Ломоносова Ксения
Конспект открытого познавательного занятия по формированию представлений о свойствах воды с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого познавательного занятия по формированию представлений о свойствах воды с элементами экспериментирования
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2»
муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской области
Конспект
познавательного занятия
с элементами экспериментирования
для детей средней группы
«Сказка к нам пришла»
Подготовила: воспитатель
Ломоносова К. И.
р. п. Милославское
2015 год
Задачи:
Публикация «Конспект открытого познавательного занятия по формированию представлений о свойствах воды с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• Закрепить знания детей о роли воды в природе, о ее свойствах.
• Формировать знания детей о свойствах воды через опытническую деятельность.
• Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Активизировать словарь: снег, лед, речка, сосулька и т. д.
Оборудование: слайды с рисунками (свойства воды, ответы на загадки); аудиозапись песни «Улыбка», игрушка «Старичок - Лесовичок», прозрачные сосуды, листы бумаги для рисования, кисти, гуашь, камешек и деревянная палочка на каждого ребенка для проведения опыта, макет солнца.
Предварительная работа :
• Чтение рассказов и сказок познавательного характера.
• Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
• Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Ход занятия
Дети входят в зал (звучит оркестровая обработка песни «Улыбка» в исполнении ансамбля «Мелодия», здороваются с гостями.
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Сегодня, ребята, у нас гости, поздоровайтесь.
Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей. Ребята, давайте подарим улыбки друг другу, а потом нашим гостям. Примите от нас «улыбки - солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам поиграть.
«В лесу»
Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем - это к нам птицы летят,
Где они сядут, тоже покажем, руки - согнули назад.
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
После того, как дети произнесут слова, появляется сказочный герой Старичок – лесовичок (игрушка).
Воспитатель: Ой, кто это к нам из сказочного леса пришёл? (дети отвечают)
Старичок – лесовичок:
- Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал наш лес. Пропала вода, потому что все жители забыли, что это такое. Лесные жители будут спасены, если расскажут волшебнику, что такое вода и где ее можно взять.
- Поможем, ребята?
- Как можно помочь Старичку – лесовичку?
- Присаживайтесь, расскажем старичку – лесовичку о воде.
- Посмотрите внимательно на рисунки и расскажите о свойствах воды (дети отвечают поочередно, глядя на слайды)
• Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Она течёт.
• Вода – бесцветная, но может изменять свой цвет. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
• Вода – безвкусная, не имеет запаха. Может приобрести вкус и запах того вещества, которое в нее добавили.
• Вода не имеет формы.
Воспитатель. Правильно. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается.
Вы слышали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
Ребята, а кто еще не может жить без воды?
Дети (воспитатель добивается от детей развернутых ответов).
• Рыбам и другим морским обитателям, а также некоторым животным нужна вода, они в ней живут.
• Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают.
• Животным и птицам нужна вода, чтобы пить и добывать пищу.
Воспитатель. А нам, в детском саду, нужна вода? (ответы детей) А для чего? (умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы).
Да, ребята, без воды все живое на свете погибнет! Вода - это жизнь!
А теперь давайте покажем Старичку – лесовичку, в какое состояние может превратиться вода.
(Педагог читает загадку, а дети должны отгадать ее и показать имитационно с движением, отгадка появляется на слайде.)
Дети должны показать отгадку на загадку воспитателя.
1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (покружиться как легкие пушистые снежинки).
(Снег.)
2. Из тучки, как из решета,
Капля за каплей- капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Скажите, что это за водичка? (приседают, имитируют капли).
(Дождь.)
3. Свисает с крыши длинный гвоздь-
Холодный, крепкий, словно кость.
Но если солнце припечет,
Он весь слезами истечет. (дети стоят как солдатики)
(Сосулька.)
4. Я рождаюсь из снегов,
Ручейков и родников.
То быстра я и игрива,
То теку неторопливо. (дети руками имитируют волны)
(Речка.)
Воспитатель. Молодцы. Вспомните, ребята, о чём просил Старичок- лесовичок? Где можно набрать воду? (в речке, в кране, ручейке, озеро,). А где еще бывает вода? (в океане, море, луже)
Физминутка «Речка»
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брас.
Одной, другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (на стульчики)
Воспитатель. Дорогой Старичок – лесовичок, наши ребята рассказали тебе, какими свойствами обладает вода. Но это еще не все, мы хотим пригласить тебя в нашу лабораторию, и показать какие предметы вода может удерживать на плаву, а какие нет.
Дети подходят к столам.
Воспитатель. В нашей лаборатории мы все вместе узнаем, какие предметы вода может удерживать на плаву, а какие нет. Посмотрите, какие предметы нам помогут это узнать. Они лежат у вас на столах.
- Итак, начнём проводить наш опыт. Попрошу вас взять в одну руку деревянную палочку, а в другую камушек. Определите, что тяжелее.
- Как вы думаете, какой из этих предметов может остаться на плаву, а какой пойдет на дно (ответы детей).
- Давайте проверим наши предположения. Сначала опустите в воду камень. Что с ним произошло? (полные ответы детей). А теперь опустите деревянную палочку. Она утонула или нет?
- Вода держит на плаву какие предметы?
- А что случилось с камнем? Почему? (он тяжелый).
Воспитатель. Молодцы, ребята. А сейчас мы покажем Старичку – лесовичку, как можно использовать воду в рисовании.
Рисование по мокрому слою «Речка».
Воспитатель. Ну что, продолжим? Старичок – лесовичок, помогли тебе ребята?
Старичок – лесовичок. Да я многое узнал, спасибо вам ребята. Теперь все лесные жители будут веселыми и они дарят вам свои улыбки в благодарность за вашу помощь (дарит детям рисунки – улыбки). До свиданья. (уходит)
Воспитатель. Понравилось вам помогать Старичку – лесовичку? О каком веществе мы ему рассказывали? (о воде)
- Давайте еще раз вспомним все о воде.
Игра лучами макета солнца – рефлексия (дети по очереди вытягивают лучики, и отвечают на вопросы).
- Вода какая?
- бесцветная, безвкусная, без запаха, прозрачная;
- Для чего нужна вода?
- нужна, чтобы пить, готовить еду, мыть, стирать, поливать растения, некоторые животные в ней живут.
- Во что может превращаться вода?
- лед, снег.
- Какие предметы вода может держать на поверхности?
- деревянные, легкие.
- Спасибо, ребята, вы хорошо потрудились. Давайте попрощаемся с нашими гостями.