Олеся Гайнетдинова
Конспект организованной образовательной деятельности «Дифференциация звуков [С] — [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Цель: закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи.
Задачи:
• образовательные:
закреплять правильное произношение звуков «З» — «С» изолированно, в слогах, словах, предложениях;
формирование навыков звукового анализа: давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга; определять место изучаемых звуков в слове;
закреплять употребление предлогов (с, из-за, из-под, за, из)
развивать дикцию на материале скороговорок, чистоговорок;
формировать умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
• развивающие:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Дифференциация звуков [С] — [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания;
развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры;
развитие звукового и слогового анализа и синтеза;
совершенствование фонематического восприятия и слуха;
развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
• воспитательные:
воспитание организованного поведения на занятии;
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;
формирование активности и самостоятельности на занятии;
прививание внимания и интереса к красивой и правильной устной речи.
Оборудование и материалы: телевизор с презентацией, аудиозапись со звуками, предметные картинки (содержащие звуки С и З); Схемы для определения места звука [с] и [з] в слове: начало, середина, конец слова; Индивидуальный раздаточный материал (для нахождения слов на определенный звук); тарелки с вырезанными квадратиками зеленого, красного и синего цветов; Мяч.
Ход ООД
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
Улыбнёмся мы друзьям,
Улыбнёмся мы гостям.
На занятии не зевать,
На все вопросы отвечать.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Воспитатель: очень скоро каждый из вас пойдет в школу, но чтобы быть умными и хорошо учиться, вы прежде должны правильно говорить. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, правда, ведь?
Дети: правда.
Воспитатель: чтобы день прошел в отличном настроении, я предлагаю вам передавать мяч друг другу, говоря при этом вежливые слова, ведь каждый из нас любит добрые и приятные слова.
Дети становятся в круг, и, передавая мяч, говорят друг другу вежливые слова.
Дети: Кира ты добрая, Саша ты красивая… .
Воспитатель: с таким хорошим настроением, я предлагаю вам пройти за свои места.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, из чего состоит наша речь?
Дети: речь состоит из предложений.
Воспитатель: из чего состоит предложение?
Дети: предложение состоит из слов.
Воспитатель: слова состоят из чего?
Дети: из слогов.
Воспитатель: слоги состоят из ….
Дети: звуков и букв.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков. Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте, какие звуки вы слышите?
Дети: тиканье часов, проезжающая машина.
Воспитатель: сейчас я включу аудиозапись, вы попробуйте отгадать, что вы слышите.
Аудиозапись звуков.
Дети: хруст снега, шум ветра, … .
Воспитатель: всё это звуки, которые издает природа или предметы. А есть звуки, с помощью которых мы с вами общаемся. Именно к ним мы сегодня и отправимся в гости. В волшебном мире звуков, так же как и в сказках, много разных царств –государств, ведь звуков тоже много. А к каким звукам мы с вами отправимся, вы сейчас узнаете, отгадав мои загадки.
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?. (Снегурочка)
Дети: это Снегурочка.
Воспитатель: правильно, это Снегурочка. С какого звука начинается имя-Снегурочка?
Дети: имя Снегурочки начинается со звука «с».
Воспитатель: правильно, мы отправимся в гости к звуку «с». Но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком «с» живет еще один звук. Слушайте загадку.
Она с бала королевского
Однажды убежала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла.
Дети: Золушка.
Воспитатель: правильно, это Золушка. С какого звука начинается имя Золушки?
Дети: имя Золушки начинается со звука «з».
Воспитатель: сегодня мы будем различать звуки [с], [з] на слух и учиться правильно произносить их.
Воспитатель: дадим характеристику этим звукам.
Дети: [с] – согласный, твердый, глухой, на схемах обозначаем синим цветом, [з] – согласный, твердый, звонкий, на схемах обозначаем синим цветом.
Воспитатель: что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с], [з]?
Дети: губы в улыбке, зубы приоткрыты, язык «горкой».
Воспитатель: чем похожи эти звуки?
Дети: они оба согласные, твердые.
Воспитатель: чем эти звуки отличаются друг от друга?
Дети: звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий.
Воспитатель: значит звук [с] - согласный, твердый, глухой. Звук [з] - согласный, твердый, звонкий.
Воспитатель: мы с вами отправимся в царство звуков «с» и «з». Посмотрите, ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный?
Дети: ответы.
Слайд с мрачным замком.
Воспитатель: оказывается этот замок, заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята! Золушка и Снегурочка просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий. Но для начала мы выполним гимнастику для языка.
Артикуляционная гимнастика («Улыбка», «Заборчик», «Лопата», «Качели», «Чистим зубки»).
Воспитатель: Золушка предлагает игру «Хлопни, если услышишь звук…». Детям первого ряда предлагаем хлопать на звук «С», а детям второго ряда на звук «З».
Са – За;
Со – Зо;
Су – Зу;
Сы – Зы;
Сэ – Зэ;
Соя – Зоя;
Суп – Зуб;
Косы – Козы;
Лиса – Лиза;
Сайка – Зайка;
Сойка – Зойка.
Воспитатель: молодцы, вы помогли расколдовать одну часть замка.
На экране появляется одна расколдованная часть замка.
Воспитатель: я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки «с» или «з», а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.
…агадка (загадка, …ыр (сыр, …онт (зонт, арбу… (арбуз, …такан (стакан, …неговик (снеговик, гла… (глаз, меду…а (медуза, …еркало (зеркало, …амовар (самовар, во…дух (воздух)
Воспитатель: молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали еще одну часть замка.
На экране появляется еще одна расколдованная часть замка.
Воспитатель: вам предлагает Снегурочка в стихотворении найти слова со звуком «с».
В лесу темно
Все спят давно
Одна сова не спит
На суку сидит.
Дети: это слова: в лесу, все, спят, сова, спит, суку, сидит. Всего 7 слов.
На экране появляется еще одна расколдованная часть замка.
Воспитатель: молодцы! Мы предлагаем Вам посмотреть на картинки, расположенные на доске, (на доске 4 картинки: слон, лиса, сом, заяц) и определить, какая из них лишняя.
Дети: заяц, так как в этом слове нет звука «с».
На экране появляется еще одна расколдованная часть замка.
Воспитатель: молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, Снегурочка говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогаю красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.
Са-за-са
За-са-за
Са-са-за
Сна-зна-сна
Зна-сна-сна
Са-за-са – вот летит оса;
За-са-за – вот стоит коза;
Сы-зы-сы – нет у нас осы;
Зы-сы-зы – нет у нас козы;
Зу-су-зу – я веду козу;
Су-зу-су – мы видели лису;
Дети повторяют.
На экране появляется еще одна расколдованная часть замка.
Воспитатель: сейчас мы отправимся на рыбалку, но не обыкновенную, где ловят рыбу. Мы будем ловить на удочку слова-картинки, и трудность будет заключаться ещё и в том, что мальчики будут ловить слова-картинки со звуком «с», а девочки слова-картинки со звуком «з».
Работа в игровизорах.
На экране появляется еще одна расколдованная часть замка.
Воспитатель: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться. Полетаем на самолете?
Физминутка «Самолет»
Воспитатель: дети, посмотрите, у меня в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им!
Зайка спрятался … куст. (за)
Лиса выскочила … норы. (из)
Слон выглядывает … дерева. (из-за)
Носорог вышел … воды. (из)
Барсук вылезает … упавшего дуба. (из-под)
Суслик спрыгнул … холмика. (с)
Заяц перепрыгнул. пенька на пенёк. (с)
На экране появляется еще одна расколдованная часть замка.
Воспитатель: осталось совсем немного и замок мы расколдуем. В следующем задании замените букву З буквой С и наоборот.
Захар –…ахар,
сайка –…айка,
лиса – Ли…а,
роса – ро…а,
Сима – …има,
коза – ко…а
На экране появляется еще одна расколдованная часть замка.
Воспитатель: чтобы мы могли говорить четко и быстро, я предлагаю вам выучить скороговорку «Идет козел с козой, а коза идет с косой». Повторяем со мной.
Дети: идет козел с козой, а коза идет с косой.
Воспитатель: Руслан повтори, пожалуйста.
Руслан: идет козел с козой, а коза идет с косой.
Воспитатель: Алена повтори, пожалуйста.
Алена: идет козел с козой, а коза идет с косой.
Воспитатель: проговорите эту скороговорку в вопросительной интонации.
Дети: идет козел с козой, а коза идет с косой?
Воспитатель: проговорите эту скороговорку в восклицательной интонации.
Дети: идет козел с козой, а коза идет с косой!
Воспитатель: проговорите эту скороговорку тихо.
Дети (тихо): идет козел с козой, а коза идет с косой.
Воспитатель: проговорите эту скороговорку громко.
Дети (громко): идет козел с козой, а коза идет с косой.
Воспитатель: проговорите эту скороговорку быстро.
Дети (быстро): идет козел с козой, а коза идет с косой.
2-3 ребёнка индивидуально.
Воспитатель: замок звуков расколдован! Золушка и Снегурочка благодарят вас, ведь именно ваши знания и умения помогли победить Звукоеда.
Воспитатель: какое задание вам больше всего понравилось?
Ответы детей.