Надежда Ефременкова
«Тайны волшебницы Зимы». Конспект занятия в средней группе с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД с элементами экспериментальной деятельности «Тайны волшебницы Зимы»
Цель: способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста путем использования в экспериментальной деятельности объектов неживой природы.
Задачи:
«Познавательное развитие»
Систематизировать накопленный опыт детей об объектах неживой природы. В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о снеге и о физических свойствах льда, о том, что снег в теплом помещении тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд, сосульки. Закрепить знания детей о зимних явлениях.
Продолжать знакомить с осязаемыми свойствами льда (гладкий, прозрачный, холодный, твердый, от тепла тает). Формировать умение детей заниматься экспериментальной деятельностью. Развивать ассоциативное мышление.
«Художественно-эстетическое развитие»
Поощрять в конструктивной деятельности стремление детей изображать снеговиков, используя разные по длине нити. Совершенствовать пространственную ориентировку при составлении изображения на плоскости листа. Развивать образное представление, мышление. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии знакомого музыкального произведения; аккуратность, самостоятельность при составлении фигуры снеговика.
«Речевое развитие»
Обогащать чувственный опыт детей, умение фиксировать полученные впечатления в речи. Упражнять в подборе существительного к прилагательному, характеризующего свойства природных объектов (ледяной дождь, ветер, ледяная сосулька, дорожка, горка); узнавать и называть явление природы в стихотворении.
«Социально-коммуникативное развитие»
Формировать основы безопасного поведения на дорогах во время гололеда.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».
Коррекционные цели: развивать тактильное восприятие, слуховое внимание.
Словарь: хрупкий лед, талая вода.
Предварительная работа: презентация «Что такое снег?», чтение рассказа И. Калининой «Про снежный колобок», р-н сказки «Снегурочка», Д/и «На что похож снег?», заучивание стихотворения Л. Огурцовой «Зима в Крыму», беседа «Зимние явления», рассматривание репродукций картин А. А. Пластов «Первый снег», И. И. Шишкин «Зима», опытническая деятельность со льдом.
Материал: аудиозапись (отрывок из музыкального произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев», шкатулка с предметами-загадками: лоскут меха, пух (перо, сахар, фольга, пластилин, тарелочки для льда, цветные картинки, игрушка - снеговик, бумажные снежинки, емкости пластиковые с водой, лед, соль, бархатная бумага, разные по длине нити для изготовления снеговиков, салфетки.
Содержание ООД:
Приветствие: «Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Звучит отрывок из балета «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев»
Воспитатель: ребята, послушайте, какая волшебная музыка заиграла в нашей группе. Кто из вас узнал это музыкальное произведение? Да, это «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Когда вы слышите эту прекрасную музыку, что вам представляется?
А мне под эту музыку вспомнились строки из стихотворения И. Сурикова «Зима».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
- Какое природное явление описано в стихотворении? Какие еще зимние явления природы вы знаете?
- А во что можно играть зимой на улице?
И к нам сегодня заглянул один из таких Снеговичков. Он очень интересуется, почему снеговиков лепят только зимой? А из-за того, что на улице нет снега, в волшебной шкатулке он принес предметы-загадки, похожие на снег.
Давайте посмотрим, что же это за предметы-загадки. В шкатулке лежат: пух (перышко, мех, сахар, пластилин, фольга.
- Чем же эти предметы могут быть похожи на снег? (снег, как и мех пушистый; снег может быть рассыпчатым как сахар; снег легкий, как перышки; из снега можно лепить, как и из пластилина; снег блестит как фольга).
- Из чего состоит снег? (из снежинок).
- Посмотрите, какие снежинки залетели к нам в группу. Воспитатель предлагает взять бумажную снежинку в руки
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
Маленькая снежинка села на ладошку Дети показывают снежинку на ладони.
Я ее поймаю, посиди немножко. Накрывают одну ладошку другой
Раз, два, три, четыре, пять Медленно раскрывают ладони.
Отпускаю полетать.
Снежинка лежит на ладошке. Держат снежинку на ладонях
Её я согрею дыханьем немножко. Слегка дуют на снежинку
Снежинка, ты в прятки решила играть?
Тебя на ладошке моей не видать.
Воспитатель: что произойдет, если поймать настоящую снежинку на ладошку? Почему? От тепла ладошки снег тает и превращается в воду.
А если воду поставить в холодильник, она превратится обратно в снег? А во что она превратится?
Воспитатель достаёт ёмкость, в которой лежат кубики льда.
- Давайте рассмотрим лёд.
Дети проходят к своим рабочим местам (столам, на которых лежат кусочки льда, рисунки, емкости с водой.
- Проведите пальчиком по льду. Какой он? (холодный). А гладкий или шершавый?
Перед каждым из вас на столе лежит картинка. Положите на нее льдинку. Вы видите картинку? Значит, что можно сказать про лед? Какой он? (прозрачный).
- Ребята, как вы думаете, что будет, если лед уронить? (Дети предполагают). Давайте проверим (воспитатель бросает кусочек льда – он раскалывается).
- Что можно сказать о льде, какой он? (хрупкий).
- А как вы думаете, лед легкий или тяжелый? Давайте проверим. Опустите кусочки льда в ёмкость с водой. Что вы видите? Значит, лед какой? (легкий).
- Положите льдинку в тарелочку и наклоните ее, что происходит со льдом? (скользит). Значит он какой? (скользкий).
- Во время гололеда бывает очень скользко, и чтобы люди не падали дорожки посыпают солью. Как вы думаете зачем? Давайте же посмотрим, что произойдет со льдом, если его посыпать солью (дети посыпают солью свой кусочек льда).
- А пока идет опыт, скажите, пожалуйста, что может быть ледяным? (дождь, ветер, вода, горка, сосулька)
Физкультминутка: «Сосулька, льдинка, снежинка».
Во время музыки дети двигаются врассыпную.
Прозрачные стекляшки,
Узорные висюльки,
На проводах и крышах
Веселые сосульки. Дети имитируют звон сосулек, проговаривая «динь-динь»;
Льдинка – светлая причуда,
Свет роняет ниоткуда. Дети прижимают руки и стоят неподвижно;
Весёлые снежинки -
морозные пушинки.
Танцуют и смеются,
в ладошки не даются. Дети кружатся, имитируя танец снежинок.
После физкультминутки дети подходят к столам (возвращаются к предыдущему опыту, видя, что лед подтаял, делают вывод: от соли лед трескается и тает.
- Теперь вам понятно, почему дорожки посыпают солью?
- Давайте покажем Снеговику волшебное превращение льда в воду, которое может произойти от теплого воздуха.
Беру банку с горячей водой, накрываю ее крышкой с дырочками, и кладу лед сверху крышки.
- Посмотрите, закапал дождик, как вы думаете, почему? (от теплого воздуха лед начал таять и превращаться в воду).
- Правильно, лед тает от теплого воздуха, и в отверстия в крышке стекает талая вода.
- Теперь тебе понятно, Снеговичок, почему тебя лепят только зимой? Потому что мороз бывает только зимой, а от теплого воздуха ты растаешь. Но ты не расстраивайся, мы сделаем для тебя много друзей, которые не растают ни в какую погоду.
Воспитатель предлагает детям из ниток сделать друзей - Снеговиков.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Мы лепили снежный ком, Сжимают ладошки.
Шляпу сделали на нем Руки «крыша» над головой
Нос приделали и вмиг, Крутят кулачком у носа
Получился снеговик! Описывают в воздухе круги
Дети берут нитки разные по длине и выкладывают снеговиков на бархатной бумаге. Воспитатель читает стихотворение «Лепим мы снеговика»:
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком, (Берут самую длинную нитку и выкладывают из нее большой ком)
Вот такой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше, (Берут нитку короче предыдущей)
Третий-это голова. (Берут самую короткую нитку)
Шляпа будет из ведра.
Нос – морковка, а глаза – (Прикладывают вырезанный нос)
Два весёлых уголька. (Прикладывают бусинки)
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Снеговик «рассматривает» «друзей», благодарит детей.
Д/игра «Хорошо - плохо» (система ТРИЗ)
Воспитатель: мы сегодня так много говорили о зиме, снеге, льде. А скажите, снег это хорошо или плохо?
Зимой снег укрывает землю и под ним зимуют растения, насекомые и, даже некоторые животные. Снег помогает им перезимовать в сильные морозы - это хорошо.
- Под снегом животным и птицам трудно добывать корм. Затрудняет движение пешеходов, транспорта в городе. Когда снег тает, становится грязно - это плохо.
- Лёд толстым слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода. Можно кататься на коньках - это хорошо.
- Когда на улицах скользко, можно упасть. На дорогах может произойти авария. На крышах растут сосульки, которые могут упасть и нанести вред здоровью - это плохо.
Снеговик: ребята, мне было с вами так интересно, я узнал, почему меня лепят только зимой, но мне пора с вами прощаться, боюсь растаять. До свидания.