Наталья Воронова
Конспект коррекционной образовательной деятельности «Звук [Л] и буква Л. Автоматизация»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная деятельность
в подготовительной группе
компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи
«Звук и буква Л»
Тема: «Звук и буква Л»
Цель:
формирование навыка правильного произношения звука [л] в речи;
активизация речевой активности у детей с нарушениями речи;
Задачи:
коррекционно-образовательная :
сформировать акустико-артикуляционный образ звука;
научить правильно произносить звук [л];
Публикация «Конспект коррекционной образовательной деятельности „Звук [Л] и буква Л, Автоматизация“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
коррекционно-развивающая :
автоматизировать звука [л] в слогах, словах, предложениях с применением биоэнергопластики;
развивать нейродинамические процессы головного мозга, отвечающих за речь ребёнка;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
развивать мимические мышцы, дыхание и голос;
развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, речь;
коррекционно-воспитательная :
воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде;
прививать навык правильно вслушиваться в речь взрослого.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия.
I. Организационный момент
(дети заходят в группу и встают в круг, взявшись за руки)
1. Приветствие (настрой)
Логопед: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте, Наталья Николаевна.
Логопед: Давайте поздороваемся вместе с ладошками. На ударный слог хлопаем, на безударный шлёпаем по коленям.
ЗДРА-ВСТВУЙ-ТЕ
Логопед: (проговаривает хором с одновременным движением рук «Крюки Деннисона»)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим!
Логопед: Замечательно, сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь с ними. Но к нам спешит ещё одна гостья. Она летит из тёплых стран. Хотите узнать кто же это? (Да)
- Тогда занимайте свои места и слушайте загадку.
Логопед: (Загадывает загадку)
Чёрный костюм,
Белая рубашка.
Возвратилась из-за моря
Быстрокрылая пташка. (Ласточка)
Логопед: Если ласточка летит к нам из тёплых стран, тогда она относиться к зимующим птицам или перелётным? (к перелётным птицам) (ответы детей)
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса
Логопед: (Открывает презентацию, 1ый слайд)
Логопед: Ой, ребята, у нашей гостьи неприятности. На пути ласточки грозовые тучи, в которых она может погибнуть. Тучи непростые, с заданиями. Что же делать, как нам быть?
Дети: Надо спасти ласточку. Выполнить все задания. Рассеять (прогнать, сдуть) тучи.
Логопед: Хорошее предложение, у нас как раз есть вот такая палочка-выручалочка, которая нам поможет рассеять грозовые тучи. (указка для интерактивной доски)
Логопед: Слушайте 1ое задание:
«Выполнить комплекс развивающих упражнений»
1. Общее расслабление.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело…
2. Пальчиковая гимнастика.
(под песню «Виноватая тучка»)
3. Массаж лица. (по общим правилам)
4. Развитие мимических мышц.
Мы умеем удивляться.
Мы умеем огорчаться.
Мы умеем сердиться.
5. Артикуляционная гимнастика.
Язычок твой словно мышка показать язычок
В норке прячется трусишка. губы сомкнуты, круговые движения языком между зубами и губами
Нужно нам его поймать
И за хвостик покусать. покусать кончик языка
Ротик шире открывай, открыть широко рот
Мышкин хвост держи, хватай. укусить за кончик
Прикуси свой язычок держать язык прикусан-
И держи его дружок. ным и произносить [л]
Слышишь мышка пропищала,
Начинай игру сначала.
6. Работа по развитию дыхания и голоса.
Пароход гудит близко - громко, далеко – тихо (ыыыы)
(«гудеть» совместно с движениями рук)
7. Кинезиологические упражнения. (умные движения)
«Ладонь-кулак»
«Нос-плечо» (перекрёстные движения)
«Пальчики танцуют»
Логопед: Отлично, мы полны сил и энергии. Давайте попробуем рассеять 1ую грозовую тучу.
(К доске выходит ребенок и на слайде «палочкой-выручалочкой» (указкой) нажимает на задание, 1ая тучка исчезает. На слайде 2ая тучка с заданием)
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы занятия.
Логопед: Ребята, тут ещё одно задание: (читает логопед)
«В слове ЛАСТОЧКА выделить первый звук.
Научиться правильно его произносить»
Логопед: Давайте хором произнесём слово ЛАСТОЧКА. Какой 1ый звук слышим в этом слове?
Дети: В слове ласточка 1ый звук [л].
Логопед: Сегодня на занятии повторим как правильно произносится звук [л]. Какой буквой обозначается и поупражняемся в правильном произношении этого звука. Вы готовы? Тогда внимание на доску.
(Открывается 1ая страница в программе
ActivInspire (актив инспайр) на интерактивной доске)
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Посмотрите на артикуляционный профиль звука [л] (демонстрирует схему артикуляционного профиля звука л)
Логопед: Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку, зубы видны; кончик языка поднимается вверх и образует смычку (прижимается) к бугорочку за верхними зубами; задняя часть языка поднята; боковые края языка опускаются (язык принимает форму седла); воздушная струя проходит по бокам языка (между языком и щекой); голосовые связки сомкнуты и вибрируют, горло дрожит (есть голос).
Логопед: Давайте хором произнесём ещё раз звук [л].
Логопед: Дайте характеристику звуку [л].
Дети: Звук Л — согласный, твердый, звонкий.
3. Развитие фонематического слуха.
И / У «Хлопай-топай»
Хлопаем в ладоши, когда слышим звук [л], если нет звука [л], то топаем.
Лампа, ваза, палатка, дерево, бокал, стакан.
4. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях с применением биоэнергопластики
Логопед: Какой буквой обозначается звук [л] на письме? Напечатайте в воздухе букву Л.
(Открывается 2ая страница в программе
ActivInspire (актив инспайр)
Логопед: Вот и следующее задание: Найдите все буквы Л и раскрасьте их. (к доске выходят по очереди дети)
Логопед: А какие буквы остались? (а,о,у,э,ы) Гласные или согласные звуки? Каким цветом обозначаем?
Логопед: Давайте произнесём вместе с пальчиками.
(Открывается 3ья страница в программе
ActivInspire (актив инспайр)
Логопед: А сейчас хором произнесём звук [л] с этими гласными звуками.
ЛА ЛО ЛУ ЛЭ ЛЫ
(дети хором произносят слоги,
добавляя движения пальцев и кистей рук)
5. Физкультминутка (психоэмоциональный этюд «Гроза»)
Поднимается ветер, (растираем интенсивно ладони)
Застучали первые капли дождя. (щелчки пальцами)
Дождь усиливается. (хлопаем ладонями по плечам, руки скрещены)
Ещё сильнее. (шлёпаем по коленям)
Гром. Гром. (топаем, можно в прыжке двумя ногами)
Дождь идёт. (шлёпаем по коленям)
Дождь всё тише. (хлопаем ладонями по плечам, руки скрещены)
Тише. (щелчки пальцами)
Дождь перестал
И выглянуло солнышко. (руки описывают большой круг)
(Открывается 4ая страница в программе
ActivInspire (актив инспайр)
Логопед: Вот и следующее задание: Чётко произнесите слова, добавляя движения пальцев одной руки. (проговорить 2-3 раза)
Логопед: Отлично, ребята. Возьмите карточку, положите перед собой. Также чётко проговорим слова со звуком Л, добавляя движения пальцев и кистей двух рук.
(работа по карточке, дополнительно карточка демонстрируется на доске)
(дополнительный материал) Работа по карточке:
Деление слов на слоги.
Определение места звука в слове.
Звуковой анализ слов типа «лапа», запись графической схемы.
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматических категорий.
Логопед: Продолжи предложение по образцу с упражнением «Кулак-ребро-ладонь»
Дима взял яблоко, и Надя взяла яблоко.
Ваня дал мяч, и Зоя … дала мяч.
Щегол свил гнездо, и ласточка … свила гнездо.
(доп. материал) Игра «Скажи иначе».
Ласточка весело заливается — щебечет, поет.
Ласточка быстро летает над землей — порхает, вьется, кружит, проносится. Ласточка вьет гнездо — строит.
(Открывает презентацию, 2ой слайд)
Логопед: Ребята, мы справились со всеми заданиями. Давайте освободим путь для ласточки.
(выходит ребенок и нажимает на тучу)
(3ий слайд)
V. Итог занятия
Логопед: А ласточка нам принесла послание. Хотите узнать, что в нём написано? Но прежде давайте вспомним:
О каком звуке мы сегодня говорили?
Дайте характеристику звуку [л]
Почему ласточка летела к нам из теплых стран?
Логопед (ребёнок) читает послание ласточки
«Спасибо, ребята. Вы справились со всеми заданиями и освободили мне путь. Я принесла вам весть о наступлении весны на Дону. Берегите природу вокруг Вас. Будьте любознательными!»
Логопед: И на память о нашем занятии, от смелой ласточки для вас вот такие комплименты (наклейки с изображением ласточки).