Светлана Кику
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [в]-[ф]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуально – подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы на тему : «Дифференциация звуков В – Ф».
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы „Дифференциация звуков [в]-[ф]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Цель: учить детей различать звуки и буквы В и Ф в произношении и на письме.
Задачи:
- Развитие артикуляционной моторики, общей и мелкой ;
- Развитие умения определять первый звук в слове;
- Закрепление в памяти детей образов букв В и Ф;
- Обучение умению давать характеристику звуку;
- Учить различать звонкие и глухие согласные через тактильные ощущения;
- Профилактика дислексии и дисграфии;
- Обучение умению складывать и читать закрытые слоги с буквами В и Ф;
- Развитие умения различать на слух звуки В - Ф;
- Развитие графических навыков;
- Развитие воображения;
- Расширение словарного запаса;
- Дать понятие о предложении;
- Обучение составлению предложений по опорным словам.
Оборудование: картинки с изображением ваты и флажка, индивидуальные зеркала для каждого ребенка, световой стол с песком, магнитные буквы В и Ф.
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика
Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения.
2. Сообщение темы занятия
Логопед : Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?
Дети: Вата и флажок.
Логопед : Определите, с каких звуков начинаются эти слова и скажите, о каких звуках мы сегодня будем с вами говорить?
Дети: Мы сегодня будем говорить о звуках В и Ф.
Логопед : Молодцы! Совершенно верно!
3. Правильная артикуляция и характеристика звуков
Логопед : Давайте возьмем в руки зеркала и вместе произнесем звук В : В – В – В Расскажите, в каком положении находятся губы и зубы.
Дети: При произношении звука В наши губы сближаются, и мы верхними зубками касаемся нижней губы.
Логопед : Правильно! А сейчас каждый вспомнит по слову, начинающемуся со звука В.
Дети: Вода, Вася, Валя, Вова, варенье, варежки.
Логопед : Молодцы! А теперь дайте характеристику звуку В.
Дети: Это согласный, звонкий, твердый.
Логопед : Молодцы!
Возьмите зеркала и произнесите звук Ф : Ф – Ф - Ф
Расскажите, в каком положении находятся губы и зубы.
Дети: При произношении звука Ф наши губы сближаются, и мы верхними зубками касаемся нижней губы. Так же, как и при произношении звука В.
Логопед : Да, вы правы. Но в произношении этих звуков есть одно отличие. Один звук мы произносим с голосом, а другой без. Приложите одну ладошку к горлышку и произнесите В – В – В. Дрожит горлышко?
Дети: Дрожит!
Логопед : Да, потому что когда мы произносим этот звук, в горлышке просыпается голосок и начинает там биться. Из – за этого горлышко дрожит. Мы это чувствуем. Звук В – звонкий звук.
Теперь произнесем звук Ф и снова приложим ладошку к горлышку. Дрожит горлышко или нет?
Дети: Не дрожит!
Логопед : Верно! При произнесении звука Ф голосок «спит», поэтому звук Ф называется глухим. Что еще вы можете сказать о звуке Ф? Какой он?
Дети: Это согласный, твердый, глухой.
Логопед : Теперь давайте пусть каждый из вас вспомнит по слову, начинающемуся со звука Ф.
Дети: Флажок, фата, фотография, футбол.
Логопед : Да. Давайте по очереди произносить звуки В и Ф : В – Ф (длительно) Молодцы!
4. Упражнения в рисовании, чтении и проговаривании слогов и слов с использованием светового стола с песком.
Логопед : Подойдите все сюда (подводит детей к световому столу с песком).
Маша напишет нам на песке букву В, а Ваня букву Ф (дети выполняют).
Скажите пожалуйста, на что похожи эти буквы?
Дети: Буква В похожа на неваляшку и снеговика, а Ф на Чебурашку.
Лог А вы знаете, чем буква отличается от звука?
Дети: Букву мы видим, пишем и читаем, а звук произносим и слышим.
Логопед : Молодцы! Теперь Маша с левой стороны стола нарисует любой предмет, название которого начинается со звука В, а Ваня с правой стороны стола нарисует предмет, название которого начинается со звука Ф.
Итак, что вы нарисовали?
Маша: Я нарисовала варежку.
Ваня: Я нарисовал флажок.
Логопед : Да, правильно.
Смотрите, какие буквы я написала?
Дети: А, О, У, В
Логопед : Давайте почитаем слоги.
Дети: АВ, ОВ, УВ
Логопед : Правильно! А теперь? (вместо буквы В пишет букву Ф)
Дети: АФ, ОФ, УФ.
Логопед : Замечательно! Вы хорошо справились с заданием, садитесь на свои места. Я прикреплю буквы В и Ф на магнитную доску, чтобы вы лучше их запомнили.
5. Развитие внимания, памяти и фонематического слуха – игра «Запомни – повтори»
Логопед : Слушайте следующее задание: я буду говорить слоги, а вы по очереди станете их за мной повторять. Сначала Маша, а затем Ваня.
ВА – ФА ФО - ВО
ФА – ФА – ВА ВО – ВО - ФО
ВА – ФА – ВА – ФА ФО – ВО – ФО – ВО
Теперь я буду произносить по два слова. Слова похожие, но одно со звуком В, а другое со звуком Ф. Надо повторить точно так, как говорю я. Слова станете повторять по очереди: сначала Ваня, а затем Маша.
Ваня – Фаня
Вата – фата
Ваза – фаза
сова – софа
влага – фляга
травы – графы
гривы – грифы
(После проговаривания каждой пары слов логопед уточняет с детьми значения слов. С каждым словом составляются словосочетания и предложения).
6. Физминутка
Дети вслед за логопедом проговаривают стихотворные строчки и выполняют соответствующие тексту движения.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Головками кивают
И тихо приседают.
7. Проговаривание предложений со звуками В и Ф
Логопед : Сейчас мы с вами потренируемся в проговаривании предложений со звуками В и Ф. Ваша задача четко произносить каждое слово.
Представьте, что вы работаете в продовольственном магазине и вам поручили разложить товар по пакетам, то есть расфасовать его.
Проговариваем по очереди фразу:
Я фасую вафли. (Мы, ты, вы, он, она, они).
8. Проговаривание чистоговорки (хором, после логопеда, по строчке)
Фа – ва – фа – наша новая софа.
Фа – фа – ва – летит сова.
Фы – вы – вы – нет травы.
Вы – вы – фы – идут графы.
9. Игра «Составь предложения»
Логопед : Дети, вы знаете, что такое предложение?
В предложении всегда о чем – то говорится. Слова в предложении дружат между собой, то есть связаны по смыслу. Например: Дети пришли на логопедическое занятие. Ребята учатся правильно говорить. Следующее задание для вас называется «Составь предложения». Я скажу опорные слова, а вы составите с ними по предложению. Слова будут со звуками В и Ф.
Вова – флажок Иван – футбол Ваня - фотоаппарат
Валя – шарф Вася – фабрика Владик – фокус
10. Итог занятия