Анна Куртукова
Конспект логопедического обследования детей с заиканием
▼ Скачать + Заказать документы
Цель обследования: выявление речевых индивидуальных особенностей у ребенка с заиканием.
Задачи:
1. Исследовать состояние импрессивной речи.
2. Исследовать состояние экспрессивной речи.
3. Состояние звукопроизношения.
4. Обследовать состояние и подвижность артикуляторного аппарата.
5. Обследовать состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.
6. Исследовать состояние словарного запаса и грамматического строя.
Публикация «Конспект логопедического обследования детей с заиканием» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Материалы и оборудование: предметные изображения. Изображения для составления рассказа по картине и серии сюжетных картин. Альбом для исследования звукопроизношения.
Ход обследования
Логопед: Посмотри, мы находимся с тобой в кабинете, где много разных предметов, скажи, что ты видишь вокруг себя? Что тебя окружает?
(ответ ребенка)
Логопед: Дай мне пожалуйста мяч, который лежит на полке. (можно попросить ребенка принести другие вещи, находящиеся в кабинете логопеда).
Логопед: Сейчас я предлагаю тебе послушать сказку, слушай внимательно, потом ответь на вопросы!
(чтение сказки соответствующая программному содержанию. Фиксирование ответов на вопросы по сказке).
Логопед: Посмотри на картинки, расскажи, что на них изображено
(Составление предложений по сюжетным картинкам)
Логопед: Скажи, есть ли у тебя твоя самая любимая игрушка? Расскажи о ней. Какая она?
(Описание игрушки).
Логопед: Сейчас я буду показывать тебе движения, а ты повторяй за мной.
1. Округлить губы, как
при произнесении звука
/О/ — удержать позу.
2. Сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их).
3. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу.
4. Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счёт от 1 до 5.
5. Выполнить упражнение «часики».
6. Высунуть язык «лопаткой», «иголочкой».
7. Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счёт от 1 до 5 и опустить к нижним зубам.
8. Движения языка вперёд-назад.
9. Широко открыть рот и чётко произнести звук / А / (в этот момент в норме мягкое нёбо поднимается).
10. нахмурить брови,
11. Поднять брови.
12. Наморщить лоб.
13. Легко сомкнуть веки.
14. Плотно сомкнуть веки.
15. Закрыть правый глаз, затем левый.
16. Подмигнуть.
17. Надуть левую шеку.
18. Надуть правую щеку.
19. Надуть обе щеки одновременно.
20. Выразить мимикой лица:
- удивление;
-радость;
- испуг;
- грусть;
- сердитое лицо
Изобразить:
- поцелуй,
- оскал,
- цоканье.
Логопед: У меня есть очень интересная книга. В ней много разных картинок. Давай посмотрим, сможешь мне их назвать?
(предлагаются наборы предметных и сюжетных картинок. Подбираются слова различной слоговой структуры, в которых исследуемый звук слышится в начале, в середине и в конце слова).
Логопед: какой звук слышен в начале слова «сани»? слышен после звука М в слове «мак»? какой звук находится на третьем по счету месте в слове «каша»? какой звук находится между звуками И, А в слове «лиса» Назови соседей звука К в слове «рука»? Сколько звуков в словах «рак», «лапа», «кошка».
(исследование фонематического анализа)
Логопед: Послушай звуки Д, О, М, поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось?
(исследование фонематического синтеза)
Логопед: придумать слово на заданный звук К.
Разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются со звуков: С-Ш, Ч-Ц, Р-Л и др. ;
- из всех картинок отбери только те, названия которых начинаются на звук К, М, Ш, и др.
(Исследование фонематических представлений).
Логопед: Игра «Один – много».
Стол – столы; жук – жуки; пень – пни; рука- руки; кукла – куклы; дерево – деревья, ухо –уши; утёнок – утята…
Логопед: Назови предметы ласково: чашка- чашечка, цветок – цветочек, стул – стульчик, жук – жучок, кукла- куколка, дом – домик, шар- шарик.
Логопед: Какой по цвету этот предмет?
Назвать, какой по цвету этот предмет: блузка (синяя, мяч (синий, полотенце (синее);роза (красная, флаг (красный, яблоко (красное).
Логопед: Если стакан сделан из стекла,
Логопед: какой он? — стеклянный; мяч из резины…варенье из яблок…коробка из картона …сумка из кожи …
Логопед: Пересчитай, сколько предметов нарисовано на каждой картинке:
1 гриб, 2 гриба, 5 грибов;
1ягода, 2 ягоды, 5 ягод;
1 окно, 2 окна, 5 окон…
Логопед: Посмотри у меня есть коробочка, а в ней живет ежик. Скажи где сидит ежик? (в, на, под, между, за, из-под, из-за, из)
(Обследование грамматического строя)
Логопед: Я буду показывать тебе картинки, а ты назови то, что на них нарисовано.
(Назвать предметы, которые изображены на картинках (в соответствии с программными требованиями)
Логопед: Как можно назвать все это вместе?
(Назвать одним словом предметы, изображённые на предъявляемых картинках)
Логопед: Посмотри на картинку и скажи: Мяч какой?.
(Яблоко, дерево, собака, человек, лимон, лиса, кресло, шуба, белка).
Логопед: скажи есть, а есть…
большой —…
широкий —…
длинный —…
грязный —…
молодой —…
опускать —…
добро —…
далеко —…
радость —…
Логопед: Посмотри на картинки и скажи что делает…:
птица – летает; змея – ползает;
лодка – плывёт, заяц – прыгает;
рыба – плавает; собака – спит…
Назвать действия человека данной профессии: учитель – учит; врач – лечит; повар- варит; строитель – строит;…
(Исследование состояния словарного запаса)
Логопед: Ты хорошо справился с заданиями!
В результате обследования фиксируется: проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность); в каком месте возникают судороги (в начале слова, в середине слова); состояние дыхания (судорожное, плавное, глубокое и тд.); состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата (судорожные проявления в области артикуляции).