Приложение МААМ

Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч]-[ щ]»

Тамара Мужикина
Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч]-[ щ]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект коррекционно-логопедического занятия

"Дифференциация звуков [ч] - [ щ]»

с учащимися 1 класса,

имеющими общее недоразвитие речи

Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных [Ч] - [Щ].

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

- закрепление знаний о механизме образования звуков;

- закрепление умений дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях и тексте;

Публикация «Конспект коррекционно-логопедического занятия „Дифференциация звуков [ч]-[ щ]“» размещена в разделах

- формирование навыков работы с обобщениями, со словами – паронимами, навыков слогового анализа и синтеза;

- закрепление навыков правильного написания слогов ча-ща, чу-щу, навыков слогообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях;

- активизация лексического запаса по теме: «Лес».

Коррекционно-развивающие :

- развитие моторики речевого аппарата;

- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч] - [Щ];

- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим изображением;

- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;

- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;

- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;

- развитие зрительно-пространственных функций.

- развитие логическое мышления, зрительной памяти, внимания;

Коррекционно-воспитательные :

- воспитание интереса к логопедическим занятиям;

- формирование навыков аккуратного письма.

Словарная работа: расширение пассивного и активного словаря через введение понятий (чаща, щеглы).

Предварительная работа: постановка и автоматизация звуков Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, дифференциация звуков Ч-Щ в слогах, словах; игры-презентации и упражнения на ПК.

Оборудование: компьютер, авторский медиапродукт - презентация Microsoft Office Power Point «Дифференциация звуков Ч-Щ», смайлики, музыка для артикуляционной гимнастики «Гномы», индивидуальные зеркала, мягкая игрушка Лесовичок, телеграмма, картинка паровоза и змеи, картинки букв Ч-Щ со схемой анализа звуков, плакат с правилами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, карточки с предложениями и пропущенными буквам, тетради, артикуляционные профили, ручки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Смайлики

Ребята, изобразите собой шкалу настроения. Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие? Если плохое настроение – присядьте, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу настроения).

Аутотренинг:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

(дети повторяют вместе с логопедом слова)

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

- Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику под музыку «Гномы». Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения. Для [Ч] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок». Для [Щ] - «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко».

Артикуляционный аппарат подготовили к работе.

- Ребята, сегодня гномы предлагают вам отправиться в лес к Лесовичку и прислали телеграмму.

3. Сообщение темы занятия.

1 задание. Выделите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее. Чтение телеграммы

-скрипка, клещи, баян, гармонь (инструмент);

- бельчонок, зайчонок, щенок, тигрёнок (домашнее животное);

-зонтик, лётчик, домик, бантик (одушевлённый предмет);

-груша, чеснок, яблоко, виноград (овощ);

- кофта, брюки, майка, щёки (часть лица)

Дети определяют где находятся звуки Ч и Щ (в начале, середине, конце)

[Ч] -и [Щ].

-Правильно, молодцы. Кто сможет определить тему нашего урока?

Дети называют тему урока.

-Зачем изучать эти звуки?

-Звуки [Ч] -и [Щ] надо изучать, чтобы правильно писать, слышать.

4. Анализ артикуляции звуков.

2 задание. Сегодня мы отправимся в лес. Какие звуки кричат, если заблудились в лесу? (АУ) Какие они? (Гласные) Почему их так называем?

Поедим мы туда на поезде. А теперь представьте, идёт поезд. Колёса стучат коротко, быстро: ч-ч-ч-ч- Повторите,

Дети повторяют за логопедом звук [Ч], затем произносят сами.

Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.

-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты, вперёд,

- зубы на расстоянии друг от друга,

- кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорком, эта смычка переходит в щель между ними,

- воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет,

- звук согласный, глухой, всегда мягкий.

-Молодцы. Вот приехали мы в лес. Солнышко пригрело и проснулись от зимней спячки его обитатели. Кто это ползёт и протяжно, мягко шипит: щ-щ-щ? Конечно, змея.

Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё, что знаем.

-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд,

- зубы сближены,

- кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель,

- воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет,

- звук согласный, мягкий, всегда глухой.

-Чем похожи эти звуки?

-[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие,

Чем они отличаются?

- разное положение языка, зубов,

- воздушная струя у звука [Ч] – короткая, у [Щ]-длинная, язык напряжен

5. Развитие фонематического слуха.

3 задание. Но в лесу, как и везде, есть хозяин- это Лесовичок. Он не пустит нас в свои владения, пока мы не выполним все его задания, сейчас внимательно меня слушайте и если услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки, если звук [щ]- раскройте щё точкой:

ч, р, х, щ, д, з, т, ч,

ща, щу, ду, ич, ос, чко, сте, ещи, щак,

встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.

Какие растения услышали и запомнили?

-Черника, щавель, одуванчик.

6. Связь звука с буквой?

4 задание. -Ребята,что вы знаете о звуках?

-Звуки мы слышим и произносим.

-Что вы знаете о буквах?

-Буквы мы видим, пишем и читаем.

- Ребята, какой буквой обозначается звук [Ч]?

- Буквой Ч.

- На что похожа эта буква

На четвёрку.

-Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.

Обведите букву каждым пальцем ведущей руки.

- Какой буквой обозначается звук [щ]?

- Буквой Щ.

- На что похожа эта буква?

- На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

- Обведите букву Щ каждым пальцем ведущей руки.

- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Но этот образец необходимо ещё расшифровать. Кто уже догадался как будем писать?

Дети записывают буквы в тетрадь в таком порядке: ч Ч щ Щ.

7. Дифференциация звуков в слогах

5 задание А сейчас мы запишем слоги, состоящие из звуков [Ч] -и [Щ] и гласных звуков [а], [е], [и], [у]. Давайте запишем слоги в тетради, но сначала вспомним правило

Ча-ща- пишем А

Чу-шу- пишем У.

Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-ущ-аще-ичу-щуч.

Дети записывают слоги, затем читают.

Проговаривают правило написания ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.

6 задание. Из волшебной шкатулки.

В этой шкатулке слова. Вам надо поменять одну букву и у вас получиться другое слово.

1. Чадить -. адить

2. Чётки -. ётки

3. Пчёлка -. ёлка

4. Помочь - помо. ь

5. Горячий - горя. ий

8. Динамическая пауза.

Встаньте из-за парт, немного отдохнём

Начинается разминка,

Встали,выпрямили спинки,

Вправо-влево наклонились

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой – башмачки,

Это щёткой чищу платье,

Эти щётки всем нужны.

7 задание. - это горы. А чтобы пройти горы, надо его выполнить. В горах есть пещеры, где живут гномы – они маленькие ростом, и всё у них маленькое и одежда и посуда. Я говорю вам слова, а вы образуете образовать уменьшительно- ласкательные слова и изображаете, приседая.

Платок – платочек, ведро – ведёрочко, поплавок - поплавочек, плавник – плавничок, фартук – фартучек, скамейка – скамеечка, доска – дощечка, морковка – морковочка, лук – лучок.

В горах живут великаны и у них все по размеру огромное большое.

Волк – волчище, хвост – хвостище, нос – носище, рука – ручища, волосы – волосищи, нога – ножища, глаз – глазище и т. д.

9. Закрепление звуков в словах и словосочетаниях.

Следующее 8 задание Лесовичка- необходимо из набора букв составить слово и прочитать его.

Дети составляют слова:

Ощор-роща, «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж, «чейру»- ручей,

-Название каких птиц встретились вам?

-Грач, чиж, щегол.

-Молодцы, лесовичок доволен вашей работой и предлагает войти в лес.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в. нём.

Вошли мы в лес и что же услышали и увидели в весеннем лесу?

А это мы сейчас узнаем. Посмотрите на доску, вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.

Пти. ий. [щ]ебет

Хи. ник в. а. обе

Жур. ание ру. ейка

Тре. ат сороки

Пою. ие чижи.

Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы в слова, читают вслух словосочетания.

-В каком слове встречаются два звука [Ч] -и [Щ]?

Дети отвечают- чащоба _А что такое чащоба?

_Чащоба –дремучий непроходимый лес.

-А какого хищника в чащобе мы можем встретить? Послушайте загадку, серый, клыкастый, зубастый по лесу рыщет, ягнят, телят ищет.

-Дети отгадывают загадку -волк.

- А как назвать больщущего, злющего, волка? -Волчище.

10. Закрепление звуков в предложении.

Но на этом задания Лесовичка не заканчивается, вам необходимо прочесть предложение, написать на доске. Кто уже догадался, как его прочитать? (На доске записано ыжичилыгчещиктёчеччыжыртстучебещещорв.

Нужно прочитать справа налево. В правильном варианте исправить все ошибки, допущенные в предложении.

Дети читают предложения : В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.

Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться точка,

Жи-ши пиши с буквой и.

-Какие слова со звуками [Ч] -и [Щ]?

Вы услышали в этом предложении?

-Роща, щебечут, чечётки, щеглы, чижи.

- Молодцы. -Что вы знаете о щегле

Щеглы – это маленькие красивые птички. Они умеют красиво петь, поэтому их называют певчими птицами. У щегла длинный тонкий клюв и острые коготки. Щеглы селятся в светлых лиственных лесах. Но любят они и сады, и парки рядом с человеческим жильём. Пища щеглов- семена деревьев, особенно берёзовые и осиновые, а также семена чертополоха. Щеглы вьют свои гнёзда высоко на ветвях деревьев, а щеглята вылупливаются из красивых голубых яиц с тёмными пятнышками и штрихами. Осенью собираются щеглы в большие стаи и кочуют в продолжение всей зимы по тёплым местам.

11. Закрепление звуков в тексте. Итог занятия.

Давайте попрощаемся с Лесовичком и выйдем из леса.

- Наше путешествие в лес подходит к концу. Мы нашли сокровище.

-А вам понравилось путешествие?

Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?

- Мы учились различать.

- Скажите, чем отличаются по артикуляции [Ч], [Щ]?

- Чем отличаются характеристики этих звуков?

-Какие были лишние слова в начале урока?

-Молодцы, ребята. Урок закончен.

12. Рефлексия.

Ребята, изобразите собой шкалу настроения Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – присядьте, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу настроения).

- Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия «Поможем почтальону. Дифференциация звуков [р]-[р’], [л]-[л’]» «Поможем почтальону» Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Поможем почтальону» Цель: учить дифференцировать звуки Р,Рь –.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком с ФН «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: научить ребенка дифференцировать звуки Л и Ль в слогах, словах, в предложениях. Задачи: обучающие: • формировать понятие «согласные».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков «[С] — [Ц]» Цели. • Коррекционно-образовательные: Уточнение и закрепление кинестетических образов звуков «с», «ц» Формирование навыков акустико - артикуляционной.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [С] в слогах и словах» в ДОУ .

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Дифференциация звуков [В]-[Ф]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [В]-[Ф]. Программное содержание:.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]. Посуда»Конспект логопедического занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]. Посуда» Цели: Коррекционно – образовательные • расширение, уточнение словаря по теме «Посуда»; • совершенствование грамматического строя речи –.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Дифференциация звуков [л]-[р]» Познавательные задачи: 1. Обогащение представлений детей по теме «Космос». 2. Формирование навыка работы по алгоритму Коррекционно-развивающие.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[с’]» Конспект разработан для занятия с детьми с ОНР 2,3 вида старшей/подготовительной группы. Дифференциация звуков [с]-[с']Цель: закрепление.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] и [Л] в словах и предложениях» Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков Р и Л в словах и предложениях". Цель: автоматизировать и.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Л]» по теме «Дикие животные» Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р*]-[Л]-[Л*] «по теме «Дикие животные» Цель: Учить дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч]-[ щ]»
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 14:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч]-[ щ]»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Мужикина (УИ 202272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД