно предложить поставить руку к подбородку. Сколько раз ударился подбородок о руку, значит столько слогов.
– На сколько слогов разделилось слово?
Применяя различные д/игры, мы помогаем дошкольникам в усвоении программных задач, игры делают педагогический процесс более эмоциональным, помогают добиваться большей активности детей на всех занятиях по обучению грамоте.