Марина Дёмина
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Земля-наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
"Земля - наш общий дом"
Цель:
Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.
Задачи
Обучающие:
-обобщить знания детей об окружающем мире родного края; - формировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, закрепить знания правил поведения в природе.
Развивающие:
- совершенствование диалогической формы речи, умения характеризовать ситуацию; высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
- формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Земля-наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные: - воспитывать у детей ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе и друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска; круги красного, зелёного цвета, картинки с изображением птиц; запрещающие знаки (раскраски на каждого ребенка, цветные восковые мелки.
Методы и приёмы.
Методы наглядного обучения– компьютерная презентация, использование картинок с изображением птиц.
Словесный – беседа, обсуждение, отгадки на загадки, художественное слово.
Игровой – игры: «Что я знаю о деревьях», «Угадай по описанию», релаксация «Дерево», дидактическая игра «Оцени поступок», «Знатоки птиц».
Предварительная работа.
Беседа на темы: «Лес и здоровье», «Дары леса»; рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе; отгадывание загадок о лесных зверях; рисование на лесную тематику.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Игра на общение.
Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя? (Да). Но сначала, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу. (здороваются за руку)
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»; (соединяют ладошки с друг с другом)
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. (улыбаются друг другу)
— ДОБРОЕ УТРО! (говорят все вместе)
Беседа
- Ребята, как вы думаете, есть ли что - нибудь такое, чего нельзя купить? (Дети высказывают предположения) .
- Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить?"
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
- Так что же нельзя купить? (пение птиц, речку, траву, лужайку)
Богата природа нашего края. Красоту, которую она нам дарит, нельзя купить ни за какие деньги! Мы не можем с вами, например, купить большое, красивое дерево и поставить его около своего дома.
- А что нужно сделать? (Его нужно посадить).
- Правильно, его нужно посадить и приложить немало труда, чтобы оно не погибло, а выросло.
- Какую пользу приносят нам деревья? (Украшают улицы, дворы, помогают нам спрятаться от жары, очищают воздух от вредных веществ).
- Ребята, мы с вами живем в очень красивом месте, природа нашего края красива и разнообразна. Наш лес - это природная кладовая. Как вы думаете, почему так говорят? (в лесу растут ягоды, грибы, в речке водится рыба, в лесу заготавливают дрова и т. д.)
- Сегодня я предлагаю вам совершим путешествие по нашему родному краю. Вы любите путешествовать? (Да).
- Тогда берите с собой свои знания и вперёд! Тропинка в лесу очень узкая, поэтому пойдем друг за другом.
Дидактическая игра «Слова- наоборот» (игра с мячом. Ведущий по очереди бросает мяч детям и говорит слово, ребёнок возвращает мяч ведущему, говоря слово противоположное по значению).
- Леса бывают разные: светлые-(темные,
Частые -(редкие);
- Деревья в лесу бывают: тонкие -(толстые,
высокие - (низкие, хвойные - … (лиственные)
могучие-(слабые);
- деревья рождаются -(погибают); зацветают -…отцветают.
- Закройте глаза и скажите такие слова: «Здравствуй, здравствуй чудо лес, полон сказок и чудес», (громко, ласково, радостно, грустно, шепотом, тихо).
Откройте глаза.
II. Показ презентации. (Слайд№1)
- Ну вот, мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, какой красивый наш лес!
Мы наблюдали деревья в разное время года, а какие вы были внимательные, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"
Игра «Что я знаю о деревьях?»
- Какие деревья круглый год одного цвета? (ель, сосна) Слайд №2
- Плод, какого дерева называется желудь? (дуб) Слайд №3
- Какое дерево считают символом России? (берёза) Слайд№4
- У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина) Слайд№5
- Из плодов какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина) Слайд№6
- Ну, что же ребята отправляемся дальше, мы вышли с вами на лесную поляну. (Слайд№7). Но здесь никого нет. Все звери спрятались. Найти их нам поможет игра «Угадай по описанию»
Игра «Угадай по описанию» (изображения зверей появляются по щелчку).
- Маленький, трусливый, длинноухий. (заяц)
- Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу).
-Рыжая, хитрая, длиннохвостая (лиса).
-Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек).
-Маленький, серый, колючий, шустрый (ёж).
-Огромный, длинноногий, рогатый (лось).
-Маленькая, рыженькая, прыгучая (белка).
-Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки).
-Серый, злой, голодный (волк).
-Почему говорят, что волк голодный? (ему трудно добыть пищу)
- Большой, мохнатый, косолапый? (медведь)
- А кого из названных зверей мы не можем увидеть зимой? Почему? (медведя и ежа, потому что они спят зимой).
- Ребята, а давайте прислушаемся, почему в лесу тихо? Кого мы ещё не встретили в лесу? (не слышно пения птиц).
- Послушайте (звучит запись с голосами птиц)
- Каких птиц вы услышали? (дятел, кукушка, соловей)
- Все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)
-Как называются птицы, которые улетают на зиму? (перелетные)
- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)
Игра «Знатоки птиц»
Ход игры. Дети стоят по кругу, у каждого в руках карточка с изображением птицы. Дети делают расчёт на первый – второй, и поворачиваются друг к другу лицом (первые номера по внешнему кругу, вторые – по внутреннему кругу). Сначала первые номера рассказывают, какая птица изображена у него на картинке, потом вторые номера рассказывают о своей птице. Затем вторые номера делают шаг вправо (меняют партнёра) и игра продолжается.
- Молодцы, ребята. Вы настоящие знатоки и друзья природы. Леса и луга, горы и равнины, реки и озёра откроют вам свои тайны – ведь вы умеете ценить красоту нашей природы. Но мы с вами должны ещё беречь, и защищать нашу любимую планету и должны всегда помнить правила поведения на природе.
Игровое упражнение «Оцени поступок»
Задание: зачитывается описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Дети оценивают этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок: красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде; зелёный – действие разрешено.
• В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.
• Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.
• Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок.
• Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки.
• Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его.
• В детском саду мы выращиваем комнатные растения.
• Каждую зиму мы проводят операцию «Птичья столовая».
• Каждую весну на клумбе высаживается большое количество цветов.
- Наверное, многие из нас стараются сделать уютным и красивым свой дом. Но мы забываем, что за порогом нашего дома – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля – голубая. (Слайд №9). И от каждого из нас зависит, чтобы на нашей планете были голубые озера, а не грязные лужи, прекрасные луга, а не горы мусора. Очень важно бережно относится к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живет. Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе.
- Какие правила вы знаете? (нельзя мусор в лесу оставлять, нельзя разжигать костёр, нельзя разрушать муравейники и т. д.)
- Как вы думаете, что поможет нам запомнить правила поведения в лесу? (специальные знаки, если дети затрудняются с ответом, помочь им).
Обсуждение. Предложить детям подумать и рассказать, какими должны быть знаки и как их можно нарисовать (они должны быть запрещающие, как дорожные, красного цвета, что бы сразу стало понятно, что так поступать нельзя). Моделирование на интерактивной доске.
Творческое задание. Работа на тему «Экологические знаки».
Дети называют правила поведения в природе и рисуют соответствующий экологический знак.
– Не ломай ветки деревьев и кустарников.
– Не загрязняй реки и озера.
– Не разжигай в лесу костры.
– Не рви в лесу на лугу цветы.
– Соблюдай тишину в лесу. Вы можете нарушить покой зверей и птиц.
– Не лови насекомых.
– Не разоряй муравейники.
– Не руби деревья.
– Не разоряй птичьи гнезда.
– Не оставляй в лесу и у реки мусор.
– Не забирай животных домой.
По окончанию работы предлагаю детям сделать альбом – памятку
«Природоохранительные знаки».