Людмила Честнова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Тема занятия : «Земля наш общий дом»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных их внешнем виде в условиях севера зимой.
Задачи:
Образовательная:
- формирование познавательного интереса о Крайнем Севере;
- закрепление знаний о животных севера их внешнем виде, образе жизни;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
-продолжать упражнять детей в умении устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- воспитание интереса к разнообразию природного мира и бережное отношение к природе;
Развивающая:
- развитие детского творчества, поэзии (чтение и заучивание стихов); развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей;
Словарная работа: обогащать словарный запас теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, северный олень, песец, рога, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).
Продукт проекта: Выставка рисунков «Животные холодных стран», коллаж «Обитатели Севера», презентация «Животные и птицы Севера» книжка-самоделка «Животные Севера»
Итоговое мероприятие: презентация творческих продуктов проекта. Игра – путешествие по Северу.
Ход занятия
Воспитатель:
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …
Дети: (Глобус)
Воспитатель: А что такое глобус кто-нибудь знает?
Дети: Модель Земли, где живут все люди, животные и т. д.
Воспитатель: Давайте мы его рассмотрим.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом?
Дети: реки, моря, океаны.
Воспитатель: а желтым и коричневым?
Дети: горы и пустыни.
Воспитатель: а зеленым?
Дети: леса и долины.
Воспитатель: Давайте найдем на глобусе Северный полюс. Почему вы решили, что это Северный полюс?
Воспитатель: Что вы можете сказать о природе и о климате Северного полюса?
Дети: Северный полюс – царство трескучих морозов, это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Бескрайние заснеженные просторы, ледяные поля. На Северном полюсе растут мхи и лишайники они очень выносливы. Ими питаются северные олени.
Воспитатель: Верно. Давайте поговорим о тех животных, которые приспособились жить в суровых условиях вечной мерзлоты среди снегов и льдов.
Дети: Это тюлени, моржи, песцы, северные олени, белые медведи.
Воспитатель: Ребята Оля дома в месте со своими родителями приготовила интересное сообщение для вас. (Ребенок в виде презентации рассказывает о тюленях, моржах)
Воспитатель: О песце и северном олене расскажет….
Составление рассказа о песце и о северном олене.
Физкультминутка «О севере».
Дуют ветры ледяные - машут руками вверху
Горы снежные, крутые. -руки поднять вверх, встать на носочки
Там о лете не слыхали - ладонь прижать к уху, наклоны в стороны
Там согреешься едва ли - обнять себя руками
Он не мал и не велик -руки свести и развести в стороны
Этот снежный материк. - хлопнуть в ладоши на уровне груди
Воспитатель: Сейчас Таня прочитает вам загадку, внимательно слушайте. (Ребенок читает загадку, зашифрованную в мнемотаблицу (он белый, большой, а не маленький, у него 4 лапы, питается рыбой, птицами, кто это)
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте рассмотрим фото «Медведица с медвежонком». Ребята чтобы защищаться медвежонку, выжить в суровых условиях какими качествами должен обладать он? (ловкостью, силой). А кто его всему этому учит? (мама – медведица).
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в Д/ И: «Скажи наоборот!»
Цель: Активизируется употребление прилагательных, развивается грамматика речи.
Медведица - большая, а медвежонок - маленький.
Медведица - сильная, а медвежонок - слабый.
Медвежонок- глупый, а медведица - умная.
Медведица - ловкая, а медвежонок - неуклюжий.
Медвежонок - медленный, а медведица - быстрая.
Медведица - смелая, а медвежонок - трусливый.
Воспитатель: Как вы думаете, почему у медведя белый мех?
Воспитатель: У полярного медведя великолепный мех. Ему не страшны даже самые лютые морозы. Мех плотный густой, длинный. Под такой шубой прячется еще и толстый слой подкожного жира, который его согревает.
Исследовательский эксперимент:
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему медведи, тюлени и моржи не покрываются льдом, когда они вылезают из воды на сильный мороз?
Предположения детей.
Воспитатель: Давайте проведем опыт. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Какая рука стала?
Дети: Она мокрая.
Воспитатель: А давайте представим, что произойдет с капельками воды на руках, если сейчас ударит мороз?
Дети: Вода превратится в лед.
Воспитатель: Теперь вытрите руки.
Воспитатель каждому ребенку кладет на верхнюю часть руки немного жира.
Воспитатель: Ребята слегка разотрите указательным пальцем жир. (детским кремом, вазелином.) Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?
Дети: Вода уже не покрывает всю руку, она собирается капельками.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так получилось?
Предположения детей.
Воспитатель: Жир не пропускает воду.
Воспитатель: Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?
Дети: Капельки легко слетели с руки.
Воспитатель: Что же спасает животных севера от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).
Воспитатель: Ребята, вы очень много знаете о климате Северного полюса, о его обитателях. А откуда у вас столько информации? (читаем книги с родителями, энциклопедии, презентации, фильмы, мультфильмы)
Воспитатель: Давайте вспомним, какие вы знаете мультфильмы о Северном полюсе?
Нарезка мультфильмов (дети угадывают). Последний кадр с северным сиянием с мультфильма «Умка»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью Небо часами переливается разноцветными огнями волны красного, зелёного, синего цвета, переливаясь и вспыхивая, проносятся по небу с одного края на другой. Ребята вы знаете, как называется это чудо природы?
Воспитатель: А вы видел северное сияние? (ответы детей) Хотите посмотреть? (воспитатель показывает макет «Северное сияние»)
Воспитатель: Давайте мы сейчас с вами сделаем тоже Северное сияние. Хотите попробовать?
Исследовательский эксперимент:
У вас на столах стоит стакан с водой, салфетка и фломастеры. Возьмите фломастеры и на салфетке от метки ставьте точки с лева направо близко друг к другу. Теперь возьмите салфетку и окуните (опустите) не всю в воду так чтобы кончик салфетки дотронулся до дна стакана.
Сморите что происходит? Что мы с вами сделали? Северное сияние на что похоже?
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие явления природы можно наблюдать в Арктике? Что понравилось больше всего?
Воспитатель отдает макет Земли ребенку. Дети встают около него полукругом, ребенок держит глобус и читает стихотворение
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)