Елена Кузнецова
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
2. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веера, лист бумаги, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, воздушный шарик, таз с водой, кораблик из бумаги, мыльные пузыри, листы бумаги, кисти, подставки, гуашь.
Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему «Как человек использует воздух», чтение сказок.
Ход:
В: (утреннее приветствие)
(Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу)
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, планета Земля!
(Описать большой круг над головой)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
В: Ребята, чтобы узнать о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии я предлагаю вам отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем! (воздух)
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Эксперимент 1. «Поиск воздуха»
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий ( например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т. д.).
Эксперимент 2. «Живая змейка»
Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить, ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т. к. ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
Эксперимент 3. «Реактивный шарик»
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т. к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Физкультминутка «Мы здоровы!»
Мы ногами – топ, топ
Мы руками – хлоп, хлоп
Мы глазами миг, миг
Мы плечами – чик – чик
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли
Сели, встали. Сели, встали.
Руки к телу все прижали.
И подскоки делать стали.
Эксперимент 4. «Подводная лодка»
Предложить детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выводят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из под стакана и всплывает.
Эксперимент 5. «Сухой из воды»
Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан, взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).
А теперь вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали о воздухе. Работа по схемам:
1. Воздух невидим.
2. Воздух легче воды.
3. Движение воздуха – это ветер.
4. Воздух не имеет формы.
В: Молодцы! А в заключении мы с вами еще раз поиграем! (раздает мыльные пузыри)
(Звучит музыка. Воспитатель читает стихи, дети надувают мыльные пузыри.)
Воды обыкновенной в стаканчик набери
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Соломинку простую сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я потом слегка подую
В соломинку и вот, сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь в ширь, выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь. Горит, как хвост павлина,
Каких цветов в нем нет – лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый цвет. Взлетает шар надутый, прозрачнее стекла.
Внутри его как - будто сверкают зеркала. С. Я. Маршак.