алсу хамматова
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказочный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений
«Путешествие в сказочный мир» средняя группа
Цель: Обобщить полученные знания детей.
Задачи:
1. Стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
2. Развивать познавательный интерес;
3. Развивать диалектическое мышление;
Публикация «Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений „Путешествие в сказочный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
4. Развивать речевую активность детей, активно отвечать на вопросы.
Обучающие:
1. Упражнять в счёте в пределах 5;
2. Продолжать упражнять в количественном и порядковом счете до 5, в умении соотносить цифры с количеством;
3. Закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
4. Закреплять знание основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, фантазию;
3. Формировать мыслительные операции, развивать речь;
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям, умение сопереживать героям.
Предварительная работа : чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», рассматривание иллюстраций, заучивание пальчиковой гимнастики, скороговорки.
Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстраций);
- словесный (напоминание, указание, вопросы);
- поощрение, анализ деятельности;
- прием здоровье сберегающих технологий: смена видов деятельности.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Форма организации работы : групповая, индивидуальная.
Материал :
Демонстрационный материал : музыкальное сопровождение «В гостях у сказки»,
иллюстрация с изображением героев сказки, геометрических фигур и цифр, карточки для игры «Четвертый лишний», чашки, тарелки, печенье и разноцветные конфеты.
Раздаточный материал : карточки с цифрами от 1 до 5 на каждого ребенка, геометрические фигуры для выкладывания цветка.
Организационный момент:
- Добрый день, ребята! Мы сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие, в сказочный мир, где нас ждут интересные герои, загадки, игры. А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, о чем эти строки:
С детства все любили сказки :
Так обычно для детей,
Загораются их глазки,
В них чем дальше-тем страшней!
Как Иван-Царевич храбрый
Чудо-юдо победил,
И как серый волк забавный
Ему службу сослужил,
Как Аленушка-сестрица
Братца не уберегла,
И как гордая Жар-птица
Себе крылья обожгла.
Радостью мелькают лица
Удивительных ребят,
Ночью может им присниться
Дружба сказочных зверят,
И добро в них побеждает,
Погибает зависть, зло,
Злой волшебник умирает-
Значит, ДЕТЯМ ПОВЕЗЛО! (ответы детей)
Основная часть:
Звучит мелодия «В гостях у сказки».
- Ребята, мы с вами попали в сказку. Давайте узнаем ее по иллюстрации (показ иллюстрации из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Как называется эта сказка?
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.
- Ребята, давайте развеселим Аленушку и ее братца. Вспомним веселую пальчиковую гимнастику (дети выполняют движения по словам) :
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук
«здороваются», начиная с больших.)
В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» пальцами по столу.)
За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
- Читаем дальше.
Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
- А, пока наши герои идут, мы с вами отгадаем загадку:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … Круг.
(показ карточки с изображением круга)
- Теперь, ребята, внимательно оглянитесь вокруг и найдите в нашей группе что-нибудь круглое (мяч, колесо, часы, солнышко).
- Молодцы, продолжим.
Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
— Не пей, братец, телёночком станешь!
- Какой непослушный братец! Ребята, как думаете, он правильно себя ведет? (ответы детей). А вот еще одна загадка:
- Ты на меня внимательно смотри –
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я? (треугольник)
(показ карточки с изображением треугольника)
- Посмотрите вокруг, в нашей группе есть предметы треугольной формы? (пирамидка, крыша, флажок).
- Поздравляю, вы справились с заданием.
Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, жеребёночком станешь!
- Опять Иванушка не хочет слушаться сестру. Давайте, мы его отвлечем, и загадку прочтем:
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это (квадрат)
(показ карточки с изображением квадрата)
- Ребята, а сможете ли вы найти предметы квадратной формы? (сиденье стула, сторона кубика, окно, подушка)
- Молодцы, продолжим.
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козлёночком станешь!
- Ребята, что нам делать? Может следующая загадка образумит Иванушку:
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник)
(показ карточки с изображением прямоугольника)
- Оглянитесь, видите ли, вокруг предметы прямоугольной формы? (стол, дверь, одеяло, ковер)
- Молодцы, вы знаете геометрические фигуры и внимательно слушали на занятиях. Но вот герой нашей сказки был невнимательным. Что же дальше произошло?
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
- Вот к чему приводит, если не слушать взрослых. Правильно ли поступил Иванушка? (ответы детей).
- А нам осталось отгадать последнюю загадку:
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
(показ карточки с изображением прямоугольника)
Ребята, а сможете ли вы найти предметы овальной формы? (яйцо, салфетка, зеркало)
- Хорошо, вы справились с заданием. Продолжим.
Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села на стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.
- И мы свами вместе немного отдохнем, подвигаемся.
Физминутка:
Утром козлик проснулся, потянулся, улыбнулся.
Раз – росой он умылся, два – изящно покрутился,
Три – нагнулся и присел.
На четыре он привстал, а на пять он побежал.
(повторить 2 раза)
- А теперь продолжим.
В ту пору ехал мимо купец:
— О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато, серебро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
- Ребята, я предлагаю вам подарить Аленушке красивые цветы, которые соберем из геометрических фигур. У цветка есть середина и лепестки (квадратные, треугольные и прямоугольные). Предлагаю составить цветы так, чтобы лепестки были одной формы.
(Дети выкладывают на столах цветы, согласно указаниям воспитателя).
- Молодцы, ребята. А теперь продолжим наше сказочное чтение.
Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
- Ребята, давайте, и мы с вами проведем чаепитие. Вот чашки и тарелки, вот печенье и конфеты.
Поиграем в игру «Сколько и какого цвета?» (воспитатель спрашивает количество предметов на тарелочках, дети считают и показывают карточку с соответствующей цифрой; упражнения в количественном и порядковом счете до 5, определяют цвета конфет).
- Хорошо, вы справились.
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись, приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и так-то ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.
А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
- Ребята, скажите, кто в этой сказке лишний? (ответы детей). Правильно, ведьма.
Я вам предлагаю вам игру «Четвертый лишний», чтобы мы с вами научиться определять лишнего. Может и купец этому научится (демонстрация карточек с изображением трех одинаковых фигур и четвертой лишней).
Одному козлёночку все было ведомо.
Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовё т:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
- Дети, а давайте мы все вместе поможем Аленушку спасти. Вытащим из воды и все расскажем купцу. Предлагаю встать, произнести волшебные слова и сестрица Аленушка будет уже на свободе (ребята встают, произносят скороговорку про дружбу, каждый раз быстрее) :
Друг – это тот, кто тебя понимает.
Друг – это тот, кто с тобою страдает.
Друг не покинет тебя никогда,
Друг остается с тобой навсегда.
- Вот и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
- вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!
Заключительная часть:
- Чем мы сегодня занимались?
- Понравилось путешествие?
- Кому мы помогали? (ответы детей)
- Вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями, поиграли, помогли сестрице Аленушке. И показали хорошие знания по математике. На этом наше путешествие пришло к концу. До новых встреч в просторах сказочного мира!