Джуланова Светлана
Конспект комплексного занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о сказках. Совершенствовать умения разгадывать знакомые сказки с помощью нескольких слов из неё. Продолжать учить подбирать слова с противоположным значением. Учит подбирать и использовать прилагательные. Развивающие : Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать умения разыгрывать сказку. Воспитательные: Воспитывать стремление к добру, умение анализировать поступки свои и чужие. Воспитывать интерес и любовь к авторским и русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие : развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете; Развитие речи : приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова; Социально-коммуникативное развитие : формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Публикация «Конспект комплексного занятия по развитию речи „Путешествие по сказкам“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности; развитие представлений о здоровом образе жизни.
Художественно-эстетическое развитие : развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества; развивать конструктивно-модельную деятельность.
Предварительная работа: знакомство со сказками, загадками по сказкам. Оборудование: демонстрационный материал: ширма, игрушка на руку – мышка; мнемотаблица по сказке «Три медведя», иллюстрации к сказкам, иллюстрация репки, загадки, теремок, предметы (гитара, барабан, дудочка, гусли); раздаточный материал: фишки для дидактической игры «Какой?», «Какая?» Словарная работа: положительный, отрицательный. Методы и приемы:
Игровой сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, чтение сказки, дыхательная гимнастика, словесно – дидактические игры и упражнения; педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные: демонстрация на экране, рассматривание иллюстраций.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
Воспитатель: Дети, скажите, когда люди встречаются друг с другом они улыбаются или хмурят брови? Я предлагаю вам не хмурить брови, а посмотреть друг на друга и улыбнуться. А теперь посмотрите на меня и тоже улыбнитесь. Мы сегодня все будем делать с улыбкой и у нас все будет получаться.
(воспитатель и дети становятся в круг)
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки
И тепло пойдет по кругу.
Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу, а сейчас хочу, чтобы вы поздоровались и передали тепло нашим гостям, только оно будет воздушное. У вас е
, давайте вдохнем в них свое добро и отправим.
Дыхательная гимнастика: Сдуй снежинку
Присаживаемся на стулья.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, в нашей группе я нашла маленького мышонка. Он сидел и плакал, потому что потерялся. И оказалось, что это непростой мышонок, а сказочный. И он попросил нас вернуть его домой. Но для этого надо найти его сказку.
Ребята, а вы любите сказки? Сможете угадать сказку по нескольким словам?
Игра «Угадай сказку по словам»
В. - Тянут - потянут…
Д. - Репка
В. - Высоко сижу - далеко гляжу…
Д. - Маша и медведь.
В. - Яблонька, спрячь нас…
Д. - Гуси – лебеди
В. - Я от бабушки ушёл…
Д. - колобок
В. - Стоит в поле…
Д. - Теремок
В. - Как выскочу…
Д. - Заюшкина избушка Воспитатель: Молодцы! Вижу, что знаете сказки. Давайте тогда поможем мышонку. А для этого нам надо отправиться в путешествие по сказкам. Готовы,ребята?
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
(Воспитатель достаёт перышко) Ой, посмотрите, что я нашла – это же волшебное пёрышко! Мы на него подуем и посмотрим, куда оно нас поведет (дети дуют на пёрышко)
Воспитатель: Перо привело на поляну. Давайте встанем на нее и скажем следующие слова:
«1,2,3,4,5, - будем глазки закрывать - надо в сказку нам попасть.
Впереди ждут чудеса, нам опаздывать нельзя».
(Воспитатель дотрагивается пёрышком до всех детей, звучит волшебная музыка «Приходите в сказку») Открывайте глазки - мы попали в сказку.
Воспитатель: Посмотрите, здесь конверты разных цветов с разными цифрами. Это сказка приготовила для нас задания, которые мы должны выполнить, чтобы помочь мышонку (ребенок подходит и берет конверт с цифрой 1, называет цвет и цифру)
Воспитатель: какого цвета конверт? - первое задание
Послушайте загадку и отгадайте в какую сказку мы попали :
Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся…
(Колобок.)
А вам нравиться сказка «Колобок»? Давайте закроем глаза и представим, как Колобок катится по дорожке
(поменять картинку колобка на грустного).
Посмотрите, что случилось с нашим Колобком?
Как вы думаете, почему он стал таким?
Что будет, если Колобок навсегда останется таким?
Давайте поможем Колобку снова стать веселым.
Поиграем в игру «Подбери слово».
Мы будем подбирать слова к характеру героев этой сказки. Какой был колобок? (веселый, смелый, хвастливый).
Найди героя и помести его на фланелеграф.
Кого встретил колобок первым? Какой был заяц? (трусливый, испуганный, пушистый, мягкий, серенький, быстрый)
Кто вторым повстречался колобку? Какое слово подберем к волку? (злой, голодный, серый, голодный, зубастый)
Какой был медведь? (лохматый, сердитый, рычащий, большой, бурый, косолапый).
Кто последним повстречался колобку? Какая была в сказке лиса? (хитрая, ласковая, добрая, хитрая, рыжая)
Все герои выкладываются на фланелеграфе.
Скажите, ребята, а чему учит эта сказка? (не хвастай, не верь льстивым словам)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием!
Воспитатель: Мышонок, мы увидели, что это не твоя сказка. Но ты не грусти.
Давайте отправимся в следующую сказку :
«1,2,3,4,5, - будем глазки закрывать - надо в сказку нам попасть. (достаёт конверт №2 с иллюстрациями)
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома?
Что же это за сказка?
Воспитатель: Правильно, это сказка «Заюшкина избушка».
Ребята, а хорошо ли ваши пальчики умеют рисовать? А сможете ли вы нарисовать для меня сказку?
Моделирование по сказке «Заюшкина избушка».
На столах листы с пятью кругами и карандаши, на доске тоже лист с кругами.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка».
1 ребенок, расскажи с чего начинается сказка.
Правильно, Лиза, выйди нарисуй зайца и лису. Чем отличаются лиса и заяц? (у лисы острые уши и длинная мордочка, а у зайца длинные уши). Давайте на первом круге нарисуем лису, а на втором зайца.
Артур, расскажи, что произошло дальше? Как мы нарисуем собаку и медведя?
Выйди, Рамина, нарисуй собаке хвост колечком, а медведю маленькие круглые уши.
Ребята, нарисуйте и вы на своих кругах собаку и медведя. А дальше сказку нам расскажет София. Что есть особенного у петуха? (гребешок и клюв) Выйди, Андрей, нарисуй на круге петуха. И вы, ребята, завершите сказку на своих рисунках. Чему учит эта сказка? (на силу всегда найдется еще сильнее).
Воспитатель: Молодцы, ребята, мышке понравилось как вы нарисовали сказку по геометрическим фигурам.
Игра «Скажи наоборот».
В. - Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса…
Д. - смеётся
В. - Волк трусливый, а петух…
Д. - смелый
В. -Зайчик маленький, а медведь…
Д. - большой
В. - Весна пришла, а зима …
Д. - ушла
Воспитатель: Мышонок, это твоя сказка? Нет? Ну что ж, будем искать дальше. Но, давайте немного отдохнем
Физминутка «Сказка даст нам отдохнуть»
(Дети повторяют описываемые движения)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем- и снова в путь!
Нам советует Мальвина:станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-впроаво десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
-Чтобы была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1,2,3,4,5- повторите-ка опять.
Красной Шапочки совет:
-Если будешь прыгать, бегать
Проживешь ты много лет.
1,2,3,4,5- повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
Воспитатель: Здорово! Отдохнули? Но пора нам дальше отправляться
«1,2,3,4,5, - будем глазки закрывать - надо в сказку нам попасть (ребенок достаёт конверт №3, называет цвет и цифру)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя, Машенька)
(показывает иллюстрацию)
Воспитатель: Давайте вместе вспомним эту сказку, может там живёт Мышонок? А поможет нам вот такая таблица. Кто хочет начать рассказывать сказку? (вызывает желающих – 3-4 ребёнка по очереди рассказывают сказку при помощи мнемотаблицы).
Воспитатель: Мышонок, это твоя сказка? Нет? Ну что ж, будем искать дальше.
Наш Мышонок загрустил, но ничего, мы отправляемся дальше!
«1,2,3,4,5, - будем глазки закрывать - надо в сказку нам попасть. (ребенок достаёт конверт №4, называет цвет и цифру)
Воспитатель : отгадайте, что же это за сказка?.
В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — …
(Теремок)
Дети, а «Теремок» приготовил нам свою игру. Попробуем в неё сыграть?
Игра «Теремок»
(Воспитатель раздаёт детям карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - Удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары, и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.)
Воспитатель: Молодцы!
Мышонок! Так мы же нашли твою сказку. (слушает Мышонка) Нет? Дети, оказывается и это не его сказка : здесь живёт совсем другая Мышка! Тогда:
«1,2,3,4,5, - будем глазки закрывать - надо в сказку нам попасть. (ребенок достаёт конверт №5, называет цвет и цифру, в руках – картинка репки)
Вы знаете название этой сказки? И я не знаю.
У меня есть подсказка, картинка, но что на ней нарисовано я не знаю.
Может быть вы мне поможете? Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Говорить можно только «да» или «нет», а я постараюсь отгадать, что нарисовано на картинке.
Вопросы:
- это цветок?
- это дерево?
- это фрукт?
- это овощ?
- он круглый?
- он красный?
- он зеленый?
- он желтый?
- он с хвостиком?
- он растет из земли?
- это репа?
Итак, круглый овощ желтого цвета, с хвостиком, растет в земле – это репка.
Как называется сказка? (Дети отвечают)
Сказка «Репка» приготовила нам задание, которое мы должны выполнить.
(воспитатель приглашает детей, надевает им маски героев сказки «Репка»)
Давайте я буду рассказывать сказку «Репка», а вы будете её показывать.
(Дети показывают сказку).
Воспитатель: (дети – герои стоят в одном ряду)
Ребята, скажите, кто стоит первым?
А кто стоит перед внучкой?
Кто за кошкой?
Кто перед бабкой?
А кто стоит последним?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сказка нашей мышки, мы помогли мышонку.
Воспитатель: А теперь, ребятки, давайте вернёмся в наш садик! Где наше пёрышко?
1, 2, 3, 4, 5 - будем глазки закрывать - надо в садик нам попасть.
Воспитатель: Ребята, Мышонок хочет вместе с нами вспомнить, как поступали герои сказок, в которых мы с вами побывали сегодня.
1. Колобок что сделал? (Убежал от бабушки с дедушкой и попал в беду)
2. Лиса что сделала? (обидела Зайку)
3. Кто помог Зайке? (Петушок, смелый, отважный друг)
4. Девочка Маша к кому попала (к трём медведям)
5. Репку кто вытащил? (все вместе, дружно)
Воспитатель: Ребята, мы хотим быть дружными и добрыми, помогать друг другу? (дети отвечают)
Тогда давайте будем подражать добрым положительным героям из сказок! А Мышонок вас благодарит и дарит вот эти угощения!
(раздача шоколадных медалек детям).