Юлия Бутяйкина
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Агрегатные состояния воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять знания детей о различных агрегатных состояниях воды: твёрдом, жидком и газообразном.
Задачи: Познакомить детей с явлениями перехода воды в пар и наоборот (при нагревании лёд превращается в воду, вода во время кипения в пар, а пар охлаждается и превращается в воду). Познакомить детей со свойством воды: отсутствие собственной формы. Развивать социальные навыки: умение договариваться, работать в группе, учитывать мнение партнёра. Развивать навыки проведения опытов. Активизация и обогащение словаря детей.
Публикация «Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе „Агрегатные состояния воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Материал: наборы картинок, объединённых общим сюжетом «Вода в природе», электрический чайник, ёмкость с водой, стекло, клеёнка, ёмкости различной формы (по количеству детей, стаканчики с водой (по количеству детей).
Словарная работа: состояние воды, лёд, пар, форма.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за дождём, таянием льда, рассматривание снежинок, снега, рассматривание иллюстраций с сюжетом «Вода в природе», чтение художественной литературы.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, наше сегодняшнее занятие о воде, а точнее о том, что у воды есть удивительное свойство: она может быть и жидкой, и твёрдой, и в виде пара, и ещё может превращаться из одного состояния в другое.
Игра «Найди своё место»
(Детям раздаются картинки и предлагается следующая инструкция.)
Воспитатель: Ребята, на ваших столах лежат картинки. Внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе были собраны картинки, в которых есть что – то общее.
Для данного занятия берутся картинки, которые имеют отношение к теме занятия:
• Лужица- море – река – озеро – пруд – любой природный водоём;
• Снег (зимний пейзаж) – река со льдом (может быть ледоход на реке) – снеговик – сосульки;
• Облако или тучка – пар, поднимающийся над чашкой с горячим чаем – туман над рекой или лугом.
Саша, расскажи, что у тебя нарисовано на картинке? (Ответ) Скажи, с кем из детей ты в группе? (Ответ) Какие ёщё картинке у вашей подгруппы? (Ответ) По какому признаку вы объединились в группу? (Ответ)
Катя, а что у тебя нарисовано на картинке? (Ответ) Скажи, с кем из детей ты в группе? (Ответ) Какие ёщё картинке у вашей подгруппы? (Ответ) По какому признаку вы объединились в группу? (Ответ)
Аделина, расскажи, что у тебя нарисовано на картинке? (Ответ) Скажи, с кем из детей ты в группе? (Ответ) Какие ёщё картинке у вашей подгруппы? (Ответ) По какому признаку вы объединились в группу? (Ответ)
Опыт №1 - «Превращение воды в пар»
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам покажу один опыт, а вы поможете мне сделать выводы, но сначала вы должны сесть на стульчики так, чтобы всем было видно. Покидать своё место во время опыта нельзя.
Ребята, я беру чайник и наливаю в него воду. Наш чайник электрический, мы включаем его розетку и кипятим воду. Посмотрите, вода закипела и мы видим, что из носика чайника вырывается видной струёй пар.
Воспитатель: Вы видите, как из чайника выходит пар? (Ответы детей) Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду. (Ответы детей) Правильно, вода при нагревании превращается в пар. Во что превращается вода при нагревании? (Ответы детей)
Опыт №2 - «Превращение пара в воду»
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам покажу ещё один опыт, а вы поможете мне сделать выводы. Покидать своё место во время опыта нельзя.
Ребята, сейчас я беру холодное стекло. Юля, потрогай аккуратно стекло. Какое оно? (Ответ) Сейчас я подношу аккуратно стекло к струе пара, подержу немного над паром. Сейчас я уберу чайник и тогда приглашу вас подойти поближе. (Чайник убираем в недоступное место)
Ребята, вы можете подойти ко мне поближе. Встаньте так, чтобы всем было видно. Что вы видите на стекле? (Ответы детей) Саша, то образовалось на стекле? (Ответ) Артур, что ты видишь на стекле? (Ответ) Правильно, на стекле образовались капельки воды.
Ребята, какой мы можем сделать вывод из нашего опыта? (Ответы детей) Правильно, из нашего опыта мы можем сделать вывод, что когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Лера, во что превратился пар на холодном стекле? (Ответ) Вика, во что превратился пар на холодном стекле? (Ответ)
Физминутка (по желанию детей)
Опыт №3 – «Вода не имеет собственной формы»
Воспитатель: Ребята, для проведения следующего опыта, садитесь за столы. У вас на столах стоят стаканчики с водой и различные формочки. Давайте перельём воду, которая есть в ваших стаканчиках в формочки.
Посмотрите, что получилось: вода у нас та же самая, а вот какая форма? (Ответы детей) Катя, какую форму приняла твоя вода? (Ответ) Олег, какую форму приняла твоя вода? (Ответ) Даша, а какую форму приняла твоя вода? (Ответ)
Какой из этого опыта мы можем сделать вывод? (Ответы детей) Правильно, в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. Егор, какую форму приобретает вода? (Ответ) Максим, какую форму приобретает вода? (Ответ) Правильно. Молодцы.
Воспитатель: В нашем опыте вы видели, что вода может быть жидкой, а может быть в виде пара, вода может быть ещё в виде снега и льда. Как же так получается, что одна и та же вода бывает такой разной? (Ответы детей)
Игра - упражнение «Состояния воды»
Воспитатель: Ребята, встаньте и круг и возьмитесь за руки. Наш круг, как вода, может менять свою форму (круг вытягивается как овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас – частичка воды.
Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Вы можете отпустить руки и побегать. (Дети бегают, и каждый из вас движется сам по себе – каждый из вас стал частичкой пара.
А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало потеплее. Сейчас подбегайте друг к другу и обнимитесь. (Дети выполняют) Молодцы. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда.
Наша группа – это всё те же частички воды, но каждый раз они соединяются по-разному. Расскажите мне, как связаны частички друг с другом. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, встаньте и круг и возьмитесь за руки. Мы сейчас поиграли в познавательную игру, скажите, какие выводы можно сделать о воде из этой игры? (Ответы детей)
Скажите, когда вода находится в виде пара, как движутся частички воды? (Ответы детей) Глеб, скажи, когда вода находится в виде пара, как движутся частички воды? (Ответ) Правильно, каждая из них движется как будто сама по себе.
Ребята, а когда вода находится в твёрдом состоянии, как связаны её частички? (Ответы детей) Рита, скажи, а когда вода находится в твёрдом состоянии, как связаны её частички? (Ответ) Правильно, частички прочно связаны друг с другом: вода в твёрдом состоянии – это лёд, имеющий свою форму.
Воспитатель: Ребята, наше занятии подошло к концу. Сегодня все хорошо занимались, были внимательными. Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей) Какие выводы мы сделали из опытов? (Ответы детей) Когда вы придёте домой, можете поделиться своими знаниями с родителями.