Оксана Авчинникова
Конспект занятия по развитию речи с детьми младшей группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с насекомыми: божья коровка, бабочка, шмель, жук;
--Закреплять знания частей насекомых: голова, усики, крылья, туловище, ножки;
--Формировать умение отгадывать загадки по описанию;
--Закреплять умение считать, сравнивать количество частей насекомых;
--Воспитывать бережное отношение к насекомым;
--Познакомить с правилами поведения по отношению к насекомым;
--Закреплять знание основных цветов;
--Развивать эстетический вкус, используя нетрадиционное рисование.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с детьми младшей группы „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твёрдые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.
Материал и оборудование. Картинки – жук, божья коровка, бабочка, пчела, стрекоза, нарцисс, сирень, роза, василёк, мак, ромашка, тюльпан; соты разной величины; игрушка доктор Айболит.
Методы. Беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.
Ход занятия.
Воспитатель: Давайте закроем глазки, и представим что мы в весеннем лесу (звучит музыка «Вальс цветов). Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов.
Ребята, скажите, пожалуйста, какое наступило время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, к нам пришла весна—красна. Что происходит весной в природе?
Дети: Ярко светит солнце, появляются листочки на деревьях, первые цветы, возвращаются из теплых стран птицы…
Воспитатель: Молодцы! А еще весной появляются насекомые. Посмотрите, кто это к нам прилетел?
Дети: Жуки, бабочки, божьи коровки, шмель.
Воспитатель: Правильно. На моем Волшебном цветочке написаны загадки про этих насекомых, а на листках ромашки—отгадки.
Давайте поиграем в игру «Отгадай».
Загадки:
1. Я лечу, лечу, лечу
Очень громко я жужжу. (Жук)
2. Я порхаю над цветами,
Их нектар я выпиваю. (Бабочка)
3. Есть коровы на лугу
А я к деткам маленьким лечу.
Красивые пятнышки ношу
Крылышки я распущу. (Божья коровка)
4. Толстый очень я, пушистый
И в полоску, как моряк
Над цветком пролечу
Громко «ж-ж-ж» скажу (Шмель)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Всех отгадали.
Физкультурная минутка
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Воспитатель: Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.
Пальчиковая игра
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. Ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указательные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
П/И «Найди цветок такого же цвета».
Воспитатель: Давайте немного отдохнем, превратимся в бабочек. Покажите свои нежные, хрупкие крылышки. А теперь летите на цветочек такого же цвета, как ваши крылышки. Какие же вы умные бабочки. Все нашли свою полянку. А сейчас летите ко мне.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что есть у насекомых.
Дети: Крылья, ножки, голова, туловище, глаза, усики.
Воспитатель: Посчитайте, сколько глаз.
Дети: Два.
Воспитатель: А сколько усиков?
Дети: Два.
Воспитатель: А сколько ножек?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Правильно. У всех насекомых шесть ножек. А еще у них есть крылышки и они умеют летать. Насекомые опыляют цветы. От этого цветы лучше растут и их становится все больше. Благодаря цветам так красиво летом на лугу, в поле и в лесу. А что происходит с насекомыми осенью?
Становится пасмурно, холодно. Всё живое готовится к зиме
В. Берестова «Тучка».
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся
Воспитатель. О каком времени года говорится в стихотворении? Как описывает поэт настроение?
Дети. Об осени: идёт дождь, на улице грусть, но становится весело, когда выглянет солнышко. Тогда мы видим радугу.
Воспитатель. Да, совсем недавно мы слышали весёлые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?
Дети. Песенку жука – «жужжалочка». Он жужжит:
Все вместе читают чистоговорку:
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Дети. Ещё мы знаем песенку комарика – «з з з – зуделочку». Он зудит «зу – зу – зу, захочу и укушу». А у змея – «шипелочка» («шу – шу – шу, потихонечку шуршу»). А у стрекозы – «стрекаталочка» – тр – тр. (Показывают, как стрекоза лапками трёт и стрекочет).
Воспитатель. Но самые весёлые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно, у…
Дети. У цветов.
Воспитатель. Какие цветы особенно любят звенеть?
Дети. Колокольчики (показ картинки).
Воспитатель. Давайте покажем, как поёт колокольчик.
Мальчики поют низко «з – з – з», а девочки – тонко и нежно «зь – зь – зь», (повторяют несколько раз порознь и вместе).
Воспитатель. А что ещё может звенеть? (Показ колокола).
Дети. Звонок, колокольчик.
Воспитатель. Давайте сделаем колокольчик – колокол (пальчиковая гимнастика) и споём песенку колокола.
Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит,
Дзинь – дон, дзинь – дон,
Колокольный льётся звон.
Воспитатель: Ребята, а как нужно обращаться с цветами и насекомыми?
Дети: Нельзя давить цветы и насекомых, нельзя ловить бабочек, нельзя рвать цветы, на насекомых можно только смотреть, цветы можно нюхать, не срывая их.
Воспитатель: Теперь вы знаете, как не навредить насекомым. Давайте теперь попробуем нарисовать насекомых.
Дидактическая игра «Собери букет».
Дидактическая игра «Подскажи слово».
Воспитатель. Вот какие чудесные истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить. (Чтение стихотворения Р. Сефа «Разговор жука и лютика» с подбором рифмующихся слов).
– Лютик, лютик, что хохочешь?
– Да, ведь ты меня (щекочешь,
Так листочки мне (щекочешь,
Что не хочешь – … (захохочешь).
Физкультминутка.
Народная песенка «Божья коровка».
Под музыку дети выбирают ведущего – «божью коровку» – и поют:
Божья коровка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
Чёрного, белого,
Только не горелого.
Ведущий поёт: «Будет солнце – полечу, (дети поднимают руки – крылья). Будет дождик – посижу» (складывают руки – крылья и садятся).
Игра продолжается несколько раз со сменой ведущего.
Связная речь.
Дети рассказывают, что есть у бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки, рассматривают картинки.
Воспитатель. А какие крылья у бабочки?
Дети. Округлые, цветные, большие.
Воспитатель. У стрекозы?
Дети. Длинные, вытянутые, прозрачные.
Воспитатель. А глаза у бабочки, какие?
Дети. Маленькие, крошечные, чёрные, как точки.
Воспитатель. А у стрекозы?
Дети. Огромные, выпученные, круглые, как шарики.
Воспитатель. А как летает бабочка?
Дети. Тихо порхает, машет крыльями.
Воспитатель. А стрекоза?
Дети. Быстро, стремительно, как вертолёт, крыльев не видно.
Воспитатель. Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?
Дети У них есть крылья. Они умеют летать.
Воспитатель. Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или у чего ещё есть крылья? (Показ картинок: пчела, птица, летучая мышь; самолёт).
Воспитатель. Вот и закончилась наша прогулка на весёлую осеннюю полянку. Попрощаемся с друзьями, ведь зимой они спят, прячутся в земле.
Дети. До свидания, до скорого свидания весной.
Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
-Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.