Марине Бабаджанян
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе «Пришла осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-Обобщить представления детей об осени как времени года, о ее признаках.
-Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и людей.
Речевые:
-Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений, составление рассказа по картине.
-Расширять и активизировать словарный запас: листопад, благовонье, спросонья ; подбирать прилагательные к существительным; найти антонимы к заданным глаголам.
Коррекционно - развивающие :
-Развитие артикуляционного аппарата.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе „Пришла осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-Развитие связной речи.
-Развитие внимания.
-Развитие логического, образного мышления.
Воспитательные:
-Воспитывать чувство взаимопомощи.
-Воспитывать умение работать в коллективе.
-Воспитывать навыки самостоятельной деятельности.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова начнем наше занятие с тренировки губ, чтобы говорили более четко и правильно. Кто вспомнит первое упражнение и расскажет, как нужно выполнить его.
Дети с помощью воспитателя объясняют, как нужно выполнять артикуляционные упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик-трубочка».
1.«Заборчик»
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти. .
2.«Трубочка»
Выполнение: нужно сомкнуть губы и вытянуть их вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти. .
3.«Заборчик-трубочка»
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
Воспитатель: Молодцы, сейчас садитесь на свои места и внимательно послушайте отрывок из стихотворения Константина Бальмонта «Осень»
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
- О чем говорится в этом стихотворении?
- А какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяцы.
- Какое время года будет после осени?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об осени.
(Подбор прилагательных к словам осень, дождь, небо, лист).
- Осень какая? (холодная, долгая, золотая, красочная, печальная, хмурая, разноцветная, дождливая, пестрая, поздняя, унылая)
- Дождь какой? (мелкий, крупный, моросящий, холодный, сильный)
- Небо какое? (хмурое, серое, пасмурное, ясное, голубое)
- Лист какой? (красный, желтый, зеленый, опавший, сухой)
Беседа по теме
Воспитатель: После какого времени года наступает осень?
- Что происходит осенью в природе (Наступают холода, дни становятся короче, солнце светит реже и плохо греет, часто идут дожди, лисья желтеют и опадают)
-Что происходит в жизни зверей и птиц (Птицы улетают в теплые края, синица и снегири из леса прилетают ближе к людям, потому что в лесу поздней осенью становится трудно прокормиться. Некоторые животные меняют свой окрас, готовят зимние запасы, медведь готовится ко сну).
- Что делают люди в полях, в садах и огородах? (Люди собирают урожай).
- Какую одежду и обувь носят осенью? (Теплые куртки, сапоги и ботинки, носят шапки, шарфы).
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, пора нам на осеннюю зарядку. Встаньте на ковёр и повторите за мной слова и движения.
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель: Посмотрите, какие разные листья оказались на нашей поляне. Листья необычные, на каждом из них написана буква. Вам нужно придумать слово на тот звук, который обозначает эта буква.
Игра «Придумай слово с заданным звуком»
Воспитатель: На моем рябиновом листочке буква «А» и я назову слово аист.
На красном кленовом листочке написана буква –«М». Назовите слова, которые начинаются со звука М.
На зеленом дубовом листочке- «Б». Назовите слова, которые начинаются со звука Б.
На желтом березовом –«К». Назовите слова, которые начинаются со звука К.
На золотистом осиновом – «Р». Назовите слова, которые начинаются со звука Р.
Дети придумывают слова
Воспитатель: А все листья по цвету какие (Разноцветные)
Ответ детей
Воспитатель :Отлично! Молодцы! Садитесь на свои стулья и давайте вспомним, из чего состоят слова?
На что можно делить слово?
Ответы детей
Воспитатель: Я назову слова, а вы будете их делить на слоги.
Ответы детей
Воспитатель: Все слова делятся на слоги?
Назовите слова, которые нельзя делить на слоги.
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее и внимательно послушайте сказку Льва Толстого «Белка и волк».
«Белка и волк»
«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
- Кто запомнил имя автора сказки?
-Про кого сказка?
-Что произошло с белкой?
-Почему волк решил, что белки всегда веселые?
-Почему волк отпустил белку?
-Почему волку скучно?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, в сказке говорится, что белки веселые, а волки грустные. Эти два слова противоположные по смыслу слова. Как называются противоположные по смыслу слова? Антонимы.
На левой стороне доски висят картины, на которых изображены действия. Мы с вами должны подобрать антонимы к этим словам и правильно расположить их. Кто начнет?
Работа с картинами
Воспитатель: Ребята, молодцы, справились с заданием. У меня есть еще картины, но по ним нужно составить предложения. Я их вам раздам, вы внимательно посмотрите и подумайте, какие предложения можно составлять по этим картинам?
Дети составляют предложения.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы активно работали. А сейчас посмотрите внимательно на картину, которая висит на доске. Я предлагаю составить рассказ по ней.
Два, три ребенка составляют рассказ по заданной картине.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, спасибо за вашу работу. Давайте повторим, про что мы сегодня говорили, что нового узнали?
Ответы детей