Олеся Левченко
Конспект коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОНР III уровня. Дифференциация звуков [Ш] — [Ж] в связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление навыка различения звуков ш – ж в связной речи. Обобщение и систематизация представлений о насекомых.
Задачи:
- совершенствовать умение правильно произносить шипящие звуки в связной речи;
- совершенствовать лексико - грамматический строй речи;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление;
- воспитывать добрые чувства и любовь к насекомым.
Материал: картинки насекомых, мяч, колокольчики план схема.
Публикация «Конспект коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОНР III уровня, Дифференциация звуков [Ш] — [Ж] в связной речи» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
-Добрый день, ребята. Чтобы узнать тему нашего занятия, нужно отгадать загадки. Будьте внимательны! (Отгадки картинки вывешиваются на доску)
-Не жужжу, когда лежу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь.
-Какой первый звук в слове Жук?
-Молодцы ребята, отгадайте ещё одну загадку:
-От цветка на цветок Я, жужжа, перелетаю Выпиваю сладкий сок Словно солнышко сияю, Не — пчела, как карамель, — Полосатый, толстый…
-Какой первый звук в слове Шмель?
-Молодцы ребята, все загадки отгадали.
Характеристика звука
- Чтобы произнести правильно звук Ш, Ж мы сделаем артикуляционную гимнастику.
• «Заборчик» - «Трубочка»
• «Лопатка» - «Чашечка»
- Произнесём звук Ш, он какой?
- Произнесём звук Ж, он какой?
- Молодцы, правильно определили! Звуки Ш. Ж согласные, всегда твёрдые и обозначаем синим кружком, как же мы их будем различать?
- Положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ш.
- А, теперь произнесите звук Ж, что почувствовали? Значит звук Ж какой?
Развитие фонематического слуха
- Ребята, я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте какой звук в слове. Ш или Ж? Если услышите звук Ж, позвоните в колокольчик (шуба, жбан, жираф, жаба, шахматы, шина, шут, жабо, шкаф, живот)
«Найди место звука в слове»
- Друзья, вы знаете, что звуки бываю в словах в разных позициях – в начале, середине, в конце. Давайте мы рассмотрим картинки, которые висят на доске и подберём соответствующую схему.
Физминутка
Упражнение на координацию движений с речью.
Вот какая стрекоза - очень круглые глаза
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг- скок, прыг- скок
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Развитие лексико – грамматического строя речи. Игра «Угадай чьи лапки, крылья, головы, глаза» (образование притяжательных прилагательных).
Пчела – крыло чьё? Глаз чей? голова чья? ножки чьи?.
Муравей – ножки чьи? Крыло чьё? глаз чей? голова чья?.
Аналогично со словами: паук шмель стрекоза.
Образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ребята сейчас я буду вам называть насекомое, а ваша задача назвать его ласково.
муравей — муравьишка
комар — комарик
гусеница — гусеничка
пчела — пчёлка
жук — жучок и. т. д.
Образование множественного числа существительных
«Один - много» (с мячом)
Бабочка, а много … (Бабочек)
Кузнечик, а много … (Кузнечиков)
Муха, пчела, стрекоза, комар, муравей, оса, жук, божья коровка. Стоя. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос.
Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом
«Назови ласково»
Комар - комарик, стрекоза – стрекозка,пчела – пчелка, жук – жучок, муравей – муравьишко.
и т. д.
Составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.
«Посмотрите внимательно на схему»
Ответьте на вопросы:
1. Кто это?
2. Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?
3. Какие части тела у него есть?
4. Где живет?
5. Как называется его дом?
6. Как развивается?
7. Какую роль играет в окружающем мире?
На примере насекомого: пчела.
Дети отвечают на вопросы
Составляют пересказ