Анастасия Точёнова
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С ], [Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия на тему :
«Дифференциация звуков [С ],[Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи»
(старшая логопедическая группа для детей с ФФН)
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Дифференциация звуков [С ], [Ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Формировать умение дифференцировать звуки [С], [Ш] в слогах, словах, предложении, тексте, на лексическом материале «Животные жарких стран».
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять знания об артикуляции и акустических признаках данных звуков;
- обогащать словарный запас на данные звуки по лексической теме : «Животные жарких стран»;
-закреплять знания и умения выделять «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- закреплять связь между звуками [С], [Ш];
- продолжать учить детей давать полную характеристику звукам, на основе их артикуляции;
-дифференциация звуков в самостоятельном произношении (в изолированном виде, в слогах, словах, предложении, тексте, связной речи);
-развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-развивающие задачи:
-совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- развивать мелкую моторику;
-развивать фонематический слух, фонематический анализ, умение находить место звуков в словах.
- способствовать развитию познавательных процессов.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости.
-формировать навыки совместной деятельности.
Оборудование: зеркала, конверт с письмом, игрушка обезьянка, презентация.
Ход занятия:
Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
Здравствуйте,ребята!
К нам на занятие сегодня специально прилетела из жаркой страны – Африки мартышка Маруся. Она очень стесняется, а в руках у неё какое-то письмо. Давайте его прочитаем: «Здравштвуйте, ребята! В моей штране, где я живу надо мной штали шмеятша и сутить мои друзья. А я не пойму, почему? Помогите мне, пожалушта!»
Ребята, а вы уже догадались, почему над Марусей смеются её друзья? Объясните.
Ребята, сможем ли мы помочь Марусе?
Тогда давайте подумаем, о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии.
(Слайд №1)
Да, она путает звуки [с]-[ш], меняет их местами.
Мы будем вместе с мартышкой Марусей учиться правильно произносить и различать звуки [с]-[ш].
2. Самомассаж.
Растираем ладошки, затем лицо, «умываемся», растираем уши. Дёргаем мочки уха вниз.
3. Пальчиковая гимнастика.
Руки поставили на локотки, пальцы раздвинули, начали:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики – друзья
Друг без друга им нельзя!
Молодцы!
4. Дыхательная гимнастика.
На счёт «раз» - вдох через нос, следим за тем, чтобы плечи не поднимались, на счёт «два» - задержите дыхание, на счёт «три, четыре, пять» - выдыхаем, губы в «трубочку».
Теперь делаем тоже самое, только на выдохе губы в «улыбочке» и произносим звук насоса. [с]
И последний раз, тоже самое, но на выдохе произносим звук похожий на шипение змеи. [ш]
Молодцы!
Дети слушают инструкцию логопеда и
точно повторяют за
ним.
Приступаем к гимнастике для губ и язычка.
5. Артикуляционная гимнастика.
Пододвиньте зеркала, начинаем:
1. Упражнение «Иголочка» - «Лопаточка»;
2. «Улыбка» - «Трубочка»;
3. «Заборчик» - «Хоботок»;
4. «Чашечка»;
5. «Барабанщики» :
Мы прижмём язык зубами
ТА-ТА-ТА,
А потом прижмём губами
ПА-ПА-ПА.
Дети, как самостоятельно, так и с помощью логопеда, выполняют артикуляционные упражнения.
Основной этап.
1. Объявление темы занятия.
Вот сейчас, Маруся, мы можем начинать вместе с ребятами учиться различать звуки [с]-[ш].
Саша, расскажи нам, что ты знаешь о звуке [с].
2. Анализ артикуляции звука. (Слайд №2).
«Когда мы произносим звук [с], губы «улыбаются», зубы сближены, кончик языка широкий, находится за нижними зубами, направлен вниз, воздушная струя короткая и холодная, без участия голоса.
Вадим, а ты расскажи нам, что ты знаешь о звуке [ш].
«При произнесении звука [ш] губы вытянуты хоботком, зубы сближены, кончик языка широкий, за верхними зубами, направлен вверх, воздушная струя короткая, тёпла, без участия голоса.» Дети смотрят на схему и вместе с логопедом выполняют
этот артик-ый уклад.
3. Характерис-тика звука.
Теперь дадим характеристику звукам :
(слайд №3)
Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.
Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.
Молодцы! Теперь Маруся ты всё знаешь о звуках [с] и [ш].
4. Закрепление звука в изолированном виде и в слогах.
Повторяйте за мной:
с-ш-с
ш-с-ш
А теперь слоги :
са-ша-са
ша-са-ша
5. Развитие фонематического слуха.
А сейчас, Маруся мы проверим, как ребята на слух смогут определить звуки [с] и [ш]. Я буду называть разные звуки, как только вы услышите звук [с] - хлопаем в ладоши, а звук [ш] - топаем ногами.
З, С,Л,Ш,Р,Ж,Ш,К,С,М.
6. Закрепление отличий звуков.
Итак, давайте сделаем вывод, чем же отличаются звуки [с] и [ш]. (слайд № 4)
• Положением губ;
• Направлением кончика языка;
• Струйкой воздуха.
7. Физкультминутка. Слайд №5
8. Закрепление звука в словах.
А сейчас внимание на экран (слайд №6)
Подберите нужное слово.
Положили в миску… «кашку»
Надевал пожарный… «каску»
Сладко спит в берлоге… «мишка»
На столе с салатом… «миска»
Замечательно!
9. Закрепление звука в предложении.
Маруся несла слова, чтобы мы все вместе составили рассказ. Она их уронила, слова рассыпались, и мартышка решила, что теперь ничего не получится. Поможем?
Мартышки, бесшумно, шустрые, смешные.
Давайте составим с ними предложения с помощью вопросов, которые я вам прочитаю.
1. Где живут мартышки? Мартышки живут в Африке.
2. Как они передвигаются по лианам? Они бесшумно передвигаются по лианам.
3. Какие мартышки? Мартышки шустрые и смешные.
10. Закрепление звука в тексте.
Ребята, а что у нас получилось из этих предложений? Они связаны по смыслу между собой? Давайте еще раз повторим, что у нас получилось?
Мартышки живут в Африке. Они бесшумно передвигаются по лианам. Мартышки шустрые и смешные.
Спасибо, ребята за помощь. Я больше не буду путать звуки и буквы С-Ш. Вот послушайте (слайд №7)
Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше. А вы сможете повторить?
Заключительный этап.
Итак, чему мы сегодня вместе с Марусей научились на занятии? (Слайд №8)
Ребята, вы все сегодня молодцы.
А сейчас наше занятие закончилось. Всем спасибо за работу! А Маруся вам всем на память оставляет свой портрет, правда он чёрно-белый, поэтому кто захочет, можете раскрасить его дома.