Наталья Шаяхметова
«Насекомые». Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида 26»
Волжского района
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по речевому развитию и коррекции
«НАСЕКОМЫЕ ЛЮБЯТ ПРЯТАТЬСЯ»
в группе для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет
Автор:
учитель-логопед Шаяхметова Н. С.
г. Саратов 2015
Примерные основные образовательные программы: программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи
Публикация «„Насекомые“, Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
«Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина;
«Подготовка к школе детей с ЗПР» С. Г. Шевченко.
Возрастная группа: 5-7 лет.
Тема НОД: «Насекомые любят прятаться».
Ведущая образовательная область: речевое развитие и коррекция.
ЦЕЛЬ: Отрабатывать лексико-грамматические категории по лексической теме «Насекомые» и развивать умение дифференцировать звуки [Ж] – [З] по акустико-артикуляционным признакам.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Закреплять знания детей о насекомых, активизировать словарь;
- Продолжать совершенствовать грамматический строй речи;
- Упражнять в согласовании числительных с существительными и прилагательными;
- Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в родительном и винительном падежах;
- Упражнять в составлении простых и сложных предложений со значением противопоставления;
- Закреплять умения в звуковом анализе и синтезе;
- Закреплять знания графических образов: схем предлогов, символов гласных звуков, букв: Ж, З, К, А, О, У, Ы, И.
Коррекционно-развивающие :
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- Формировать правильное речевое дыхание и развивать целенаправленную воздушную струю;
- Развивать зрительное и фонематическое восприятие и внимание;
- Автоматизировать звуки [Ж] – [З] в слогах;
- Развивать умение дифференцировать звуки [Ж] – [З] по акустико-артикуляционным признакам;
- Закреплять умение слышать и различать звуки [Ж] – [З] в словах;
- Закреплять умения самостоятельно снимать напряжение тонуса лицевых мышц;
- Развитие умеренного темпа речи и силы голоса;
- Развивать общую координацию движений;
- Развивать связную речь;
- Развивать логическое мышление, внимание и память.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к НОД;
- Воспитывать бережное отношение к насекомым;
- Воспитывать навыки доброжелательности, взаимодействия, инициативности, аккуратности и сотрудничества.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная.
Форма организации: подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры и упражнения с речевым сопровождением, музыкальное сопровождение деятельности.
Предварительная работа:
Беседа о насекомых
Рассматривание картинок с изображением насекомых
Просмотр мультсериалов про насекомых
Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»
Различные игры
Постановка звуков [Ж] и [З]
Работа с символами гласных звуков
Работа со схемами предлогов
Оборудование: ноутбук, презентация к НОД; оформление зала «На полянке»; пенёк; игрушки: «шарик – угольник», бабочка, морская звезда, лягушка; зелёная лужайка – коврик 25х25см; насекомые – игрушки (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, жуки (различного размера, жук-носорог, пчела, муха; сухой бассейн с бобами и горохом; зеркала на стене; 2 стола, 14 стульев; массажные шарики - «Ёжики» жёлтого, красного, синего, зелёного, чёрного цвета; дидактическая игра «Разложи по цвету»; схемы символов гласных звуков (4 штуки по 4 символа); схемы предлогов : «НА»; «ЗА»; «ПОД»; «МЕЖДУ»; музыкальное произведение «Паучок» и «На даче» (звуки насекомых).
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
1. Вводная часть
Звучит музыка. В зал закатывается «шарик – угольник». Заходит ребенок ищет шарик, находит его и зовет детей.
Дети с логопедом подходят к нему, здороваются с гостями.
Логопед : «Молодец, Серёжа, нашел «шарик – угольник». А куда же он нас привел, посмотрите! Мы очутились на полянке. Посмотрите, какие красивые цветы и деревья, здесь есть и заколдованные – зеркальные деревья, давайте подойдем поближе и поиграем.
- Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (стоя) : «Бегемотик», «Лягушка», «Окошко», «Лопатка», «Качели», «Маляр», «Улыбка».
Логопед предлагает детям сесть на стульчики и спрашивает про настроение (на мониторе появляется картинка с улыбающимся смайликом).
Дети: Хорошее!
Логопед : На полянке погода бывает разной, какая погода изображена на этой картинке? (картинка с изображением полянки)
Дети: Ярко светит солнышко!
Логопед : Давайте пустим ветерок, чтобы не было так жарко!
- Дыхательная гимнастика с вертушками «Ветерок». (3 раза)
Логопед : Через нос делаем короткий вдох и через рот длинный выдох, направленный на вертушку. Молодцы! А теперь попробуйте на улыбке подуть! Молодцы! Ветерок сильный подул. Смотрите, кто же спрятался от ветерка на этой картинке? Смотрим на монитор ноутбука.
- Игра «Кто спрятался» - зашумлённые картинки. Дети перечисляют насекомых. Называют одним обобщённым словом.
Логопед : Правильно ребята, сегодня мы с вами будем играть с насекомыми!
2. Основная часть
Насекомые очень любят прятаться в пеньках, давайте поищем их.
- Дидактическая игра: «Найди насекомого» по примеру (насекомые-игрушки в сухом бассейне с бобами и горохом) : «Это стрекоза. Я нашел стрекозу».
С усложнением: Учитель – логопед : «Прыгни столько раз - сколько слогов в названии насекомого, которого ты нашёл (прошагай, посчитай и назови. Молодец! И положи своего насекомого…. (схема предлога «НА»; «ЗА»; «ПОД»; «МЕЖДУ») полянку; жука; кустик; жуком и стрекозой».
Логопед : Вот сколько насекомых вы нашли. Молодцы! А на картиночке (слайд с заданием) их тоже много, давайте посчитаем их и назовём.
- Дидактическая игра: «Посчитай и назови насекомых» по примеру: Три черных муравья», пять божьих коровок и т. д.
Логопед : Посмотрите, кто это выглядывает? Откуда? Бабочка выглядывает из-за ноутбука? Кому я дам бабочку, тот и будет говорить, как передвигаются насекомые.
- Дидактическая игра: «Как передвигаются насекомые» по примеру логопеда : «Комар летает, а кузнечик прыгает» (по две картинки на мониторе, то вверху, то внизу)
Логопед : Умнички, все справились! Когда летит жук, какой звук он издает? Ж-ж-ж – [Ж] губки округлой формы. А когда летит комар - какой звук мы слышим? З-з-з – [З] губки в улыбке.
- Дидактическая игра: «Жужжалка и звенелка». с усложнением: дети изображают жука пальчиками правой руки и комара пальчиками левой руки. - Физминутка: подвижная игра «Жуки и комары» (под музыкальное сопровождение).
Логопед : И полетели жуки и комары под музыку ( чередование по сигналу: жуки - звук [Ж], комары звук [З], жучки – [Ж], комарики [ЗЬ]). Устали и присели на полянке. Теперь умные жуки и комары будут читать. Каждый по своей схеме. (символы гласных звуков)
- Дидактическое упражнение: «Чтение по схеме символов гласных звуков».
У детей разные схемы по 4 символов гласных звуков. Сначала читает «жук» т. е. гласный звук соединяем со звуком [Ж] напр. : ЖА, ЖО, ЖЫ, ЖУ, затем читает «комар» - [З ] : ЗЫ, ЗУ, ЗА, ЗО. (отрабатывается с каждым ребёнком)
Логопед : Комарики и жуки опять спрятались, но в словах.
- Игра «Хлопни – топни - найди звук» с усложнением - со словами без звуков [Ж] и [З]. Логопед называет слово, а дети хлопают или топают. Стрекоза, комар, жук, пиджак, уж, зонт, шмель, кузнечик, узор.
Логопед : Посмотрите внимательно, где еще на полянке спрятались насекомые? Дети ходят и ищут насекомых, проговаривая: Стрекоза – на дереве. Божья коровка на листочке. Жуки – под цветочком.
Логопед : Достаньте, пожалуйста, жуков и посадите их на наш рабочий стол. Где были жуки? Дети: Под цветком!
Логопед : Откуда вы их принесли? Дети: Из-под цветка!
Логопед : Посадите жуков – пусть они немного посидят, а вы достаньте по два шарика, но разного цвета! (Я жёлтый шарик возьму и черный и т. д.)
- Самомассаж ладоней и лицевых мышц в области щёк (массажными шариками «Ёжиками»)
Логопед : Хорошо! Положите шарики туда, откуда вы их брали, не путайте и по цветам (желтый, красный, зелёный, синий, черный). Молодцы!
Логопед : Слышите, ребята, жуки спорят. Не поймут, какие звуки есть в их слове и сколько слогов. Не спорьте жуки, ребята вам сейчас помогут, а им помогут массажные шарики «Ёжики».
- Дидактическое упражнение: звуковой анализ слова ЖУКИ.
Дети считают слоги, звуки и анализируют согласные по твёрдости - мягкости и глухости - звонкости – 2 схемы из шариков «Ёжиков» (синий, красный, зелёный, красный; жёлтый, красный, чёрный, красный).
Логопед : Вот какая красивая схема слова получилась! Умнички! Слышите! Жуки благодарят вас! И, говорят, что им пора в гости на чаепитие к мухе Цокотухе! И не только им, но и всем насекомым!
- Дидактическая игра: «Кого не хватает» Дети запоминают насекомых на полянке, закрывают глаза, а логопед убирает, то одного, то двух насекомых. Дети должны угадать - кого не хватает. (Не хватает бабочки, муравья и т. д.)
3. Заключительная часть
Логопед : Все насекомые убежали в гости на чаепитие и нам пора.
Все мы весело играли и немножечко устали. Посмотрели на часы – в группу нам пора идти! Как настроение, у вас, ребята? (на мониторе картинка с весёлым смайликом) Дети: Хорошо! Логопед : Что вам больше всего понравилось сегодня? Дети: Играть! Логопед : Правда мы сегодня очень интересно и весело играли! А куда мы положили наш мячик - угольник? Вот он – в коробке! Давайте попрощаемся с гостями и пойдём в группу играть дальше!