МААМ-картинки

Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства воды и воздуха» (6 фото)

Оксана Эльдаева
Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства воды и воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Эльдаева Оксана Нуриахматовна

Конспект

комплексного занятия

с элементами экспериментирования

в подготовительной группе

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о воде и воздухе.

Задачи:

- познакомить со свойствами воды;

- дать детям представление о важности воды в жизни человека;

- дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;

Публикация «Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе „Свойства воды и воздуха“» размещена в разделах

- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

- развивать навыки проведения опытов, учить сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

- расширять и активизировать словарь детей;

- прививать бережное отношение к окружающему миру.

Материалы к занятию : глобус, узкая банка и широкая банка, 2 стакана и рисунок, стаканчики и трубочки по числу детей, карточки для дидактической игры «Кому нужен воздух», сдутый шарик для опыта, пластиковая бутылочка и ёмкость с водой, два воздушных шара, привязанных к палке и иголка, надутый шарик для игры, не надутые шары по числу детей, большой воздушный шар с имитацией корзины, коробка с сюрпризом (гелиевыми шарами).

Оборудование для занятия : мультимедийный проектор, презентация, аппарат для пускания мыльных пузырей, видеозапись для физминутки.

Предварительная работа: заучивание стихотворений и загадок, разучивание песни, чтение рассказа «Воздух» Ю. Ефремова.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, сколько много гостей у нас сегодня в детском саду. Давайте с ними поздороваемся (Дети здороваются).

Садитесь на свои места.

Слайд№1.

Ребята, сегодня на занятии нас ждут новые интересные открытия. Я предлагаю вам выступить в роли учёных и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Загадка о воде.

Меня льют, меня пьют.

Всем нужна я. Кто я такая?

Беседа о воде.

Слайд№2.

Правильно, ребята, это вода.

А что мы с вами знаем о воде?

Нужна ли нам вода вообще, и для чего?

А какая нам от воды польза?

Слайд №3.

(Ответы детей).

Да, ребята, правильно, без воды не сделать очень много простых вещей. Вода в нашей жизни незаменима.

Раздаётся стук в дверь.

Ой, ребята, а к нам, кажется, ещё гости. Кто бы это мог быть?

Входит Буратино с глобусом (звучит мелодия из к/ф).

Здравствуйте, ребята, давайте знакомиться, меня зовут Буратино. Как вы знаете, папа Карло купил мне «Азбуку» и отправил учиться в школу. Но по дороге в школу я обменял свою «Азбуку» на вот этот красивый мяч. Одному в мяч играть скучно и поэтому я пришёл позвать вас поиграть со мной.

Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства воды и воздуха»

Воспитатель. Что ты, Буратино, да разве это мяч? Ребята, скажите, это мяч?

Нет, Буратино, конечно же это вовсе не мяч.

Буратино. Тогда что же это за штука и для чего она нужна?

Воспитатель. А мы сейчас тебе всё расскажем.

Чтение стихотворения о глобусе детьми.

На подставке мячик-диво,

Разноцветный и красивый.

Красок всех не перечесть,

Что на мячике том есть.

Есть там горы и моря,

Мяч волшебный, говорят,

Океаны и леса,

Вот какие чудеса!

И других чудес немало

На мяче я повидала.

Например, коль захотеть,

Мячик можно повертеть!

На мяче волшебном том

Есть у нас у всех свой дом,

Есть у каждого маршрут.

Мячик ГЛОБУСОМ зовут.

Чтоб представить вы могли,

ГЛОБУС – копия ЗЕМЛИ!

Фото «Свойства воды и воздуха»

Воспитатель. Ребята, давайте расскажем нашему гостю всё, что мы знаем о глобусе.

Слайд№4.

Ребёнок. Глобус – это модель Земного шара. Именно так из космоса выглядит наша планета.

Буратино. А почему глобус разноцветный? Что означают цвета, изображённые на глобусе?

Слайд№5.

Ответы детей. Голубой – вода, зелёный – леса и поля, коричневый – горы, жёлтый – пустыни, белый – льды.

Буратино. Вот это да! Как интересно!

Воспитатель. Буратино, скажи, а какого цвета на глобусе больше? Как ты думаешь, что это значит?

Буратино. Не знаю… Может, ребята знают?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, ребята, голубой цвет на глобусе – это вода. А вы знаете, ребята, что ещё в древности люди назвали свою планету Землёй. А когда научились строить корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем воды.

Ребята, Буратино, посмотрите на глобус, скажите, а где воды больше – в морях и океанах или реках и озёрах?

Ответы детей.

Значит, какой воды больше – морской (солёной) или пресной?

Какую воду можно пить?

Можно ли пить воду из моря? Океана?

Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, ребята, воды на поверхности Земли много, но не всю воду можно использовать.

Какая вода пригодна для жизнедеятельности?

Где в природе находится пресная вода?

Ответы детей.

Буратино. Ребята, а откуда вода берётся в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она всё течёт, не кончается…

Ребёнок. В кране вода – из реки. Она прошла большой путь, прежде чем оказаться в кране – по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде надо бережно относиться, не оставляя краны открытыми.

Буратино. Ой, а я иногда забываю закрыть кран и вода течёт и течёт…

Воспитатель. Это очень плохо, Буратино, воду нужно беречь. Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных.

А что такое лаборатория?

Ребята, давайте с вами пригласим Буратино в нашу лабораторию и проведём свои опыты с водой, которые помогут нам узнать о свойствах воды.

Итак, отправляемся в лабораторию.

Вправо, влево повернись,

В лаборатории окажись!

Вот мы с вами в лаборатории. (Дети подходят к заранее приготовленным столам с необходимым для опытов оборудованием).

Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе - фото

ОПЫТ №1.

Возьмём узкую банку и наполним её водой. Теперь перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

Ответы детей.

ВЫВОД: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

ОПЫТ №2.

Какого цвета вода?

Возьмём 2 стакана. В один стакан наливаем воду, а в другой молоко. Возьмём картинку и поставим на неё стакан с водой. Вам видно картинку?

А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Ответы детей.

ВЫВОД: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит, вода – прозрачная жидкость, она не имеет цвета, т. е. она бесцветная.

ОПЫТ №3.

Ребята, возьмите стаканчики с водой. Понюхайте воду. Чем она пахнет? А теперь попробуйте воду на вкус. Что вы можете сказать о вкусе воды? Какая она: сладкая или солёная, горькая или кислая? А может у неё нет вкуса?

Ответы детей.

ВЫВОД: у воды нет ни вкуса, ни запаха.

Буратино. Ребята, скажите, а как вода попадает в реку? Вы знаете?

Слайд№6.

Ребёнок. Вода в природе встречается в океанах, морях, реках, озерах, в виде дождя. Солнце своими лучами нагревает воду на поверхности Земли. Она начинает испаряться. То есть, вода превращается в пар. Пар – это маленькие, крохотные капельки воды, которые поднимаются вверх. На небе они собираются в облака. И вот облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, облака собираются все ближе и ближе друг к другу. На небе появляются огромные тучи. Тучи накапливают столько воды, что капли становятся такими тяжелыми и большими, что выпадают на землю в виде дождя. На поверхности Земли вода собирается в лужи и мелкие ручьи, которые стекают в более крупные водоёмы или впитываются в почву. Это явление называется круговоротом воды в природе.

Воспитатель. Молодцы! Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует.

Буратино. Ой, ребята, мне так у вас понравилось. Вы так много мне рассказали, многому научили. Спасибо вам большое. Пойду-ка я записываться в первый класс. До свидания, ребята.

Дети. До свиданья,Буратино.

Воспитатель. Итак, ребята, мы с вами узнали, что воды на Земле больше, чем суши. Но не вся вода пригодна для жизни, а только пресная. А её как раз не так уж и много на нашей планете, поэтому её нужно расходовать бережно и аккуратно.

А сейчас давайте немножко отдохнём.

Слайд №7.

Физминутка «Песенка – зарядка».

Зайцы встали по порядку,

Зайцы делают зарядку.

Саша тоже не ленись

На зарядку становись.

Прыг – скок, руки вверх,

Прыг – скок, руки вниз,

А теперь давай, дружок,

Под – тя – нись.

Рядом ёжик травку топчет,

Заниматься с нами хочет.

Будем с ёжиком шагать,

Ножки выше поднимать.

Топ – топ, шаг вперёд,

Топ – топ, шаг назад.

А теперь в ладошки хлоп,

Ножки встали и стоят.

А лягушки на кувшинке

Дружно выпрямили спинки.

Ставят лапки на бока

И качаются слегка.

Кач – кач, вправо – влево,

Кач – кач, влево – вправо,

Вот такая лягушачья

И зарадка, и забава.

Ладно, хватит заниматься,

Побежали умываться.

Котик лапкою махнёт

Сашу мыться позовёт.

Беседа о воздухе.

Ребята, есть ещё один огромный океан, который окружает нашу планету. Этот океан без берегов и воды и по нему проплывают «серебристые рыбы» - самолёты. Догадались, о чём речь?

Ответы детей.

Слайд №8.

Правильно, это воздушный океан. И мы каждый день, каждую минутку «купаемся» в нём. И если бы не было этого воздушного океана, не было бы и жизни на Земле.

Слайд№9.

Воздух нужен всем : и человеку, и животным, и растениям.

Дидактическая игра «Кому нужен воздух».

Дид. задача: закреплять знания о воздухе, о живой и неживой природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры: на столе разложены предметные картинки. Воспитатель предлагает разделить картинки на две группы : кому нужен воздух и кому – нет.

Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Ребята, кому нужен воздух?

Ответы детей.

Человеку, животным, птицам, рыбам, растениям.

Живые тела – дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

Все живые тела вместе – это живая природа.

А кому воздух не нужен?

Ответы детей.

Карандаши, книги, дом, автомобиль – это тела, которые сделаны человеком. Им не нужен воздух.

Песок, камни, глина, воздух, вода – неживые тела. Неживые тела не дышат, не питаются, не размножаются. Их называют неживой природой

Воспитатель. А теперь я предлагаю убедиться в том, что мы действительно дышим воздухом.

Для начала, давайте проверим, можем ли мы обходиться без воздуха : крепко сожмите губы и зажмите рукой нос.

Что вы чувствуете?

Значит, зачем нам нужен воздух?

Ответы детей.

Беседа о дыхании.

Ребята, кто знает, как воздух проникает в наш организм?

Положите руки на грудную клетку. При вдыхании воздуха она поднимается (расширяется, а при выдыхании – опускается (сжимается).

ВЫВОД: при вдохе лёгкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Давайте проверим это с помощью воздушного шарика.

ОПЫТ С ШАРИКОМ.

Возьмите воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими? (при вдохе).

Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими? (при выдохе).

Воспитатель. Проделав этот опыт, мы узнали, как воздух поступает в наше тело.

Входит Клоунесса.

Клоунесса. Здравствуйте, ребята. Я – Клоунесса. Я узнала, что вы здесь проводите опыты и исследования. Я тоже хочу поучаствовать в ваших экспериментах!

Воспитатель. Ребята, давайте покажем нашей гостье опыты с воздухом. Давайте отправимся в нашу лабораторию.

Влево, вправо повернись,

В лаборатории окажись.

Итак, начнём…

ОПЫТ№1.

Ребята, возьмите стаканчики с водой и соломинки. Опустите соломинки в воду и тихонько в неё подуйте. Что вы наблюдаете (пузырьки воздуха).

Правильно, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

ОПЫТ»2.

Ребята, как вы думаете, в этой бутылочке есть что-нибудь? Давайте проверим. Опустим бутылочку целиком в воду. Что вы видите? (из горлышка побежали пузырьки). Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке?

Ответы детей.

ОПЫТ №3.

Посмотрите, я взяла два воздушных шарика, надула их и привязала к концам палки. Что мы наблюдаем? (палка сохраняет равновесие).

Как вы думаете, что произойдёт, если я проткну иголкой один из шариков? (из шарика выйдет воздух, а конец палки к которой он привязан, поднимется вверх).

Почему? (шарик без воздуха стал легче).

Что произойдёт, если я проткну второй шарик? Давайте проверим.

У нас опять восстановилось равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

ВЫВОД: значит, воздух имеет вес.

Клоунесса. Как интересно! Оказывается воздух есть везде и он имеет вес и его можно увидеть! Вот здорово!

Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы проделали ряд опытов и узнали много нового о воде и воздухе.

Давайте повторим, что мы узнали о воде.

Ответы детей.

Что теперь мы знаем о воздухе?

Скажите, ребята, как вы думаете, что важнее для человека: вода или воздух?

Ответы детей.

ВЫВОД: для жизни человеку нужна и вода, и воздух.

А сейчас воздух поможет нам поиграть.

Игра «Ты катись, весёлый шарик».

Дети становятся в круг и произносят такие слова:

Ты катись, веселый шарик,

Быстро-быстро по рукам.

У кого наш красный шарик,

Назовет тот имя нам.

В это время воздушный шар передается под музыку от одного участника к другому. Музыка останавливается, и на ком остановился шарик, тот называет свое имя и загадывает загадку или читает стихотворение.

1. Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает…

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей…

2. На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

3. Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

4. Чтоб лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

5. Вода – это радость Земли,

Вода – это счастье Земли,

Вода – это чудо Земли,

Воду ты всегда береги!

6. Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею - океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

7. Невидимка этот

В дом не просится,

А прежде людей

Бежит, торопится. (Воздух)

8. Он людям необходим,

Но людям невидим. (Воздух)

9. Что без ветра шумит? (Вода)

10. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быт могу! (Вода)

11. Очень добродушная,

Мягкая, послушная,

Но когда захочет,

Даже камни точит. (Вода)

12. Много её – беда!

Мало её – беда!

Людям нужна всегда

Больше даже, чем еда. (Вода)

13. Бежал по тропке луговой –

Цветы кивали головой.

Бежал над речкой голубой –

Вся речка сделалась рябой. (Ветер)

14. Воздух – это-то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

15. Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

16. Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

17. Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

18. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

19. Маленькой рождаюсь я,

Получаюсь из ручья,

А до моря добегу -

Стать широкою смогу. (Река)

Клоунесса. Ребята, мне так у вас понравилось! Я приготовила для вас сюрприз. Ой, вот беда, кажется, я забыла его дома. Что же делать?

Воспитатель. Не расстраивайся, мы можем тебе помочь. Дорогая Клоунесса, ты когда-нибудь летала на воздушном шаре? А вы, ребята? Вот я хочу предложить вам полететь за сюрпризом на воздушном шаре.

Фото №1 Все материалы по теме воды Вода

Слайд №10.

Слайд №11.

Во время «полёта» исполняется песня «Облака – белогривые лошадки».

Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката,

Облака из неведомой страны,

К нам спешат и опять бегут куда-то.

Облака белогривые лошадки,

Облака что вы мчитесь без оглядки,

Не смотрите вы пожалуйста свысока,

А по небу прокатите нас облака.

Мы помчимся в заоблачную даль,

Мимо гаснущих звезд на небосклоне,

К нам неслышно опустится звезда,

И ромашка останется в ладони.

Облака белогривые лошадки,

Облака что вы мчитесь без оглядки,

Не смотрите вы пожалуйста свысока,

А по небу прокатите нас облака.

Не смотрите вы пожалуйста свысока,

А по небу прокатите нас облака.

Клоунесса приносит коробку-сюрприз.

Клоунесса. Ребята, давайте с вами дружно скажем волшебные слова:

Абра – швабра – кадабра…

Открывается коробка и вылетают шары. Шары раздаются детям. Всё это сопровождается пусканием мыльных пузырей. Детям раздаются сладкие подарки.

Фото №2 Опыты и эксперименты с водой Воздух

Слайд №11.

Звучит песня «Шарики воздушные», слова и музыка Анны Петряшевой.

1. Шарики воздушные в небо улетят.

Шарики воздушные не вернуть назад.

Красный, желтый, голубой - радуги цвета.

Посмотри - над Землей какая красота!

Посмотри - над Землей какая красота!

Припев: Шарики воздушные,

Ветерку послушные,

Улетают шарики

В сказочную даль.

Шарики воздушные

Словно птицы, кружатся!

Расставаться, шарики,

С вами очень жаль!

Расставаться с вами очень жаль!

2. Шарики воздушные выпустим из рук,

Шарики воздушные разлетятся вдруг.

Люди улыбаются, глядя в небеса.

Дарят всем шарики детства чудеса!

Дарят всем шарики детства чудеса!

Припев:

Летят шары по небу, словно облака,

Под тихий шепот ветерка.

Припев:

Дети прощаются с гостями и уходят из групповой комнаты.

Фото №3 Свойства воздуха Исследовательская и экспериментальная деятельность Конспекты занятий
Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» 2. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель. Развивать познавательную активность детей,.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Песок и его свойства» Программное содержание: - познакомить детей с составом и свойствами природного песка; - развивать способности овладевать средствами познавательной.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства воды» Цели: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Свойства воздуха» Конспект интегрированной деятельности по исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха»Цель: развивать познавательную.

Конспект открытого познавательного занятия по формированию представлений о свойствах воды с элементами экспериментированияКонспект открытого познавательного занятия по формированию представлений о свойствах воды с элементами экспериментирования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской.

«Свойства воздуха». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Знакомство со свойствами воздуха. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Программные задачи: продолжать знакомить.

Конспект занятия по ознакомлению со свойствами ткани с элементами экспериментирования в подготовительной группе Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани. Задачи: формирование представлений.

Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Агрегатные состояния воды» Цель: закреплять знания детей о различных агрегатных состояниях воды: твёрдом, жидком и газообразном. Задачи: Познакомить детей с явлениями.

Конспект занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Воздух» Задачи: Учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения. Формировать у детей познавательный интерес: обобщить, уточнить.

Конспект занятия «Свойства воды и воздуха» ГБОУ Школа №1034 ДО-4 «Лад» Тема: «Свойства воды и воздуха» Конспект по познавательному развитию в старшей группе Подготовила и провела.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства воды и воздуха»
Опубликовано: 27 марта 2016 в 22:55
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства воды и воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Эльдаева (УИ 12013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД