Шеховцова Нина
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для старшей группы по теме «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия.
Тема: "Насекомые"
Цель: научить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему.
Задачи занятия :
- продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
-закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи, употребление существительных в родительном падеже;
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для старшей группы по теме „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать словарь по теме «Насекомые»;
-развивать память, внимание, словесно-логическое мышление на примере упражнений «Чудесный сундучок», «Скажи наоборот», «Составление описательного рассказа о насекомых» «Четвертый лишний»;
- развивать словообразование и словоизменение;
- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
- расширять и активизировать словарь по теме;
- воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых;
Сюжетная линия: — сказка «Путешествие Муравьишки»
Оборудование: плакат с изображением лесной полянки – муравейник, дерево – дуб, предметные картинки с изображением насекомых муравей, кузнечик, бабочка, жук, гусеница; сундук – картинка.
Ход занятия:
1. Организованный момент.
Логопед и дети входят в группу.
- Здравствуйте дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
2. Основная часть:
Дети, к нам приполз муравей и просит помощи.
Послушайте его историю:
На опушке леса стоял большой муравейник. В нём жило много лесных муравьёв. И был там один маленький любопытный Муравьишка. В один солнечный день он решил попутешествовать. Выполз он из муравейника и увидел прекрасную бабочку и так ей увлёкся, что ушёл далеко от муравейника. Солнце стало опускаться, и он начал беспокоиться, как успеть до темна, добраться до дома, и пошёл быстрее. Навстречу ему кузнечик. Муравьишка попросил его довести до дома, т. к. он заблудился. Кузнечик ему ответил: «Выполни моё задание, тогда я помогу тебе».
Пригорюнился муравей, ведь трудное задание задал ему кузнечик. А он такой маленький, несмышлёный и не может сделать задание сам, ему нужна помощь.
-Можем мы ему помочь?
3. Давайте, ребята, поможем муравью выполнить его задания «скажи наоборот».
Подбор слов-антонимов.
- Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру
«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч
обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов) :
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Оса живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а паук… молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
Молодцы, ребята, помогли Муравьишке. Кузнечик перевез его через речку на полянку и сказал: «Я не могу везти тебя дальше, меня дома маленькие детки ждут».
-Молодцы, вы справились и помогли Муравьишке, ему очень нравиться на полянке. Но у него здесь мало друзей насекомых.
Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать?
-Мы можем поиграть в игру «Один-много».
Я буду называть одно насекомое, а вы будите отвечать так, как их много.
5. Образование существительных в форме множественного числа.
Муха – много мух
Бабочка – много бабочек
Комар – много комаров
Оса- много ос
Кузнечик – много кузнечиков
Пчела – много пчел
Стрекоза – много стрекоз и т. д.
-Мы с вами нашли много друзей нашему Муравьишке, но ему надо вернуться домой к маме и папе. Послушайте что было дальше.
6. Идёт он себе, идёт, навстречу ему летит жук.
Попросил муравей его довезти до муравейника. Жук согласился и сказал: «Моим детишкам в школе задали очень трудное задание, если ты мне поможешь, то и я не откажу тебе в помощи.» Задумался муравей, ведь он не умеет выполнять сложные задания, а домой к маме и папе очень хочется.
-Ребята, поможем ему, чтобы он успел добраться до дома до захода солнца?
-Да.
-Вот какое задание задали детишкам жука в школе: «Нужно из слов, которые я вам буду называть, определить лишнее слово, то которое не относится к насекомым и объяснить свой выбор».
Игра «Четвёртый лишний»
Логопед называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Молодцы, справились, помогли муравью.
-Пригорюнился наш Муравьишка, боится, что не успеет домой до захода солнца. Давайте развеселим и преободрим его, мы все встанем,превратимся в насекомых и исполним его любимый танец.
7. Физкультминутка:
«Полосатая пчела»
Прилетела к нам вчера (частые взмахи руками)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелек (взмахи более редкие)
И веселый мотылек (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза (руки в одну сторону, затем в другую)
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали (сели на корточки)
8. Мы с вами по танцевали. А сейчас послушайте, что произошло дальше с нашим Муравьишкой.
Оставил жук муравья на ветке могучего дуба. Посмотрел он вниз и увидел, как высоко над муравейником он находится. Спустился он на другую ветку, по которой ползла гусеница. Попросил он гусеницу спустить его вниз. Она ответила: «Если выполнишь моё задание правильно, то помогу тебе добраться донизу».
-Ребята, вы хотите узнать какое задание попросила выполнить Муравьишку гусеница?
-Да
-Гусеница дала нам вот такой чудесный сундучок и просила вынуть из него только те картинки, которые относятся к насекомым. Вынимать по одной картинке со словами «Моя», «Мой». Если вам попадется картинка не насекомого, то говорить слова «Не мой» или «Не моя».
Игра «Чудесный сундучок»
-Справились. Молодцы. А вы хотите узнать, зачем гусенице понадобились картинки именно насекомых.
-Да
-Ее пригласил на День Рождения Жук, который уже помог нашему Муравьишке, вот гусеница и решила подарить ему картинки с насекомыми, чтобы жук повесил их у себя в домике и любовался своими друзьями-насекомыми. Жук ведь тоже насекомое, ведь так, дети?
Так наш друг Муравьишка добрался до подножья дуба. Солнце садилось, сгущались сумерки. Ему нужно было быстрее попасть в муравейник, потому что, когда становилось темно, все выходы и входы в муравейнике закрывались и охранялись грозными солдатами.
9. Муравьишка побежал к последней отрытой двери, которую уже закрывал солдат муравей и жалобным голосом закричал: «Пустите меня домой! Меня ждут папа и мама!». А солдат муравей ему ответил: «Выполни моё задание, тогда пущу!»
Муравей очень устал и поэтому не мог думать о задании. Он хотел поскорее увидеть своих любимых родителей.
Поможем муравью? Да.
-Солдат-муравей с детства любил рассказы, вот и предложил нашему Муравьишке такое задание. И ему в помощь он дал схему. Давайте выберем любую картинку с изображением насекомого и по цепочке будем составлять рассказ. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете на него полным ответом. А затем один кто-нибудь из вас расскажет солдату-муравью полностью рассказ, какой у нас получился.
-Составлениеописательного рассказа о насекомых по схеме :
- Составляем вместе рассказ о пчеле:
Пчела это насекомое, они живут в ульях. Пчела маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полосы. Всё тело покрыто волосками. Пчелы питаются нектарам, пыльцой. Пчелы очень полезны, они нужны для опыления растений.
Дети: божья коровка, бабочка, муха, кузнечик.
10. Итог занятия.
Какие мы с вами молодцы, помогли Муравьишке. Он теперь добрался до своего дома и скоро увидит папу и маму.
-А для чего мы их выполняли?
-Какие задания мы выполняли чтобы помочь Муравьишке?
-Какие задания вам больше понравились?
-Молодцы!