Тамара Мужикина
Конспект коррекционно-логопедического занятия «Дифференциация звуков [ч]-[ щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно-логопедического занятия
"Дифференциация звуков [ч] - [ щ]»
с учащимися 1 класса,
имеющими общее недоразвитие речи
Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных [Ч] - [Щ].
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
- закрепление умений дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях и тексте;
Публикация «Конспект коррекционно-логопедического занятия „Дифференциация звуков [ч]-[ щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
- формирование навыков работы с обобщениями, со словами – паронимами, навыков слогового анализа и синтеза;
- закрепление навыков правильного написания слогов ча-ща, чу-щу, навыков слогообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях;
- активизация лексического запаса по теме: «Лес».
Коррекционно-развивающие :
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч] - [Щ];
- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
- развитие логическое мышления, зрительной памяти, внимания;
Коррекционно-воспитательные :
- воспитание интереса к логопедическим занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.
Словарная работа: расширение пассивного и активного словаря через введение понятий (чаща, щеглы).
Предварительная работа: постановка и автоматизация звуков Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, дифференциация звуков Ч-Щ в слогах, словах; игры-презентации и упражнения на ПК.
Оборудование: компьютер, авторский медиапродукт - презентация Microsoft Office Power Point «Дифференциация звуков Ч-Щ», смайлики, музыка для артикуляционной гимнастики «Гномы», индивидуальные зеркала, мягкая игрушка Лесовичок, телеграмма, картинка паровоза и змеи, картинки букв Ч-Щ со схемой анализа звуков, плакат с правилами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, карточки с предложениями и пропущенными буквам, тетради, артикуляционные профили, ручки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Смайлики
Ребята, изобразите собой шкалу настроения. Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие? Если плохое настроение – присядьте, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу настроения).
Аутотренинг:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
(дети повторяют вместе с логопедом слова)
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику под музыку «Гномы». Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения. Для [Ч] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок». Для [Щ] - «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко».
Артикуляционный аппарат подготовили к работе.
- Ребята, сегодня гномы предлагают вам отправиться в лес к Лесовичку и прислали телеграмму.
3. Сообщение темы занятия.
1 задание. Выделите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее. Чтение телеграммы
-скрипка, клещи, баян, гармонь (инструмент);
- бельчонок, зайчонок, щенок, тигрёнок (домашнее животное);
-зонтик, лётчик, домик, бантик (одушевлённый предмет);
-груша, чеснок, яблоко, виноград (овощ);
- кофта, брюки, майка, щёки (часть лица)
Дети определяют где находятся звуки Ч и Щ (в начале, середине, конце)
[Ч] -и [Щ].
-Правильно, молодцы. Кто сможет определить тему нашего урока?
Дети называют тему урока.
-Зачем изучать эти звуки?
-Звуки [Ч] -и [Щ] надо изучать, чтобы правильно писать, слышать.
4. Анализ артикуляции звуков.
2 задание. Сегодня мы отправимся в лес. Какие звуки кричат, если заблудились в лесу? (АУ) Какие они? (Гласные) Почему их так называем?
Поедим мы туда на поезде. А теперь представьте, идёт поезд. Колёса стучат коротко, быстро: ч-ч-ч-ч- Повторите,
Дети повторяют за логопедом звук [Ч], затем произносят сами.
Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.
-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты, вперёд,
- зубы на расстоянии друг от друга,
- кончик языка и его спинка образуют смычку с бугорком, эта смычка переходит в щель между ними,
- воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет,
- звук согласный, глухой, всегда мягкий.
-Молодцы. Вот приехали мы в лес. Солнышко пригрело и проснулись от зимней спячки его обитатели. Кто это ползёт и протяжно, мягко шипит: щ-щ-щ? Конечно, змея.
Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё, что знаем.
-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд,
- зубы сближены,
- кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель,
- воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет,
- звук согласный, мягкий, всегда глухой.
-Чем похожи эти звуки?
-[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие,
Чем они отличаются?
- разное положение языка, зубов,
- воздушная струя у звука [Ч] – короткая, у [Щ]-длинная, язык напряжен
5. Развитие фонематического слуха.
3 задание. Но в лесу, как и везде, есть хозяин- это Лесовичок. Он не пустит нас в свои владения, пока мы не выполним все его задания, сейчас внимательно меня слушайте и если услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки, если звук [щ]- раскройте щё точкой:
ч, р, х, щ, д, з, т, ч,
ща, щу, ду, ич, ос, чко, сте, ещи, щак,
встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.
Какие растения услышали и запомнили?
-Черника, щавель, одуванчик.
6. Связь звука с буквой?
4 задание. -Ребята,что вы знаете о звуках?
-Звуки мы слышим и произносим.
-Что вы знаете о буквах?
-Буквы мы видим, пишем и читаем.
- Ребята, какой буквой обозначается звук [Ч]?
- Буквой Ч.
- На что похожа эта буква
На четвёрку.
-Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
Обведите букву каждым пальцем ведущей руки.
- Какой буквой обозначается звук [щ]?
- Буквой Щ.
- На что похожа эта буква?
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
- Обведите букву Щ каждым пальцем ведущей руки.
- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Но этот образец необходимо ещё расшифровать. Кто уже догадался как будем писать?
Дети записывают буквы в тетрадь в таком порядке: ч Ч щ Щ.
7. Дифференциация звуков в слогах
5 задание А сейчас мы запишем слоги, состоящие из звуков [Ч] -и [Щ] и гласных звуков [а], [е], [и], [у]. Давайте запишем слоги в тетради, но сначала вспомним правило
Ча-ща- пишем А
Чу-шу- пишем У.
Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-ущ-аще-ичу-щуч.
Дети записывают слоги, затем читают.
Проговаривают правило написания ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.
6 задание. Из волшебной шкатулки.
В этой шкатулке слова. Вам надо поменять одну букву и у вас получиться другое слово.
1. Чадить -. адить
2. Чётки -. ётки
3. Пчёлка -. ёлка
4. Помочь - помо. ь
5. Горячий - горя. ий
8. Динамическая пауза.
Встаньте из-за парт, немного отдохнём
Начинается разминка,
Встали,выпрямили спинки,
Вправо-влево наклонились
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмачки,
Это щёткой чищу платье,
Эти щётки всем нужны.
7 задание. - это горы. А чтобы пройти горы, надо его выполнить. В горах есть пещеры, где живут гномы – они маленькие ростом, и всё у них маленькое и одежда и посуда. Я говорю вам слова, а вы образуете образовать уменьшительно- ласкательные слова и изображаете, приседая.
Платок – платочек, ведро – ведёрочко, поплавок - поплавочек, плавник – плавничок, фартук – фартучек, скамейка – скамеечка, доска – дощечка, морковка – морковочка, лук – лучок.
В горах живут великаны и у них все по размеру огромное большое.
Волк – волчище, хвост – хвостище, нос – носище, рука – ручища, волосы – волосищи, нога – ножища, глаз – глазище и т. д.
9. Закрепление звуков в словах и словосочетаниях.
Следующее 8 задание Лесовичка- необходимо из набора букв составить слово и прочитать его.
Дети составляют слова:
Ощор-роща, «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж, «чейру»- ручей,
-Название каких птиц встретились вам?
-Грач, чиж, щегол.
-Молодцы, лесовичок доволен вашей работой и предлагает войти в лес.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в. нём.
Вошли мы в лес и что же услышали и увидели в весеннем лесу?
А это мы сейчас узнаем. Посмотрите на доску, вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.
Пти. ий. [щ]ебет
Хи. ник в. а. обе
Жур. ание ру. ейка
Тре. ат сороки
Пою. ие чижи.
Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы в слова, читают вслух словосочетания.
-В каком слове встречаются два звука [Ч] -и [Щ]?
Дети отвечают- чащоба _А что такое чащоба?
_Чащоба –дремучий непроходимый лес.
-А какого хищника в чащобе мы можем встретить? Послушайте загадку, серый, клыкастый, зубастый по лесу рыщет, ягнят, телят ищет.
-Дети отгадывают загадку -волк.
- А как назвать больщущего, злющего, волка? -Волчище.
10. Закрепление звуков в предложении.
Но на этом задания Лесовичка не заканчивается, вам необходимо прочесть предложение, написать на доске. Кто уже догадался, как его прочитать? (На доске записано ыжичилыгчещиктёчеччыжыртстучебещещорв.
Нужно прочитать справа налево. В правильном варианте исправить все ошибки, допущенные в предложении.
Дети читают предложения : В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться точка,
Жи-ши пиши с буквой и.
-Какие слова со звуками [Ч] -и [Щ]?
Вы услышали в этом предложении?
-Роща, щебечут, чечётки, щеглы, чижи.
- Молодцы. -Что вы знаете о щегле
Щеглы – это маленькие красивые птички. Они умеют красиво петь, поэтому их называют певчими птицами. У щегла длинный тонкий клюв и острые коготки. Щеглы селятся в светлых лиственных лесах. Но любят они и сады, и парки рядом с человеческим жильём. Пища щеглов- семена деревьев, особенно берёзовые и осиновые, а также семена чертополоха. Щеглы вьют свои гнёзда высоко на ветвях деревьев, а щеглята вылупливаются из красивых голубых яиц с тёмными пятнышками и штрихами. Осенью собираются щеглы в большие стаи и кочуют в продолжение всей зимы по тёплым местам.
11. Закрепление звуков в тексте. Итог занятия.
Давайте попрощаемся с Лесовичком и выйдем из леса.
- Наше путешествие в лес подходит к концу. Мы нашли сокровище.
-А вам понравилось путешествие?
Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать.
- Скажите, чем отличаются по артикуляции [Ч], [Щ]?
- Чем отличаются характеристики этих звуков?
-Какие были лишние слова в начале урока?
-Молодцы, ребята. Урок закончен.
12. Рефлексия.
Ребята, изобразите собой шкалу настроения Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – присядьте, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу настроения).
- Занятие окончено.