Вера Семенова
Карточки для логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Уважаемые коллеги, сегодня я представляю вашему вниманию карточки для логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Развитие речи детей является одной из самых нужных и трудных задач. Для правильного построения коррекционной работы нужно изучить особенности речи конкретного ребенка. Я решила сделать карточки, которые нужны учителю - логопеду для логопедической диагностики.
Публикация «Карточки для логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
1 этап обследование речи – это изучение звукопроизношения. На первой картинке нарисованы предметы, в названии которых есть звук |с|, в начале, середине и конце слов (сумка, усы, нос).

На следующей картинке предметы, в названии которых есть звук |з|. Но так, как в конце слова мы слышим не |з|, а |с|, я взяла слово со стечением согласных в середине слова (замок, ваза, звезда).

Таким же образом я подобрала картинки для уточнения произношения звуков |ш| (шапка, мешок, душ).

И звуКа |ж| (жираф, ножи, ножницы).

Для уточнения звукопроизношения звука |р| я предлагаю детям слова «рыба, ведро, топор».

Для звука |л| - «лампа, молоток, дятел».

2 этап – обследование фонематических процессов. Я даю задание детям, которые не разговаривают, показать, где крыса, а где крыша.

Где рак, а где лак.

Говорящим ребятам я предлагаю назвать то, что нарисовано на этих картинках.
3 этап – обследование слоговой структуры. На этом этапе ребята называют слова с разным количеством слогов («ключ, звезда, черепаха»).

4 этап – обследование лексического запаса. Детям предлагаются картинки, на которых изображены предметы из их обихода. Ребенок должен назвать, что нарисовано на картинке. Например, «юла, мяч, пирамидка». А затем я прошу сказать, как все это мы можем назвать одним словом («игрушки»).

Чайник, вилка, чашка – это посуда.

Огурец, репа, морковь – это овощи.

Лимон, груша, виноград – это фрукты.

5 этап - обследование навыков словообразования. На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Чей хвост?». При затруднении я даю ребенку образец: «Это лисий хвост» и тут же спрашиваю: «А это чей?», указывая на «волчий, заячий».

6 этап – обследование грамматического строя речи. Ребенку задается вопрос: «Чайник без чего?». Он должен ответить: «Без ручки». Такая же процедура со словами «Машина» и «стол».

По следующей картинке я смотрю, как ребята изменяют слова по числам, употребляют окончания существительных. Детям предлагается сказать, что на ней нарисовано («карандаш – карандаши, окно – окна»).

Такое же задание дается детям и на следующей картинке. Только здесь мы смотрим насколько верно ребенок употребляет окончания глаголов («бабочка летит – бабочки летят», цветок растет – цветы растут»).

7 этап (заключительный) – обследование связной речи детей. Ребятам предлагается составить рассказ по серии картинок о мышонке.
